Выступление на районном методическом объединении учителей технологии Суть современного урока технологии


Тема выступления
на методическом объединении учителей технологии:
«Суть современного урока технологии».
Спицына Г.И.;
Учитель технологии МКОУ Васильевской ООШ
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
К.Д.Ушинский.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Целью деятельностного подхода на уроках технологии является развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание ребенка как самостоятельной личности, умеющей: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Задачи для учителя : - научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;
- воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;
- формировать эстетический вкус;
- прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;
-развивать логическое мышление и творческие способности;
-научить работать с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.
Урок является основной формой организации учебного процесса. Ученик на уроке является главным деятелем. Я заранее планирую урок, продумываю его организацию, затем провожу урок, осуществляю коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Рычаги управления процессом заключаются в следующем:
۞ Мотивация к учебной деятельности. На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а именно: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности («хочу»). Для этого в кабинете оформлены выставки детских работ . 2) выделяется содержательная область («могу»)
۞ Подготовка мышления детей к проектированной деятельности:
1) конспектируем новые знания, необходимые для выполнения проекта, 2) тренировка мыслительных операций.
۞ Выявление причины затруднения (если есть). 1) Помогаю детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение 2) Выявляем вместе причину затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.
۞ Выход из затруднения, выполнение заданного проекта. Учащиеся обдумывают план действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3) выбирается метод разрешения затруднения, 4)самостоятельно выполняют проект.
۞ Самопроверка по образцу. Предлагаю выполнить самопроверку на основе сопоставления с образцом. Эмоциональная направленность состоит в организации, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его на дальнейшую познавательную деятельность.
۞ Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения и запись домашнего задания.
Например: 5 кл. тема: Изготовление прихватки. – 6 ч. На первом уроке показываю образцы прихваток, заинтересовываю, предлагаю сделать в подарок маме. Затем предлагаю ответить на вопросы: материал необходимый для изготовления прихватки, количество, как рассчитать, какая может быть форма прихватки, последовательность выполнения работы, способы отделки… Разбираем затруднения, которые могут появиться в процессе выполнения работы. Затем учащиеся самостоятельно выполняют изготовление прихватки, говорю о том, что работы должны получиться у всех разные, творческие, оригинальные. Затем обсуждаем готовые работы, задаем вопрос: что получилось, а что может быть не так как хотелось, почему? Настраиваю на то, что в следующий раз должно быть ещё лучше.
Активизируя стремление ребенка к постоянной творческой деятельности, можно создать основу для развития природных качеств человека и совершенствовать их; воспитать в детях потребность трудиться, показать каждому ученику, что труд человека – это источник его физического и духовного здоровья, основа жизни человека. Важно чтобы ученик мог порадоваться своей работе, успеху, чтобы он знал, что его труд необходим людям.
Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. Школьные стандарты отменяют “минимум знаний” и вводят понятие социального заказа. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты.