Тезисы Климовой Л.В. Педуспех военно-патриотическое воспитание


МКОУ «Верх - Пайвинская СОШ Баевского района Алтайского края»
Номинация: Духовно-нравственное развитие школьников на уроках естественнонаучного и художественно-эстетического циклов
.
Военно - патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время как средство формирования нравственных качеств личности
Работу выполнила: Климова Л. В.
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Верх-Пайвинская СОШ»,
высшая квалификационная категория
Верх-Пайва– 2016
Принципиально новым является подход к воспитанию в образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение вжизнь. Уже давно известно, что подлинная нравственность выращивается в человеке, прорастает в его сердце, душе, а не вбивается в его голову и речь в виде готовых формул. Если описываем памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, при изучении темы «Достопримечательность нашего села», то мы с учащимися сначала приведем памятник в порядок, познакомимся с историей его создания, а затем с цветами придем его описывать.И также известно: чтобы научить писать по – человечески, необходимо учить видеть жизнь и самого себя и уметь выразить увиденное в слове. Далее, пишем изложение с элементами сочинения о брошенных собаках, говорим тоже о маленьких героях большой войны, о собаках, которые подрывали фашистские поезда с боезапасами, о раненом Джульбарсе, которого несли на сталинской шинели на параде Победы. На следующем уроке, продолжая эту тему, говорим и о голубях- участниках войны. Это и есть подготовка к итоговому сочинению, к сочинениям ОГЭ, ЕГЭ, но и не только, патриотическое воспитание на уроках литературы состоит еще и в том, чтобы, прежде всего донести до школьника «великое русское слово», «русскую речь» (Ахматова)так, чтобы отозвались они не только в школьном журнале и экзаменационном сертификате, а в умах и сердцах. Я думаю: прежде всего нужно напитать душу ученика, вести их к размышлению и сопереживанию. Тут самое главное то, о чем так точно и хорошо сказал Тютчев: «Как слово наше отзовется».
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга, фильмы. С 11-ми мы посмотрели фильм Тарковского «Иваново детство» (по повести Боголюбова «Иван»), потому что убеждена, что война должна быть ими понята, прочувствована, осмыслена прежде всего как величайшая трагедия. Этого требует и память о тех, кто не вернулся с войны. Это требуется для того, чтобы в полной мерепонять и почувствовать значение, смысл, цену Победы. Попутно затрагиваем тему «Война и дети», как трудились дети на заводах, перевыполняя норму , ведь была обещана им за это литровая банка не совсем свежего кислого компота. Я рассказываю школьникам о том, как после войны стремились приглушить и даже заглушить трагедию войны, преуменьшая тем самым и величие Победы. Мои ученики не знали, что с1947 года празднование Дня Победы было отменено и что вернулось оно только к 20 –летию Победы. Они не знали, как в одну ночь с улиц Москвы и других городов исчезли безногие на своих платформах с шарикоподшипниковыми колесами. Они ничего не знали про то, как искалеченных собрали в монастырских помещениях острова Валаам (есть альбом художника Г. Доброва с изображениями тех, кто был изолирован там). И это защитников Родины!? Не знали они и то, каким нелегким был путь к читателю книг В.Быкова, К.Воробьева, В.Кондратьева, В.Гроссмана о войне, сколько лет пролежал на полке фильм А.Германа «Проверка на дорогах» и чего стоило Герману снять фильм «20 дней без войны». Два раза мы прослушивали песню на стихи М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» в исполнении Марка Бернеса. Я спрашивала почему это прекрасное стихотворение, а затем и песня вызывали нарекания и почему песня даже была запрещена для концертного исполнения, а тем более по радио. Они не понимают. И никогда не поймут того критика, который на слова «Куда ж теперь идти солдату?» бодро ответил: «Как куда? В райисполком, в райком партии». Но вот когда, ослушавшись, на одном из своих концертов М.Бернес начал петь эту песню, не успев даже пропеть первую строку «Враги сожгли родную хату..», весь зал встал и так, стоя, слушал до конца. Рассказывала я детям и том, как вернулся с фронта раненый наш земляк Безруков, как он , собрав все село в своем доме, рассказывал о войне, о неравных боях, о фашистских танках, мчавшихся по полю боя прямо по телам наших солдат… . Это был 1 –й солдат в Верх – Пайве, вернувшийся с войны. Его дочь, теперь уже старенькая, проживает в нашем селе. О ней в нашем альбоме хранится статья «С этого лица можно писать иконы».
Письма с фронта… 4 судьбы было у этих треугольничков с войны. Самая лучшая- письмо доходило до адресата. 2-я- неугодные слова военной цензуре замарывались черной краской, 3-я-солдата вызывали для беседы, следили за ним, 4 –я –лагерное заключение. За подозрительные слова А.Солженицын получил 8 лет ГУЛАГА.
