Коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возрастав методом песочной терапии


«Коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста методом песочной терапии»
Педагог-психолог МКДОУ № 172
Головнина Л.Ю.
Пояснительная записка
Проблема агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста имеет
непосредственную связь с проблемами семейных отношений, семейного воспитания:
Недостаточная компетентность родителей в возрастных особенностях своих детей,
Нетерпимость к любым проявлениям отрытой агрессии, а также демонстрация взрослыми агрессивных форм поведения
Излишняя строгость или вседозволенность по отношению к ребенку в семье.
Практика показывает , что взрослые недостаточно серьезно и обдуманно
относятся к просмотру детьми телепередач агрессивного содержания. Между тем ученые и практики в области психологии и педагогики говорят о там, что иностранные мультфильмы, а иногда и современные отечественные , демонстрируют деструктивные формы поведения героев и дети склонны к подражанию любимым персонажам. В результате личность ребенка усваивает символические формы агрессии (нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления), а также проявление косвенной агрессии. Невозможность разрешения конфликтов приводит к тому, что в детях просыпается злость, отчаяние, гнев, враждебность, жестокость, притеснение, насилие. Последнее время агрессивные реакции стали проявляться как патохарактерологические и детям требуется психолого-педагогическая, медикаментозная помощь в овладении агрессивностью.
Метод песочной терапии является эффективным для коррекции отклоняющегося поведения, а в частности агрессивности. Песочница – прекрасная среда для глубокого понимания другого и построения с ним гармоничных взаимоотношений. Используя данный метод, возможно многого добиться: не только показать малышам как строить свои взаимоотношения с миром без использования агрессии, но и помочь родителям осознать агрессивность их детей как проблему, показать взрослым игровые приемы компенсации детской агрессивности, обучить воспитателей и родителей приемам неагрессивной коммуникации с детьми.
Содержание
Нами разработана авторская программа, направленная на коррекцию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методом песочной игротерапии.
Задачи программы - стимулировать осознание детьми особенностей своего поведения и состояния, формировать новые способы поведения, развивать и стимулировать гуманные чувства, а также умения понимать эмоциональное состояние другого человека, управлять негативными чувствами и «отреагировать» негативные чувства «здесь и сейчас», формировать социально-значимые качества и нормы поведения.
Теоретической основой этой программы является индивидуальная психоаналитическая теория К.Г. Юнга в рамках которой разработана практика юнгианской песочной терапии, которая в последствии разрабатывается в трудах швейцарского психотерапевта Д. Кальфф. Предложенная Юнгом техника «активного воображения» ярко демонстрирует тот факт, что внутренний мир ребенка богат и многообразен и что, имея определенные средства (песок, вода, предметы) для проявления фантазии, можно осознать ранее скрытые или подавленные чувства и представления, переосмыслить и изменить отношение к проблеме. Метод песочной игротерапии обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с агрессивными детьми. Преимущества этого метода перед другими:
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка
Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям, усиливает желание экспериментировать, работать самостоятельно
Игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки
Песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей, что в дальнейшем способствует развитию игровой, познавательной деятельности детей
Игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности, более гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции (восприятие, внимание, мышление, память), а также речь и моторика
Когда к психологу приходит ребенок или группа детей, то предложение «поиграть
в песочнице» выглядит совершенно естественно, но даже у детей старшего дошкольного возраста иногда возникают негативные реакции на такое предложение, но после нескольких минут наблюдения за другими детьми или психологом снижается тревожность, они подключаются к игре.
Психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком - это может быть «Песочная фея», «Хозяйка или хозяин песочницы», «Королева песочного мира» и т.п. Игрушка должна быть красивой или интересной для детей. Данная игрушка «живет» только в кабинете у психолога, так как через эту игрушку психолог договаривается о правилах поведения в песочной стране, проводит игры и упражнения, рефлексию. Эта игрушка следит за выполнением правил и может, в случае необходимости, закончить занятие, если дети не выполняют правила. А так же она может подсказать пути выхода из создавшейся ситуации, если никаких вариантов разрешения возникшей ситуации, конфликта у детей не осталось.
