Программа по воспитательной работе Социокультурный проект


Муниципальная бюджетная образовательное учреждение «средняя школа №4»
«Социокультурные истоки» -
программа, направленная на служение Отечеству
учитель начальных классов
Шин Елена Филиповнаг.Красноармейск2016год
Тема: Программа «Истоки»
Цель: Познакомить с программой
Образование и духовность
являются важнейшими
фактором оздоровления
региональной среды.


Программа «Истоки»(авторы: И.А.Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г.Москва, А.В.Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, доктор исторических наук г.Вологда) представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию.
Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г, была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г в Комитете по образованию и науке Государственной Думы.
Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации.
«Социокультурные истоки» - программа, направленная на служению Отечества. Программа выстроена на основе нормативных документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
-Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования.
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2005 года.
-Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
Основными национальными ценностями программы являются:
1.Патриотизм
2.Социальная солидарность
3.Гражданственность
4.Семья
5.Труд и творчество
6.Наука
7.традиционные российские религии
8.Природа
9.Человечество
Главной стратегической целью программы «Истоки» является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Стратегия национальной безопасности.
1.Приоритет духовного над материальным
2.Защита человеческой жизни, прав и свобод человека
3.Семья
4.Созидательный труд
5.Служение Отечеству
6.Нормы морали и нравственности
7.Гуманизм, милосердие, справедливость
8.Взаимопомощь, коллективизм
9.Историческое единство народов России
Программа «Истоки» имеет следующие методологические особенности:
1.дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Ребёнок научается выбирать то, что является жизненно важным.
2.в системе «Истоков» духовно – нравственные ценности развиваются не только у ребёнка, но и у преподавателя.
Ребёнок и преподаватель находятся в совместном процессе духовного созидания.
«Истоки» призваны возродить первоначальный контекст категорий и ценностей в образовании.
3.Система Истоков на фундаментальной основе главных ценностей жизни развивает духовно – нравственную стержневую основу образования. Развитие духовно – нравственной основы в Истоковедении есть результат взаимодействия преподавания учебного курса «Истоки» и реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте».
Задача учебного курса «Истоки» - дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно – нравственные ценности школьников.Задача программы «Воспитание на социокультурном опыте» -помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя в определённом программой контексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания , опыт на страницах Первой книги.
Программа активного воспитания предполагает взаимодействие Школы и Семьи.
В совместном воспитательном процессе на основе активных форм обучения развиваются как ребёнок, так и его родители. Таким образом устраняется разрыв между Школой и Семьёй в вопросах воспитания. Участвуют три равных субъекта:
-дети
-учитель
-родитель
Каждый классный час – это продолжение работы, начатой на уроке «Истоки». Занятия организует и проводит классный руководитель 1 раз в месяц.
В начальной школе ребёнок получает первое представление о жизненно важных категориях для человека и развивает систему духовно – нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира.
В системе духовно – нравственных ценностей следует выделить главную ценность Истоков –ЖИЗНЬ.
Все четыре класса начальной школы во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность – ЖИЗНЬ.
Программа 1 класса –Азбука Истоков «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
Освоение социокультурных категорий МИР, СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГИ.
Развитие целостного восприятия;
Развитие способности чувствовать и понимать окружающий МИР, слышать СЛОВО, видеть ОБРАЗ, любить КНИГУ.
Программа 2 класса вводит младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей присущих российской цивилизации «РОДНОЙ ОЧАГ», «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ», «ТРУД ЗЕМНОЙ», «ТРУД ДУШИ».
Программа 3 класса призвана подвести учащихся к истокам ДУХОВНОСТИ, МОРАЛИ,НРАВСТВЕННОСТИ и ЭТИКИ, которые традиционно присущи российской цивилизации.
Программа 4 класса развивает мир отечественных традиций сберегающих социокультурные ценности для поколений:
Традиции ОБРАЗА,
Традиции СЛОВА,
Традиции ДЕЛА,
Традиции ПРАЗДНИКА.
При реализации программы «Истоки»: создан учебно – методический комплекс
-учебное пособие,
-рабочие тетради,
-научно – методические сборники,
-книги для развития,
-подготовлен инструментарий.
Сегодня программа «Истоки» успешно реализуется в 59 субъектах Российской Федерации и за рубежом.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы позволяет:
1.Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения;
2.Выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивации на достижение значимых результатов на основе социокультурного опыта;
3.В плане личностного развития – воспитание чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, Малой Родине, Семье.
Литература:
1 И.А.Кузьмин Истоковедение2.А.В.Камкин Учебное пособие для 1 класса, 2 класса,3 класса, 4 класс
3.Книги для развития учащихся под редакцией И.А.Кузьмина
4.Материал руководителя курсов А.Г Пачиной (ХМАО – Югры «Институт развития образования»)