На уроках обязательно проводим сопоставительный анализ произведений.Например, очень трудный вопрос: чем отличается повесть Кондратьева «Сашка» от рассказа Шолохова «Судьба человека» по интонации, стилю, манере изображения жизни, по языку, по характеру авторского повествования? Вот финальный аккорд «Судьбы человека»: «Хотелось бы думать, чтоэтот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около его плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». А вот говорит и сам Андрей Соколов: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что, хотя я и с голода пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»
Согласитесь, что и то и другое, как и весь рассказ, отличает высокая нота, чувствуется приподнятый тон.
А вот эпизод из повести «Сашка»: Сашка ползет к убитому немцу, чтобы снять с него валенки для своего ротного: «До взгорка добрался он быстро, не очень таясь, и до берез, не очень таясь, а вот тут незадача… Расстояние в 2 пальца на местности в 30 метров обернулось, и ни кустика, ни ямки какой – чистое поле. Как бы немец не засек! Здесь уже на пузе придется ползком…Сашка помедлил малость, обтер пот со лба…Для себя ни за что бы не полез…Но ротного жалко.Его пимы насквозь водой пропитались- и за лето не просушишь, а тут наденет и походит в сухом…Ладно, была не была!» Сашка ползет под огнем врага, но как об этом рассказано: сдержанно, прозаично, по – домашнему, буднично. Тут же рассказываю случай из военной жизни наших земляков Блажевича В.Д. (случай с пушкой во время обеда немцев), Абраменко Т.Р.до конца войны прошел с немецкой винтовкой. При анализе «Судьбы человека» и «Это мы, господи» К.Воробьева рассматриваем тему «Узники в концлагерях», в заключение добавляю материал о жительнице нашего поселка Мурашкино, узнице концлагеря, чудом уцелевшей, которая не могла смотреть фильмы о войне.
При анализе повести В.Быкова задаю 11-кам последний вопрос: «Какую мысль доносит до нас писатель?»
-Человек сам сознательно идет на защиту Родины, сам способен на важный поступок сам. Солдаты защищали страну не только потому , что им дали приказ.
Уважение к памяти – основа любого разговора в школе о годах войны.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку –одно из проявлений патриотизма. Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) –Родная сторона –мать, чужая – мачеха; Родина –мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) –Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) –Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смертии т.д.
Любовь к родной природе –одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов –описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Мой село», «Улица моего детства» и др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу.
Литературалюбого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Отражение народных идеалов –патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости –мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет»,изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова«Бородино»(5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. Главным при анализестихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополнят репродукции картинФ. Рубо«Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным»С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова«Судьба человека»(9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, сокровенных чувствах и переживаниях каждого солдата-воина.
Система проведения уроков в нестандартной форме позволяет эффективно решать образовательно - воспитательные задачи в условиях предметных часов, усиливает самостоятельность, творческо-поисковую деятельность школьников. На уроках создаю ситуации выбора, использую метод личностного отождествления с литературным героем, провожу уроки- путешествия, презентации, заочной экскурсии, выставки, работу с текстами, легендами, притчами,урок по кейс-технологии «Сочинение-рассуждение», использую разные приемы выполнения творческих заданий: написание стихотворений, сказок, рассказов на заданную тему, сценариев; театрализация, декламация, анализ ситуаций, видео-викторины, тесты, тренажеры. (Показ видео-викторины -11 класс, литература) Опираясь на принцип рефлексии, формирую такие важные умения учеников, как осознание осуществляемой деятельности, достигнутых результатов, предопределение цели дальнейшей работы и корректирование своего образовательного пути.Так, на уроках внеклассного чтения «Помнит мир спасенный» при изучении произведений Б.Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие», рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека», Воробьева «Это мы, господи», «На войне как на войне», «Сына полка» В.П.Катаева, В. Закруткина «Матерь человеческая» учащиеся решили создать проекты «Память», «Дети войны». Многие учащиеся прочитали книги, а фильмы посмотрели все. Всю работу по акции «Бессмертный полк» в нашей школе ведут юнкоры, юнкоровцы вместе с руководителем посещают ветеранов труда, детей войны, берут у них интервью, обрабатывают материал, некоторые под руководством учителя, а некоторые –самостоятельно, затем рассказывают другим школьникам об участнике войны, о жизни детей в военное время, все школьники слушают с большим вниманием. Жители села рассказывают о своих отцах, дедах, прадедах, братьях, матерях. Побывали мы у Максимовой Н.