Рабочая программа по физике 10 класс профиль


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г. Данкова Липецкой области
Рассмотрена на заседании МК естествознания Утверждена
_____ августа 2016 года протокол № приказом № МБОУ лицей № 4
г. Данкова Липецкой области
_____ августа 2016 года
Рабочая программа по физике
для 10 класса
(профильный уровень)
составлена на 2016-2017 учебный год
Учитель физикиКаверин Сергей Владимирович.
2016 год.
Учебно-тематический план.
№ Разделы и темы Количество часов Контрольные мероприятия
1 Физика как наука. Методы научного познания. 3 2 Механика. 60 Контрольная работа.
Лабораторная работа.
3 Физический практикум. 6 Опыты.
4 Молекулярная физика. 34 Контрольная работа.
Лабораторная работа.
5 Физический практикум. 6 Опыты.
6 Электростатика. Постоянный ток. 38 Контрольная работа.
Лабораторная работа.
7 Физический практикум. 6 Опыты.
8 Магнитное поле. 6 Контрольная работа.
9 Физический практикум. 2 Опыты.
10 Обобщающее повторение. 4 11 Резерв. 10 Календарно-тематический план.
№ Название разделов, тем и уроков Дата
Самостоятельная и практическая деятельность
По плану По факту Физика как наука. Методы научного познания.
Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Механика.
Механическое движение и его относительность. Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение. Перемещение, скорость, ускорение. Перемещение, скорость, ускорение. Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Лабораторная работа. Измерение ускорения свободного падения. Контрольная работа. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике. Силы тяжести, упругости, трения. Силы тяжести, упругости, трения. Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Законы сохранения импульса и механической энергии. Законы сохранения импульса и механической энергии. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Условия равновесия твердого тела. Механические колебания. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. Звуковые волны. Звуковые волны. Физический практикум.
Исследование движения тела под действием постоянной силы. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости. Исследование упругого и неупругого столкновений тел. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. Измерение ускорения свободного падения. Молекулярная физика.
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Изопроцессы. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний вещества. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Первый закон термодинамики. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды. Контрольная работа. Физический практикум.
Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении.
Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении.
Наблюдение роста кристаллов из раствора. Измерение поверхностного натяжения. Измерение поверхностного натяжения. Измерение удельной теплоты плавления льда. Электростатика. Постоянный ток.
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля. Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Решение задач. Электродвижущая сила (ЭДС). Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Лабораторная работа. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза. Закон электролиза. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Полупроводниковые приборы. Физический практикум.
Измерение электрического сопротивления с помощью омметра. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Измерение элементарного электрического заряда. Измерение элементарного электрического заряда. Измерение температуры нити лампы накаливания. Магнитное поле.
Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества. Физический практикум.
Измерение магнитной индукции. Измерение индуктивности катушки. Обобщающее повторение.
Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Условия равновесия твердого тела. Уравнение состояния идеального газа. Резерв.
Изопроцессы. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Влажность воздуха. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал электрического поля. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В результате изучения физики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Мякишев Г.Я. Физика: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 10 –е изд – М.: Просвещение, 2010.- 336с. : ил.
Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике: Для 10-11 кл. общеобр. учрежд.- М.: Просвещение, 2006.-220с.
3. Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: Модели уроков: Кн. Для учителя/ Ю.А. Сауров.-М.: Просвещение,2005.- 256с.:ил.
4. Шилов В.Ф. Техника безопасности в кабинете физики.- М.: «Школьная пресса». 2002.- 80с.- (Б-ка журнала «физика в школе»)
5. Настольная книга учителя физики: Справочно – методическое пособие \Сост. В.А. Коровин.- М.: ООО «Изд-во Астрель»: «Изд-во АСТ»,2004.- 412с.-(Настольная книга).
6. Ханнанов Н.К.Тесты по физике: Уровень В. Стандарт 2000 \ Н.К.Ханнанов, В.А. Орлов, Г.Г. Никифоров.- М.: Вербум- М,2001.-144с.
7. Единый государственный экзамен. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся \ Рособнадзор,ИСОП.-М.: Интеллект – Центр,2006-224с.
8. Единый государственный экзамен. Физика. Справочные материалы, контрольно- тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. .\ В.Ю. Баланови и др.- Челябинск: Взгляд,2004.-154с.
9. Сборник нормативных документов. Физика./ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.:: Дрофа, 2004. – 111/1/ с. ISBN 5-7107 -8657 -8.
10. Демонстрационный учебный эксперимент CD ROM Программно-аппаратный комплекс AFS
11. Фишман А.И. Видеозадачник. CD ROM К.; КГУ 2008 г.
12. DVD disk Основы МКТ М.; СГУ 2008 г.
13. DVD disk Молекулярная физика М.; СГУ 2008 г.
14. DVD disk Термодинамика М.; СГУ 2008 г.