Конспект занятия для детей с умерреной и тяжелой умственной отсталостью
Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия
«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»
Конспект занятия для детей 4 года обучения
( умеренная и тяжелая степень УО)
«Зима»
Цель: расширить представления детей о зимнем времени года .
Задачи:
познакомить ребят с зимними явлениями,
научить их отличать признаки зимы;
воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Ресурсы: презентация, фонограмма; пазлы для деления на группы, веточки ели и сосны.
Астанаева И.Н., педагог-психолог
Ход занятия
Организационный момент.Игра на сотрудничество:собери картинку из пазлов Под звуки тихой музыки педагог читает стихи о зиме, на слайде появляется картинка персонажа из сказки Мороза ивановича- Мороз Иванович приготовил для вас небольшой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны.II. Актуализация знаний и постановка проблемы.- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего занятия. Щиплет щеки, щиплет нос,Но не страшен нам :(мороз)
Говорю я брату: - Ох!С неба сыплется горох!Отвечает старший брат:-Твой горох ведь это:(град)
На коньках я мчусь вперед, Под ногами крепкий :(лед)
Стали звездочки кружиться,Стали на землю ложиться,Нет, не звезды, а пушинки, Не пушинки, а :(снежинки)
Зимние каникулы!Веселые деньки!Нужны ребятам санки, Лыжи и :(коньки)
Наступили холода,Превратилась в лед вода.Длинноухий зайка серыйОбернулся зайкой белым,Перестал медведь реветь,В спячку впал в бору медведьКто скажет, кто знает,Когда это бывает? (Зимой)
-С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом "зима")-Ребята Мороз Иванович приготовил вам не только загадки , но и волшебный сундучок с заданиями. Конверт №1 выбери и наклей тему сегодняшнего занятия№2 выбери и наклей зимние месяцы№3 выбери верное утверждениеПризнаки зимней погоды: становится холоднее небо чаще покрыто облаками осадки выпадают в виде снега дни становятся короче, а ночи длиннее Музыкальная физминуткаIII. Совместное "открытие" новых знаний.Беседа о снеге:- Какие осадки выпадают в зимнее время года?(Снег)- Снег - что это такое? (Замерзшая вода)- Как образуются снежинки? (Высказывания и предположения детей)- Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок. Летят снежные пушинки.Пришла зима.С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.Просмотр видеоролика о снежинках- №4 Задание заранее подготовленных детейИдет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настом.В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси острой коркой снега режут ноги. С трудом выкапывают из-под наста мох и листья.Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.-Посмотрите на слайд и внимательно рассмотрите изображение леса.- Что вы видите? (Ответы детей)Давайте охарактеризуем лес.Какой он? (Зимний, сказочный...)О каких особенностях жизни деревьев мы говорили на экскурсии?Все ли деревья сбрасывают листья?(Демонстрация веточек сосны и ели)- Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)- Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"Учащиеся рассматривают коробочки с кормом: шишки, зёрна, грибы, кора деревьев, ягоды,семечки...и соотносят виды корма с обитателями леса.Беседа:- С какими трудностями сталкиваются звери и птицы зимой?Как они готовятся к холодам?-Как можно помочь им? Рефлексия. (ученики выбирают «шар настроения» и вешают на веточку елки)- Молодцы ,ребята, вы все сегодня были внимательны и активны, поэтому Мороз Иванович дарит вам снежинки с пожеланиями