Ф., где собрали материал об ее отце, о 2-х ее братьях-участниках войны, погибших в 1941,1944годах. Собрал материал о своем дедушке и прадедушке Квасник Н., поделилась своими воспоминаниями об отце Тесленко Ю.А., о своих родных Светачева Т., Семенченко В.. Появился в нашей школе материал о Блинкове И.А., нашем киномеханике и участнике войны ( через связь с родными из Новосибирска), о Кучканове, нашем земляке-воине, об Устюжанине, Лобынцеве В., Кручина И., Устинове И.С., Никитченко А.П. Этот материал ребята оформляют в отдельные папки, Щербак Н.Ю. размещает его на сайт «Бессмертный полк», рассказы о воинах – земляках звучат на профильной смене «Юнкоры», на классных часах. Создана исследовательская работа «Мемориальный комплекс как историческая страница нашего села», с которой выступила Марченко Н. на школьной научно – исследовательской конференции и заняла 1 место, а также перед ребятами своего класса. Юнкоры школы покрасили фамилии воинов - земляков на обелисках. Рабочие школы изготовилиштендеры, мы- портреты для участия в празднике Победы. 90 штендеров у нас уже есть, планируем сделать еще.Щербак С. и Сысолятина И. проучаствовали в районном конкурсе презентаций «Их именами улицы назвали», посвященном Герою Советского Союза нашему земляку Перепечину П.М., где заняли 2 место, по этому материалу во всех классах нашей школы проведены классные часы, размещаем материалы об участниках войны на сайте «Бессмертный полк», на занятиях профильной смены изучали боевой путь Героя Советского Союза нашего земляка Борисова, взяли интервью у Е.И.Осетровой о его родине – селе Михайловском, сотрудничаем с районной газетой «Голос хлебороба», участвовали в акции «Учительской газеты»-«70 лет Победы», в акции «Алтайской правды»- «Бессмертный полк», с проектом «Память» мы проучаствовали во Всероссийском конкурсе «Мудрая сова».На занятиях профильной смены рассмотрели следующие темы:
День – 3
В блокадном Ленинграде. Участие животных в войне - по материалам презентаций и журнала «Тайны великой Победы».
День – 4
Бои в Мясном бору на Новгородчине.
Борисов Н.Ф.-наш земляк, участник войны, Герой Советского Союза. Рассказ о моем прапрадедушке – Шартон О. об Устюжанине, участнике войны.
Провели общешкольный конкурс чтецов « О, Русь, малиновое поле!», конкурс «Живая классика», 6 учащихся участвовали в краевом конкурсе «Бессмертный полк»- 1место, 2 место, «Алтай литературный» - 1место, 2 место,2 раза Л.В.Климова занимала 1 место в краевых конкурсах по военно – патриотическому воспитанию.
В этом году на митинге, посвященном празднованию 70-летия Победы над фашизмом, побывала семья Косынбаевых из Алматы. Это племянники Перепечина П.М., с которыми юнкоры нашей школы держат тесную связь. СержанКосынбаев, участник Афганской войны, привез 2 документальных фильма – победителя многих конкурсов – о Великой Отечественной войне и Афганской.Учащиеся школы с интересом их посмотрели, высказав свое мнение, поделились впечатлениями.Сотрудничаем мы и с жителями Сочи и Степного Озера, уроженцами Верх – Пайвы, Мишуровой Р.П. и Родичевой А.А., они делятся своими воспоминаниями о жизни нашего села в годы войны и в послевоенные годы, а мы в свою очередь с жителями района через газету «Голос хлебороба». В этом учебном году в день пожилого человека мы провели праздники «Встреча с юностью» и «Милее лиц на свете нет», на один из которых приезжала наша первая выпускница.
Путь урока литературы – это не путь повторения прописных истин, а путь обогащения познанного, обсуждение его в новых ракурсах и сцеплениях, путь напряжения мысли, сопереживания. Это всегда путь движения вперед и вглубь.Например, как звучат стихи о Родине в 1935 и 1941 годах? («Широка страна моя родная»-Лебедев –Кумач, «Ты помнишь , Алеша, дороги Смоленщины» - К.Симонов) Когда про разное говорится одинаково, оно учит вдумчиво читать и думать, учит видеть движение времени, отражающее в слове. Сегодня, когда умение видеть смысл написанного стремительно уходит, когда умение вчитываться убивается сплошной интернетизацией, все это особенно важно. В том самом 1935 году, когда Лебедев – Кумач утверждал, что «всюду жизнь и вольно и широко, точно Волга полная течет», Ахматова написала о своей родной стране: «И безвинная корчилась Русь/ Под кровавыми сапогами /И под шинами черных марусь», почему?
Новизна педагогического опыта заключается в следующем:
- систематизирована комплексная работа с детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию, что оказывает позитивное влияние на личностные достижения школьников.
- внедрение личностно-ориентированного подхода и применение нетрадиционных форм работы способствуют интеллектуальному и творческому развитию обучающихся, росту их достижений в учебно-познавательной деятельности, формирует позитивное отношение к выбору профессии социально-гуманитарной направленности.
У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Если после наших уроков и внеклассной работы учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
В дальнейшем же хочу продолжить исследование патриотического воспитания на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
Список использованных источников
1.Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
2.Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
3.Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. –№6. –С. 59–63
4. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
5.Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. –№1. –С. 93 – 101