Одним из этапов занятий по песочной терапии является выбор «живой» игрушки (фигурка человека, животного) и различных предметов. Этот выбор ярко отражает: 1) определенные личные трудности, которые в течении занятия ребенок разыгрывает на песке 2) жизненные ситуации, важные для него в данный момент или те, с которыми он сталкивался ранее, и они запечатлены на бессознательном уровне. Дети могут в течение нескольких занятий играть с одной и той же «живой» игрушкой, а могут каждый раз брать разные, отыгрывая разные личные качества и ситуации. Часто бывает так, что агрессивные дети выбирают отрицательных героев, хищников, наделяя их негативными качествами, а к концу сессии выбирают добродушных героев, либо отрицательных героев наделяют положительными качествами (защищающий, помогающий). Такое развитие игры свидетельствует о позитивных изменениях. Особо ярко отражаются личные потребности детей тогда, когда они рассказывают о своей «живой» игрушке (что она любит, что не нравится). При этом происходит перенос личных желаний на игрушку, вербализация целей и их последующая реализация.
Важным этапом занятий является создание песочных картин. В начале работы,
обычно дети набирают много предметов – эта стадия занятий называется «хаос», позднее делают это более осмысленно. Объем информации, содержащейся в песочной картине, огромен. Часто в песочных картинах дети отражают свои положительные и отрицательные ощущения от окружающего мира С помощью других ребят и психолога эти отрицательные ощущения трансформируются в положительные (спасают, оказывают помощь, предлагают варианты выхода из трудной ситуации), в результате чего создается ситуация успеха для ребенка.
В групповой работе детям важно не только построить свою песочную картину, но и
взаимодействовать с другими обитателями песочной страны. При этом очень проявляются коммуникативные навыки детей, перспективы их последующей коррекция за счет мнения окружающих, «хозяина» страны и его собственных размышлений в процессе рефлексии.
В песочнице создается безопасное пространство, дети отыгрывают ситуации плохого поведения: употребление нецензурной речи, распитие спиртных напитков, курение, конфликты, страхи, вопросы сексуального характера, драки, делят песок и пространство в песочнице, и т.д. – эта стадия занятий называется «борьба».Во время групповой работы происходит изменение стиля ситуативной коммуникации, характера взаимодействия участников группы между собой, распределение ролей в группе, стиль каждого участника в группе. Сессия заканчивается тогда, когда дети начинают сотрудничать между собой, бесконфликтно играют, т.е. наблюдается ассимиляция- эта стадия занятий называется «исход».
На последнем этапе песочной игры проводится ее рефлексия: в конце сессии дети дружелюбно высказывают свои мнения об игре. Они учатся высказывать позитивные и негативные чувства, вызванные происходящим во время занятий, учатся правильно на них реагировать. При этом особенно важно для детей бывает мнение «хозяина» песочной страны, который является мерилом ценностей. Эти рефлексивные и аналитические умения в последующем дети переносят в повседневную жизнь. Можно предположить, что дети, которые играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Таким образом, проигрывая взволновавшие ребенка ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, обид и гнева, учится неагрессивному взаимодействию. Вероятно, самое главное - ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций по принципу «в настоящей сказке все заканчивается хорошо!» Это важно, пока глубинный смысл проигранного на песке ребенком может и не осознаваться. Опыт позитивного окончания игры в виде «концентрата» попадает в бессознательное, которое некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия, и непременно наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но дети в реальности начинают применять свой «песочный» опыт, вероятно, так осуществляется «круговорот переносов в природе».
Автор программы: Головнина Л.Ю. педагог - психолог МКДОУ № 172
Рабочий телефон: 548624
Сотовый телефон: 89546725881
Рецензенты: Кузнецова С.В. методист кафедры дошкольного и начального школьного образования КИПР т ПРОГорева Л.Т. педагог-психолог детского дома № 1 «Надежда»
Список литературы:
Леонор Штейнхард «Юнгианская песочная психотерапия» С-П., 2001 г.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Практикум по песочной терапии» С-П, 2002 г.
Ж-л «Вестник практического психолога образования» № 1, 2006 г.
А.А. Романов «Направленная игровая терапия агрессивности у детей» Москва,
2004 г.
А.А. Романов «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» Москва,
2002 г.
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг общения с ребенком» изд. «Речь», С-П, 2003 г.
А.Фромм «Азбука для родителей», 1998 г.
ательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова
Утверждено:
Директор МКОУ ДПО ЦПКРО:
Котряхова С.Ю.

Положение
о порядке наполнения и хранения информации
рубрики «Методические материалы»
Единого информационно-образовательного портала города Кирова http//:www.kirovedu.ruОбщие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях правильного и своевременного наполнения рубрики «Методические материалы», расположенной в разделе «Личный кабинет» на Едином информационно – образовательном портале города Кирова http//:www.kirovedu.ru (далее по тексту – Портал) и определяет основные требования, предъявляемые к авторским методическим материалам, размещаемым в данной рубрике.
1.2. Настоящее Положение определяет нормативно-правовые требования к организации работы рубрики, порядок размещения и обновления методических материалов, механизм размещения материалов, критерии отбора материалов, требования, предъявляемые к материалам, сроки публикации и хранения материалов, порядок получения Сертификата о размещении материалов, ответственность за достоверность и своевременность информации, размещаемой в рубрике, а также ответственность за техническое сопровождение, обеспечение и функционирование данной рубрики, порядок утверждения, введения в действие и внесение изменений в настоящее Положение.
1.3. Цель размещения методических материалов: распространение педагогического опыта.
1.4. Своевременное информационное наполнение рубрики «Методические материалы» осуществляется следующими участниками процесса: педагогами, предъявившими материалы на экспертизу; экспертами, рекомендующими материалы к размещению; техническими специалистами, осуществляющими администрирование Портала.
1.5. Техническое обеспечение администрирования портала осуществляется сотрудниками Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова (далее по тексту – ЦПКРО). Руководство техническим обеспечением рубрики «Методические материалы» возлагается на начальника информационно-технического отдела ЦПКРО.
1.6. Для обеспечения качественного предоставления материалов рубрики «Методические материалы» определяются лица, входящие в состав экспертного совета. Экспертный совет назначается приказом директора ЦПКРО.
1.7. Информация, размещаемая в рубрике «Методические материалы» Единого информационно-образовательного портала города Кирова, не должна:
- нарушать авторское право;
- унижать честь, достоинство и деловую репутацию физических и юридических лиц;
- содержать государственную и коммерческую тайну;
- содержать информационные материалы, призывающие к насилию и насильственному изменению основ конституционного строя, разжигающие социальную, расовую, межнациональную и религиозную рознь, пропагандирующие наркоманию, экстремистские религиозные и политические идеи;
- содержать материалы, запрещенные, либо ограниченные к опубликованию законодательством Российской Федерации;
- противоречить профессиональной этике педагогической деятельности;
- содержать ненормативную лексику;
- противоречить иным нормам действующего гражданского законодательства Российской Федерации.
2. Нормативно-правовая основа организации работы рубрики
Нормативно-правовую основу организации работы рубрики «Методические материалы» составляют:
- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года);
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с момента его вступления в действие);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. № 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»;
- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
- Приказ начальника управления образования администрации города Кирова от 23.08.2012 г. № 7-751 «О работе Единого информационно-образовательного интернет-портала управления образования администрации города Кирова»;
- Положение о Едином информационно-образовательном портале города Кирова.
3. Порядок размещения и хранения методических материалов
3.1. Педагог направляет авторский методический материал на экспертизу через услуги Портала.
3.2. Решение о размещении материалов педагогов образовательных учреждений в рубрике «Методические материалы» Портала принимает экспертный совет.
3.3. Экспертиза материалов осуществляется в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента поступления заявки.
3.4. Материалы размещаются на Портале в порядке поступления в течение 5 рабочих дней после положительного решения экспертного совета.
3.5. После того, как материалы прошли экспертизу и размещены на Портале в указанной рубрике, автору (по его запросу) может быть предоставлен сертификат, подтверждающий размещение его материалов в рубрике «Методические материалы». Порядок получения сертификата о размещении материалов описан в разделе 11 настоящего Положения.
3.6. Материалы, представленные на экспертизу, не рецензируются.
3.7. Срок хранения материалов, размещаемых в указанной рубрике, составляет 3 (три) года.
4. Виды методических материалов, размещаемых на Портале

Методический материал – это материал, раскрывающий содержание, формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения учебному предмету применительно к конкретной теме урока или учебного занятия.
Методический материал может быть выполнен как индивидуально, так и творческой группой учителей – единомышленников.
