Урок по Грибоедову Горе от ума





Урок-презентация в IX классе
по творчеству А.С.Грибоедова «Моё первое знакомство с героями комедии «Горе от ума»


Урок-презентация в 9 классе по теме «Первая встреча с героями комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока: 1) Повторить теоретический материал по теме «Комедия классицизма»;
2) Приступить к анализу комедии по действиям;
3) Заинтересовать комедией, пробудить интерес к чтению;
4) Продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Оборудование: титульный лист первого издания комедии; фрагменты видеофильма спектакля ленинградского драматического театра, портреты А.С.Грибоедова.

Эпиграф к уроку: «Характеры «Горя от ума» были настолько живы и убедительны, что современники стали сразу же узнавать в них живых людей»
Д.И.Завалишин «Записки декабриста».

Задачи урока:
Повторить черты классической комедии.
Начать исследование комедии с точки зрения теории классицизма и реализма.
Начать исследование сюжета комедии.
Знакомство с героями комедии и анализ 1 действия.

Ход урока.

Учитель знакомит с эпиграфом, задачами урока. (Показ через проектор).
Учитель: На изучение комедии отведём 5 уроков. Пятый урок – семинарское занятие. Я сегодня раздам вам памятки-помощники. По ходу чтения комедии вы будете заполнять эти таблицы и, обобщив, перед семинарским занятием запишете в тетрадь.
1. Актуализация опорных знаний.
А теперь послушаем историю создания комедии.
- Предполагают, что план комедии начал складываться уже в 1816 году, тогда же были написаны и отдельные сцены. Существует версия рождения замысла комедии во сне.
1821 год. Тифлис. Сложился план комедии. Написаны I и II акты.
1823 год. Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.
Комедия распространялась в рукописях. Было сделано около 40 тысяч рукописей. Одну из таких копий получил от приехавшего в Михайловское Пущина А.С.Пушкин.
При жизни Грибоедова, в 1825 году, была опубликована только небольшая часть комедии. Впервые без цензурных искажений комедия была напечатана в России в 1862 году.
Учитель: Чтение, изучение драматического произведения требует от вас определённой подготовки. Чтобы вам легче было приступить к изучению комедии «Горе от ума», повторим особенности комедии как литературного жанра. (презентация №1)

Особенности комедии как жанра литературного произведения


комедия



Отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и авторские ремарки существуют)
Ограничение действия пространственными и временными рамками.
Раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта)

Организация речи в форме диалогов и монологов
Этапы развития конфликта
Наличие сюжета



Учитель: Комедия была написана во времена господствования классицизма. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода создания произведения.
Вспомним черты классической комедии.
- комедия относится к низшему стилю;
- одна из особенностей сюжета – любовный треугольник: борьба двух молодых людей за руку одной девушки;
- соблюдение правила трёх единств: места, времени, действия;
- говорящие фамилии;
- литературное произведение должно воспитывать верность государству, Отечеству;
- в конце порок наказан, добродетель торжествует.
Учитель: Наряду с традиционными для того времени чертами, комедия имеет черты и реализма и романтизма. О них мы будем говорить и на следующих уроках и записывать в таблицу №1:

Традиции
Новаторство





Учитель: Некоторые традиционные черты классицизма вы сможете записать уже сегодня.
Учитель: Система образов драматического произведения отличается от других жанров. (презентация №2).
Учитель: Я несколько упростила эту схему и предлагаю вам заполнять в виде таблицы:

Классификация героев драматургических произведений: (табл. №2)

