Учителю литературы в начале или в конце года От зарубежной литературы к русской.


От зарубежной литературы к русской Зарубежная литература Этапы развития Литература Древней Греции (мифы, Эзоп) Древнего Рима (ораторы, Гораций, Цезарь)Литература Средних веков (Сервантес)Литература Возрождения (Шекспир)Литература эпохи Просвещения (17-18 вв, Гёте)Литература 19 векаЛитература 20 века Вильям Шекспир (1564 – 1616)Великий драматург Англии родился в семье богатого торговца, но продолжать дело отца не захотел, а решил стать актёром. Впоследствии стал писать пьесы, которые сделали его известным на весь мир: «Ромео и Джульетта», «Гамлет, принц датский», «Двенадцатая ночь» и другие. «Ромео и Джульетта» – шедевр английской литературыСюжет - в пьесе 5 актов о любви юноши и девушки из двух враждующих старинных родов: Монтекки и Капулетти В композиции трагедии – тайные встречи героев, заговоры врагов. Тема трагедии – тема истинной любви и вражды. Ромео из рода Монтекки, не зная о том, что любимая жива, убивает себя, выпив яд.Джульетта из рода Капулетти убивает себя кинжалом, увидев любимого мёртвым. «Гамлет» – трагедия о предательстве.Пьеса состоит из 5 актов, это одна из известных трагедий мировой драматургии.Главная тема – тема мести сына за убийство отца. «Гамлет» – пьеса о лживом королевстве Мольер (Жан – Батист Поклен) (1622 – 1673)Французский комедиограф, создатель классической комедии, актёр и директор театра. Родом Мольер из старинной буржуазной семьи. Учился в престижной школе, затем в коллеже (колледже). «Мнимый больной» (1673)Комедия о лживых врачах-шарлатанах, желающих зарабатывать деньги любым путём,коварных жёнах. Тема комедии – тема разоблачения лжи и коварства. Гёте (1749 – 1832)Немецкий поэт,Государственный деятель,Мыслитель и философ. Трагедия «Фауст» (1774 – 1832)Трагедия состоит из 2-х частей.Поэт обращался к данному произведению в течение многих лет. Фауст – герой немецких мифов и преданий. Иоганн Фауст – главный герой трагедииСюжет трагедии - Фауст продал душу дьяволу, чтобы обессмертить себя.Фауст – личность не только трагическая , но и отрицательная: он лживый, пессимистичный, всегда и всех проклинает. Тема трагедии – омертвение души.Второй герой трагедии – Дьявол – искуситель (Мефистофель).Мефистофель ещё больше ненавидит мир и искушает Фауста, предлагая ему бессмертие. Этапы развития русской литературыУНТ (фольклор)Древнерусская литература(11 -17 вв.) Литература 18 векаЛитература 19 века: а) 1-я половина; б) 2-я половина.Литература 20 века: а) 1-я половина; б) 2-я половина. Литература 18 века Тредиаковский Василий Кириллович (1703 – 1769)Русский учёный, поэт, переводчик, член Академии наук;Основатель силлабо-тонического стихосложения, работал в жанре оды, сонета, элегии. Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777)Яркий представитель русской литературы 18 века;Создатель русского театра;Создатель комедий, трагедий, басен, сатирических произведений. Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765)Русский учёный мирового значения;Реформатор русского стихосложения;Создатель научных трудов по риторике, грамматике;Основоположник торжественной оды;Написал трактат «Три стиля русского литературного языка». Державин Гаврила Романович (1743 – 1816)Русский поэт эпохи Просвещения;Государственный деятель, сенатор, губернатор;Работал в жанре оды с прославлением великих поступков и порицанием дурных;Его творчество – вершина русского классицизма. Державин и Пушкин Фонвизин Денис Иванович (1745 – 1792)Русский литератор екатерининской эпохи;Создатель русских бытовых комедий, самая знаменитая из которых – «Недоросль». Сюжет комедии прост: помещица Простакова решила выгодно женить своего сына Митрофана.Госпожа Простакова – тип грубой, невежественной помещицы, которая истязает всех вокруг. Герой комедии Фонвизина Митрофанушка стал символом невежества, лени, необразованности.Его знаменитая фраза: «Не хочу учиться, а хочу жениться» - разошлась по стране, и в настоящее время олицетворяет нежелание учиться. Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826)Выдающийся учёный в области русской истории, создатель многотомного труда «История Государства Российского;Крупнейший литератор эпохи сентиментализма;Реформатор русского литературного языка;Ввёл в русский язык много слов, например: эпоха, эстетика, сцена, гармония и другие. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» – вершина русского сентиментализма.Сюжет повести прост: бедная девушка влюбляется в молодого человека, а он женится на другой ради денег.Героиня не желает жить без любимого и топится в озере. Главная героиня повести Карамзина Лиза – олицетворение нравственной девушки, которая не смогла вынести предательства любимого человека Жуковский Василий Андреевич (1783 – 1852)Русский поэт, друг Пушкина;Основоположник русского романтизма в поэзии;Переводчик, критик, член Академии наук «Солнце русской поэзии» Мотивы лирики ПушкинаДружеские;Любовные;Вольнолюбивые;Философские;Политические;Гражданские; Лицейский период творчества 1813 - 1817Метод – романтизмОпора на традиции ЖуковскогоМотивы – дружбы, любви, свободыЦентральное произведение – стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» Комната Пушкина в Лицее Петербургский период творчества 1817 - 1820Новые художественные решенияНоваторство в поэзииПолитические мотивыЛирический герой – не мечтатель, а полный сил человекЦентральные произведения – стихотворение «К Чаадаеву» и ода «Вольность» Южная ссылка 1820 - 1824Появление противоречий в душе герояСвободолюбивые мотивыЦентральные произведения - стихотворения «К морю» и «Узник» Михайловская ссылка 1824 - 1826Встречи с друзьями и написание стихотворения «19 октября 1925 года»Развитие философской лирики и написание стихотворения «Пророк» Вершина любовной лирики - «Я помню чудное мгновенье» Пушкин в Михайловском Второй петербургский период 1826 - 1830Развитие гражданской поэзииМетод - реализмДекабристское восстание (1825), казнь и ссылка друзейЦентральное произведение – «Во глубине сибирских руд» Встреча с Натальей Гончаровой, будущей женойНачало работы над романом «Евгений Онегин» Центральное произведение – «Я вас любил»; «Евгений Онегин» – шедевр русского романа в стихах Болдинская осень – самый плодотворный период творчества (1830) Последние годы жизниЦентральное произведение – стихотворение, подводящее итог всему творчеству поэта, - «Памятник» Поэма «Медный всадник»Тема поэмы – человек и государство «Закатилось солнце русской поэзии» А. Краевский Пушкин на смертном одре Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 - 1840 Тарханы, Пензенская губерния Смерть А.С. Пушкина потрясла Россию… Лермонтов на Кавказе Поэма «Демон» - шедевр русской романтической поэзии (1829-1839)Основана на библейской легенде о павшем ангеле, восставшем против БогаВ основе сюжета – стремление к добру и красоте, которые побеждают зло внутри Демона «Герой нашего времени» – вершина русской прозы 1-ой половины 19 века (1838-1840)1 часть: «Бэла» (3) «Максим Максимыч» (5)Журнал Печорина: «Предисловие» (6) «Тамань» (1)2 часть: «Княжна Мери» (2) «Фаталист» (4) Григорий Александрович Печорин – герой, «составленный из пороков всего поколения».Петербуржец, военный, прапорщикМолодой человек 23 летФамилия от названия северной реки Печора («холодный»)Антипод Онегину (Река Онега – тёплая)«Эгоист поневоле»Несёт идеи постдекабристкого времени Глава «Бэла» Глава «Максим Максимыч» Глава «Княжна Мери»Печорин влюбляет в себя юную девушку Мери, заставляет её страдать, понимает, что счастья ей не принесёт Дуэль с Грушницким – один из центральных эпизодов романа Проблемы в романеЧеловеческой душиСмысла жизни: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»ОдиночестваЭгоизмаЖизни и смертиПоиска целей в жизни Николай Васильевич Гоголь 1809-1852Рождение в селе Сорочинцы Полтавской губернии в старинной богатой семье дворян, в которой любили театрПрозаикДраматургКритик «Тарас Бульба» – повесть о служении Отечеству и патриотизме Комедия «Ревизор» - сатира на русскую действительностьОсновная проблема комедии – обличение пороков чиновничества Повесть «Шинель» - вершина в русской литературе в изображении «маленького человека»Входит в цикл «Петербургские повести»Герой повести, А.А. Башмачкин, – беззащитный, бесправный человекЛюбил свою работу, но над ним все смеялись, так как вокруг него – равнодушные люди