4.1. Методические материалы:
- материалы, предназначенные для педагога, раскрывающие методику преподавания одного или нескольких разделов;
- образовательные программы, проекты;
- программы элективных курсов, факультативов, демонстрирующие практические возможности использования учебного материала, технологий обучения и воспитания.
4.2. Методическое пособие – издание по методике преподавания учебной дисциплины (ее части или раздела) и (или) методике воспитания и обучения.
4.3. Методические рекомендации – структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой- либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или несколько частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
Для размещения принимаются только авторские, ранее не опубликованные разработки.
5. Состав методических материалов
Методический материал может представлять собой следующее:
5.1. Разработка конкретного урока.
5.2. Разработка серии уроков.
5.3. Разработка темы учебной дисциплины.
5.4. Разработка теста по теме.
5.5. Разработка частной (авторской) методики преподавания математики.
5.6. Разработка общей методики преподавания математики.
5.7. Разработка новых форм, методов или средств обучения и воспитания. 5.8. Обучающие и развивающие игры.
5.9. Диагностические материалы.
5.10. Методические рекомендации:
- комплекс четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику современных педагогических технологий, методик, методов и форм обучения и воспитания (например, рекомендации по развитию творческого мышления на уроках физики).
5.11. Методические пособия.
6. Структура методических материалов
Структура методических материалов, принимаемых для размещения в рубрике «Методические материалы» на Портале, может состоять из основного и (или) нескольких дополнительных файлов.
6.1. Структура основного файла должна выглядеть следующим образом:
- Титульный лист (название, место работы автора, должность);
- Пояснительная записка:
Раскрывается актуальность разработки, ее отличия от существующих в литературе, автор поясняет – почему он выбрал для представления именно эту тему и каково ее место в содержании обучения;
Если из сценария учебного занятия четко не прослеживается, то необходимо описание следующего: целеполагание; тип и вид учебного занятия; место учебного занятия в изучении данной темы; идеи реализации учебного занятия исходя из опыта работы автора, возможные формы оценки результатов освоения знаний учащимися; элементы образовательных технологий, используемых на уроке.
Описываются мультимедийные продукты, применяемые на уроке, предлагаются методические рекомендации или комментарии по их использованию.
В пояснительной записке не нужно дублировать содержание слайдов. При необходимости достаточно сослаться на соответствующий номер слайда.
- Содержание;
- Список литературы:
Список использованной литературы - указывается обязательно.
Пример оформления списка литературы (на примере занятия по математике):
Арнольд В.И. Что такое математика? – М.: МЦНМО, 2004.
Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008.
Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактический подход к конструированию школьного учебника в рамках «обогащающей» модели обучения математике, http://www.gazeta.lbz.ru/vyp/nomer.php?ELEMENT_ID=1096.
Гнеденко Б.В. Развитие мышления и речи при изучении математики.//Математика в школе. – 1991. - №4. – с.3
Стандарты второго поколения: Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
6.2. Дополнительные материалы, которые не могут быть встроены в основной файл, например презентация, помещаются в дополнительные файлы.
7. Механизм размещения материалов в рубрике «Методические материалы» Портала
Для размещения материалов на Портале необходимо осуществить следующие действия:
1. Авторизоваться на портале http//:www.kirovedu.ru используя личный логин и пароль
2. Зайти в личный кабинет и выбрать пункт меню «Методические материалы».
3. Нажать на кнопку «Добавить материал».
4. Выбрать категорию, к которой относится материал, поставив галочку в нужное поле.
5. Ввести название материала в поле «Название».
6. Ввести описание материала в поле «Описание».
7. В поле «Материал» ввести сам текст материала.
8. Чтобы прикрепить файлы, необходимо нажать на кнопку «Выберите файл», в открывшемся окне необходимо найти и выбрать нужные файлы и нажать «Открыть».
9. Ввести дополнительную информацию о файле в поле «описание» (если необходимо).
10. Поставить галочку в поле «Публикация в общем разделе» если необходимо опубликовать материал на главной странице методических материалов портала (только после модерации материала).
11. Нажать на кнопку «Сохранить».
8. Критерии отбора методических материалов для размещения на Портале
8.1. Актуальность (отражение современных направлений в развитии образования, перспективность).
8.2. Новизна:
-в использовании элементов известных методик или модификации одной;
-в переносе педагогической технологии в новые условия;
-в учете федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований в образовательных учреждениях;
-в реализации принципа метапредметности в обучении;
-в обновлении образовательных средств и правил их применения, постановке и решении новых педагогических задач.
