Конспект занятия для детей с умерреной и тяжелой умственной отсталостью

Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия
«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»






Конспект занятия для детей 4 года обучения
( умеренная и тяжелая степень УО)



«Зима»


Цель: расширить представления детей о зимнем времени года .
Задачи:
познакомить ребят с зимними явлениями,
научить их отличать признаки зимы;
воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Ресурсы: презентация, фонограмма; пазлы для деления на группы, веточки ели и сосны.






Астанаева И.Н., педагог-психолог




























Ход занятия
Организационный момент. Игра на сотрудничество: собери картинку из пазлов Под звуки тихой музыки педагог читает стихи о зиме, на слайде появляется картинка персонажа из сказки Мороза ивановича - Мороз Иванович приготовил для вас небольшой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны. II. Актуализация знаний и постановка проблемы. - Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего занятия. Щиплет щеки, щиплет нос, Но не страшен нам :(мороз)
Говорю я брату: - Ох! С неба сыплется горох! Отвечает старший брат: -Твой горох ведь это:(град)
На коньках я мчусь вперед, Под ногами крепкий :(лед)
Стали звездочки кружиться, Стали на землю ложиться, Нет, не звезды, а пушинки, Не пушинки, а :(снежинки)
Зимние каникулы! Веселые деньки! Нужны ребятам санки, Лыжи и :(коньки)
Наступили холода, Превратилась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой)
-С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом "зима") -Ребята Мороз Иванович приготовил вам не только загадки , но и волшебный сундучок с заданиями. Конверт №1 выбери и наклей тему сегодняшнего занятия №2 выбери и наклей зимние месяцы №3 выбери верное утверждение Признаки зимней погоды: становится холоднее небо чаще покрыто облаками осадки выпадают в виде снега дни становятся короче, а ночи длиннее Музыкальная физминутка III. Совместное "открытие" новых знаний. Беседа о снеге: - Какие осадки выпадают в зимнее время года?(Снег) - Снег - что это такое? (Замерзшая вода) - Как образуются снежинки? (Высказывания и предположения детей) - Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок. Летят снежные пушинки. Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. Просмотр видеоролика о снежинках - №4 Задание заранее подготовленных детей Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настом. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси острой коркой снега режут ноги. С трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться. -Посмотрите на слайд и внимательно рассмотрите изображение леса. - Что вы видите? (Ответы детей)Давайте охарактеризуем лес.Какой он? (Зимний, сказочный...)О каких особенностях жизни деревьев мы говорили на экскурсии?Все ли деревья сбрасывают листья?(Демонстрация веточек сосны и ели) - Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок) - Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз. Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку" Учащиеся рассматривают коробочки с кормом: шишки, зёрна, грибы, кора деревьев, ягоды,семечки...и соотносят виды корма с обитателями леса. Беседа: - С какими трудностями сталкиваются звери и птицы зимой?Как они готовятся к холодам? -Как можно помочь им? Рефлексия. (ученики выбирают «шар настроения» и вешают на веточку елки) - Молодцы ,ребята, вы все сегодня были внимательны и активны, поэтому Мороз Иванович дарит вам снежинки с пожеланиями