Главные герои
Второстепенные герои
Внесценические персонажи






Учитель: Наконец, обратимся к героям комедии «Горе от ума». Среди них есть герои с говорящими фамилиями. Эти фамилии Грибоедова отражают не сущность героев в целом, как это было у Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), но и способность их «слышать» и «говорить».
Учитель: По-вашему, какие фамилии «говорящие»?
- П.А.Фамусов – (от лат. Fama – молва.) Фамусов опасается людской молвы.
- Репетилов – (от франц. Repeter – повторять)
- Молчалин – однокоренной глагол – молчать. В первом действии он молчаливый, немногословный.
В описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь он главное в его образе, а потом лишь добавляется – Сергей Сергеич.
Князь Тугоуховский – тугоухий.
Старуха Хлёстова – однокоренной глагол – хлестать, бить чем-нибудь гибким. Есть выражение «хлёстко говорить».
Учитель: Чацкий Александр Андреевич – в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию Чадский, сократив фамилию Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 – 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России.
Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева (Чацкий тоже объявлен сумасшедшим).
Учитель: А теперь послушаем, о чём эта комедия? Какой исторический период отражается в ней. Расскажет профессор Скатов. (Просмотр фрагмента видеосюжета).
Учитель: Представим себе дом богатого московского барина I половины XIX века. Входим в гостиную. (просмотр фрагмента начала спектакля)
Учитель: так представил себе гостиную режиссёр Петербургского академического театра драмы имени Пушкина.
- С какими героями познакомились?
- Как относится Фамусов к окружающим? Ваши первые впечатления?
- Павел Афанасьевич Фамусов – богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он управляющий в казённом месте. Действие пьесы происходит в его доме.
В этой сцене мы видим его как хозяина дома. Он властный барин. Я представил его добродушным и в то же время ворчливым, вспыльчивым человеком. В обращении к Молчалину проявляется его высокомерный тон.
- Ещё какую черту Фамусова заметили?
- Фамусов – любящий отец. Он один воспитал Софью. Вот как он говорит об этом: (явление 4, стр. 108)
- Какой вам показалась Софья?
- Софья умная, гордая, с сильным и независимым характером, мечтательная. Ей 17 лет. Она рано осталась без матери, поэтому чувствует себя хозяйкой дома. Отсюда её властный тон.
- В кого она влюблена? Почему?
- Софья влюблена в Молчалина. По ночам она читает французскую сентиментальную литературу. Они воспитали в ней мечтательность и чувствительность. Эти романы могли заставить её обратить внимание на Молчалина – человека незнатного, бедного, скромного, не смеющего поднять на неё глаза. Вот как она говорит о Молчалине: (явление 5, стр. 113)
- Что узнали о Молчалине?
- Цель жизни Молчалина – медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью. За 3 года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём Фамусова, получил 3 награждения, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи, незаменимым человеком в доме Фамусова.
- Какова атмосфера в доме Фамусова?
- Главное, что я заметил, - это обман и лицемерие. Софья обманывает отца, Молчалин – своего начальника Фамусова и Софью. Лиза, вынужденная прикрывать Софью и Молчалина, обманывает Фамусова.
- Чем является 1-5 явления в плане развития сюжета?
- Экспозицией. В ней Грибоедов знакомит с местом действия, с главными действующими лицами.
- С какого события начинается завязка?
- С появления в доме Фамусова Чацкого.
- Какой характер носит завязка?
- Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер. Главный герой Чацкий приезжает в Москву из–за своей любимой девушки Софьи.
В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплён красотой Софьи, что даже не замечает её холодности, отчуждения.
Заметив холодность Софьи, Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья.
- Как появляется в пьесе Чацкий?
(Явление 5, стр 112)
- Что в поведении Чацкого сразу же бросается в глаза?
-Чацкий любит Софью. Его любовь искренна, как и 3 года назад. Он ждал встречи с нетерпением. В первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа.
- Как встречает его Софья?
- Она встречает его холодно и отчуждённо, хотя они росли вместе в доме Фамусова. Чацкий воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров.
Учитель: Так возникает конфликт между Софьей и Чацким. А что такое конфликт?
- Конфликт – столкновение, противоречие между характерами или характерами и обстоятельствами. (запись в словари)
Учитель: Бывает ещё внутренний конфликт, когда человек переживает внутренние противоречия. Каков характер конфликта между Софьей и Чацким?
- Любовный.
Учитель: Но уже в 1 действии кроме личного, любовного конфликта намечается и общественный конфликт. Он угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах. Прочитайте эту сцену. (Явление 6,стр115)
Учитель: За развитием общественного конфликта будем следить, опираясь на таблицу №3: (показ через проектор). Вам нужно будет выписывать цитаты из комедии.
Отношение к:
Чацкий
Фамусовское общество

Народу и у крепостному праву;
Просвещению;
Службе;
Иностранному;
Богатству, чинам;
Любви, браку;
Смыслу слова «ум»




(подбор нескольких цитат)
Учитель: В 1 действии есть выражения, которые стали крылатыми. Их называют афоризмами. Запись в словарях: афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (подбор нескольких афоризмов из 1 действия).
Итог урока.
Д.З. Прочитать 2 действие. Определить размер стиха. Выписывать афоризмы.

































15