8.3. Результативность (повышение качества образовательного процесса с помощью использования предлагаемых материалов: формирование ключевых и предметных компетенций, повышение мотивации обучения, познавательной активности, творческого потенциала учащихся и т.д.).
8.4. Научность (соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, дидактики и других наук).
8.5. Тиражируемость (возможность использования опыта в массовой практике).
9. Требования к размещаемым материалам
9.1. Требования к оформлению размещаемого текста:
- Формат А4;
- Поля: верхнее, нижнее, левое и правое – 2 см;
- Нумерация страниц: арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы (листа) на нем не указывается;
- Шрифт – Times New Roman;
- Размер шрифта – 14;
- Новый абзац обязательно идет с «красной строки»;
- Междустрочный интервал – одинарный;
- Выравнивание текста документа – по ширине;
- Переносы в словах должны быть исключены;
- Таблицы, картинки, рисунки должны быть «закреплены».
9.2. Требования к формам присылаемых документов.
Допустимые форматы файлов:
- PDF (рекомендуется);
- Microsoft Office.
10. Прочие требования
В материалах, направляемых для размещения в рубрике «Методические материалы» на Портале, не должно быть математических, методических, орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок.
Если в сценарии учебного занятия имеется ссылка на приложение (презентацию, таблицу, документ и т.д.), оно должно быть частью разработки.
Все ссылки приложения должны открываться. Объем методического материала и количество приложений не лимитируется. Присылаемые документы не должны содержать изображения и другие материалы, динамически подгружаемые из сети Интернет, иными словами, должна быть обеспечена возможность полноценного просмотра документов без доступа к сети Интернет.
11. Порядок получения Сертификата о размещении материала
Сертификат о размещении материала – документ, подтверждающий факт публикации автором своего материала в рубрике «Методические материалы» на Едином информационно – образовательном портале города Кирова http//:www.kirovedu.ru. Образец бланка данного документа представлен в Приложении 1 к настоящему Положению.
В случае положительного решения экспертного совета и размещения материала в рубрике «Методические материалы», в течение 10 (десяти) рабочих дней после размещения автор может получить Сертификат о размещении материала в ЦПКРО по адресу: г. Киров, ул. Воровского, д. 74, кабинет № 22.
На одну опубликованную работу автору (авторам) выдается 1 (один) Сертификат о размещении материала. Данный документ выдается лично автору размещенного материала.
В случае обнаружения нарушения авторских прав, либо иных норм действующего законодательства в данной сфере, после выдачи Сертификата о размещении, экспертный совет вправе аннулировать данный документ, о чем незамедлительно сообщить автору (авторам) размещенного материала.
12. Ответственность
Ответственность за достоверность и своевременность информации, предоставляемой к публикации в рубрике «Методические материалы» возлагается на автора, разместившего такую информацию.
Авторы методических материалов публикуют их за своей подписью. Посетители рубрики могут свободно копировать, распространять и изменять эти материалы. При осуществлении указанных действий ссылка на автора и источник материалов – обязательны.
Ответственность за техническое сопровождение, обеспечение и функционирование данной рубрики возлагается на лиц, ответственных за техническое сопровождение, обеспечение и функционирование Единого информационно-образовательного портала города Кирова http//:www.kirovedu.ru в пределах их должностных обязанностей и полномочий.
13. Заключительные положения
Настоящее Положение утверждается и вводится в действие приказом директора Муниципального казенного образовательного учреждения «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова.
Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся соответствующим приказом директора ЦПКРО.
В целях ознакомления с положениями данного документа пользователей Портала и авторов материалов, размещаемых в рубрике «Методические материалы», вышеуказанный документ размещается на Портале http://www.kirovedu.ru и сайте МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова http://cpkro.kirov.ru.
Приложение 1
к Положению
о порядке наполнения и хранения информации
рубрики «Методические материалы»
Единого информационно-образовательного портала города Кирова http//:www.kirovedu.ruОбразец бланка «Сертификата о размещении материала»
-100076034290
о размещении материала по теме:
в рубрике «Методические материалы» Единого информационно-образовательного портала города Кирова http//: www.kirovedu.ruвыдан
*******************************,
воспитателю
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № **" города Кирова