Конспект урока на тему: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


Тема урока: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Демонстрационный материал: модель скелета человека, таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей», «Оказание первой помощи при переломах»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки.
Ход урока
Введение
Организационный момент.
Актуализация знаний. В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из рассказа А.П.Чехова – «Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!» Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? Поскорее призвать врача, фельдшера, медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.
Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы; рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие.
Какие виды повреждений опорной системы вы знаете? Это ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок. Они являются наиболее распространёнными видами травм.
Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.
Основная часть
Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они всё-таки могут быть повреждены? Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в её естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Нарушение целостности кости называют переломом.
Строение сустава также приспособлено к выполнению определённых движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения. Такое смещение называют вывихом.
Что же необходимо сделать, если повреждение произошло?
Работа в группах. Рассматриваются 3 ситуации.
Ситуация 1. Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой. Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, её нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками, но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Её подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.
Ситуация 2. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девочки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой великаны-старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девочки не знали, что делать.
Ситуация 3. Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои – индейцы. Как-то раз, в момент ожесточённой схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был ещё маленький индеец, боли не выдержал и зарыдал. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: «Перелом».
Проанализируйте ситуацию. Что необходимо сделать в подобном случае? Ваши действия? (Учащиеся высказывают свои мнения, описывают предполагаемые действия. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему).Необходимо!
Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы;
Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованы!
Диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление – перелом рёбер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т.д.
Какие симптомы обнаруживаются и характерны для переломов, вывихах суставов и растяжениях связок?
Самостоятельная работа учащихся с учебником. Параграф 16, стр.76-79.
Учащиеся в группах составляют памятку «Как распознать перелом, вывих, растяжение связок?»
Перелом Вывих Растяжение связок
Резкая боль.
Припухлость в области травмы.
Невозможность движений.
Нарушение формы и длины (если это конечность), искривление.
Точность определит рентген!
Боль.
Изменение формы сустава.
Невозможность движения в суставе (сразу после травмы). Боль.
Быстро растущий, иногда синюшный отёк вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний.
При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу.
После того, как мы определили характер повреждения, необходимо оказать пострадавшему доврачебную помощь.
Остановить кровотечение.
Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран.
Уменьшить боль, обеспечить неподвижность повреждённых органов и частей тела.
Подготовить и по необходимости транспортировать пострадавшего в травмпункт.
Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооружённых необходимыми знаниями, навыками и техникой.
Давайте обсудим поставленные вопросы.
Как остановить кровотечение? Каковы правила наложения жгута?
Как предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования раны?
Как уменьшить боль? Как обеспечить неподвижность повреждённой части тела? Каковы правила наложения шины?
Для того, чтобы ответить на 2 и 3 вопросы давайте просмотрим видеорекомендации.
Ушибы, растяжения, вывихи.
Признаки ушибов, растяжений, вывихов: боль, отек, кровоподтек, нарушение функции поврежденного органа.Первая медицинская помощь:
наложить давящую повязку;
приложить холод;
приподнятое положение конечности;
при сильных болях – иммобилизация (обездвиживание);
введение ненаркотического анальгетика.
Переломы (закрытые и открытые).
Признаки делятся на достоверные и относительные. Достоверные признаки перелома: ненормальная подвижность в области подозреваемого перелома, хруст в костях в момент получения травмы, крепитация (характерное похрустывание при ощупывании), неестественное положение конечности, наличие в ране обломков кости при открытом переломе. Относительные признаки перелома: деформация конечности, болезненность в области перелома при ощупывании, нарушение функции поврежденной конечности.
Первая медицинская помощь:
обезболивание – внутримышечное введение анальгетиков
транспортная иммобилизация
остановка кровотечения и наложение стерильной повязки при открытом переломе
согревание пострадавшего зимой и предупреждение перегрева летом.
Заключение.
Закрепление изученного материала на практике.Практические задания выполняются в группах. (На столах перевязочный материал, шины из различного материала).
Окажите первую помощь пострадавшему (однокласснику), предположив, что у него сломан большой палец правой руки. Обоснуйте свои действия.
Окажите первую помощь пострадавшему (однокласснику), если у него растяжение связок голеностопного сустава. Обоснуйте свои действия.
Окажите первую помощь пострадавшему (однокласснику), у которого вывих в локтевом суставе.
Пострадавший (одноклассник) испытывает боль в области ключицы, усиливающуюся при попытке к движению в плечевом суставе. При осмотре заметно, что концы сломанной ключицы как бы приподнимают кожу изнутри. Какой способ оказания первой помощи вы можете предложить?
Молодцы! И все-таки, каковы же причины травм и их профилактика?
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором – уличный, на третьем – школьный. Первая причина детского травматизма – повышенная двигательная активность, которая свойственна не только детям, но и всем детёнышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни. Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте – это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперёд, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.
Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлёкшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечён игрой и ничего не видит вокруг.
Третья причина – пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.
Домашнее задание: составить и заполнить таблицу по распознанию травм и оказанию первой доврачебной помощи при различных травмах ОДС.