СКАЗКА КАК СРЕДСТВО Опыт работы по теме: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОСНОВАННЫЙ НА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОСНОВАННОГО НА НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Ямалова З.И., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразивающего вида № 6 «Радуга» п.г.т.Кукмор
Работа по 13eq воспитанию15 гражданско-патриотических 13eq чувств15 у 13eq детей15 старшего 13eq дошкольного15 возраста 13eq важнейшей15 задачей 13eq нашего15 общества.
Данная 13eq работа15 в 13 EMBED Equation.3 1415 детском саду 13eq ведется15 по двум 13eq направлениям.15
1. 13eq Работа15 с 13eq детьми15
2. 13eq Работа15 с 13eq родителями15
Для 13eq более15 осознанного 13eq восприятия15 детьми 13eq знаний15 о 13eq традициях15 народной 13eq культуры,15 её 13eq обычаев15 в 13eq работе15 я 13eq использую15 многообразие 13eq методов15 и 13eq приемов.15 Разнообразные 13eq формы15 работы: 13eq занятия,15 беседы, 13eq сказкатерапия,15 креативные виды 13eq деятельности,15 развлечения, 13eq игры-драматизации,15 которые 13eq помогают15 детям 13eq почувствовать15 и 13eq понимать15 особенность 13eq национальной15 культуры, 13eq любить15 и 13eq уважать15 своих 13eq родных,15 ценить труд 13eq человека,15 а 13eq через15 всё это 13eq формировать15 в себе 13eq чувство15 гражданственности - 13eq любить15 Родину. 13eq Работа15 проводиться как на 13eq специально15 организованных 13eq занятиях,15 так и 13eq вечерние15 отрезки 13eq времени.15
Каждый вид деятельности решает определенные задачи.
Так, например, с помощью специально подобранной тематики бесед, мы узнаем с детьми:
О традициях и быте татарской, русской, марийской и удмурсткой культур.
О местах п
·роживания наших предков.
Об исто
·рии м
·ужской и женской одежды.
Об исто
·рии на
·родной кухни.
О на
·родных праздниках.
О на
·родных приметах.
О ге
·роизме народа.
Соде
·ржание бесед и поставленные воп
·росы я че
·рпаю, п
·режде всего, из русских, тата
·рских, ма
·рийских и удму
·ртских на
·родных сказок.
Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал и они помогают мне раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
дружба помогает победить зло («Зимовье», «Алтын каурый»);
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят», «Саран хэм Юмарт», «Батыр из племени Чуть», Нынчок-патыр.);
зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Бедняк и два бая», «Девочка и Вувер-кува»).
В народных сказках мы встречаем смелость и трусость, трудолюбие и лень. В сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Так репку тянуть всей семьей – взаимопомощь, Кот за петуха горой – помощь друга, Три сестры – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана.
Во всех сказках преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрые советники. Этот персонаж всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы, алтын тарак, волшебные вилы, которые олицетворяют собой народные мечты.)
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.
Женщины в народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой)  все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.
Положительные герои - мужчины, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Животные в народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Например, Лиса плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие, чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман, особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев).
Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману со стороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы. Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.
Народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым. Вот небольшие советы, как правильно читать сказку. Мотив благодарности прослеживается во многих сказках – в "Василисе Прекрасной", например, герой пощадил зверя: не убил, не съел, помог, спас ему жизнь просто из милосердия - и это впоследствии окупается.
Многие сказки отражают первобытный обряд инициации: неопытный юнец уходит в неизвестное, подвергается испытаниям и возвращается домой настоящим мужчиной. В "Молодильных яблоках" герой без коня он не получил бы яблок, без царевны не получил бы коня. Он проявил не только умение терпеливо и методично идти к достижению своей цели, но проявил изобретательность и вернулся домой и с царевной, и с конём, и с яблоками.
А вот печальная история: колобок в большом мире. Мир полон опасностей. Если бы колобок не двинулся с окна, то у него не было бы шансов прожить даже эту малую жизнь - бабка с дедкой съели бы его. Колобок воспользовался случаем - и проиграл, потому, что сам виноват был.
Сказка как сокровищница народа находит применение в различных областях и формах работы с детьми дошкольного возраста.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения, к поколению воспитывая в детях патриотические чувства и основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
"Сказки, это - первые и блестящие попытки народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский». Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.
Приобщайте детей к истокам народной культуры, сказки, загадки, пословицы, поговорки, с которыми вы знакомите детей, закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине.
Список использованной литературы.
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М.: ЦГЛ., 2015.
2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1.,2005.
3. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М.: Линка-Пресс,2013.