Конспект урока по музыке на тему Снегурочка. Римский Корсаков


Этапы урока Задачи этапа Методы, приемы обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Задания для учащихся выполнение которых приведет к достижению планируемого результата Деятельность учащихся Формируемые УУД.
1.Орг. момент Организовать детей на учебную деятельность Методы:
-словесный Фронтальная Создаёт настрой на учебную деятельность, организует совместную деятельность. Приветствие:
Здравствуйте ребята меня зовут Яна Дмитриевна, я сегодня проведу у вас урок музыки.
«Рада я видеть любимый мой класс, Музыкой вновь удивлю я всех вас!» Воспринимают на слух. Приветствуют учителя Личностные: самоопределение; развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками
2.Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. Осмысление учебной задачи. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подвести детей к теме урока Методы: -словесный, -наглядно- слуховой, -наглядно- зрительный, -практический, -экранно- звуковые пособия, -творческие задания, -методы стимулирования и мотивации учения, -метод контроля и самоконтроля -метод организации и осуществления учебных действий, -метод: организации взаимодействия учащихся Фронтальная
Индивидуальная Организует учебную мотивацию. Создает условия для актуализации знаний учащихся, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Подводит детей к теме урока Звучит музыка «Вступление» к опере «Снегурочка» Н.А.Римского - Корсакова, учитель загадывает ребятам загадку.
Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса И теплые-претеплые Лучистые глаза. В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты, Любимица детей!
Ребята, кто же эта «любимица» детей?
А что вы знаете о Снегурочке?
Снегурочка
Снегурочка в сказках внучка Деда Мороза;
Снегурочка из русской народной сказки;
Родиной Снегурочки принято считать город
Кострому; Композитор Римский – Корсаков сочинил оперу «Снегурочка», в опере она дочь Мороза и Весны
Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения Регулятивные: умение ставить цели и выводить тему урока; умение адекватно оценивать свою деятельность; умение работать в группах Личностные: мотивация к обучению и познанию; умение адекватно оценивать себя; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Открытие нового знания 20 мин Создать условия для открытия новых знаний. Организовать работу по изучению нового материала. Организовать творческое сотрудничество Методы: -словесный, -наглядно- слуховой, -наглядно- зрительный, -метод наблюдения за музыкой, -метод размышления о музыке, -практический, -экранно- звуковые пособия, -творческие задания, -методы стимулирования и мотивации учения, -метод контроля и самоконтроля -метод организации и осуществления учебных действий,
-метод организации взаимодействия учащихся Фронтальная
Индивидуальная Настраивает на слушание музыкального фрагмента - Организует слушательскую деятельность - Задаёт вопросы, побуждает к высказыванию своего мнения Что мы знаем об этом композиторе?
Слово «Опера» нам знакомо? Что оно означает?
Учитель предлагает ребятам работу с карточками: Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на карточке можно разделить: на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки.
А знаете ли вы, что о сочинении оперы «Снегурочка» никто не знал, потому, что Римский – Корсаков сочинял оперу тайно. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он записывал в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли, которые и стали основой оперы. Близкие Николая Андреевича были немало удивлены, узнав об этом. Премьера оперы состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге. Слайд №6 С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора. А для самого композитора не было лучше образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев, с его мудрым правителем. Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». Как вы думаете, почему?
– Композитор
сказочник;
Морской офицер;
Собирал и записывал русские народные песни;
Сочинил 15 опер
Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра
Опера, оркестр, хор, увертюра); и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз).
Потому что все любят сказки и чудеса, даже взрослые;
Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и детей, и взрослых.
Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер, настроение и даже голоса героев;
В сказке – русская природа, композитор любил природу России;
Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение. Когда у меня есть вдохновение, я рисую, и мои рисунки получаются красивыми. Наверное, у композитора было вдохновение
Предметные: Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение. Познавательные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; Регулятивные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы. Умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию. Самоконтроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: общаться и взаимодействовать в процессе коллективного обсуждения и исполнения; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; Ясное выражение своих мыслей. Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии, готовность открыто выражать свою позицию на уроке. Развитие образно-ассоциативного мышления на основе активного, прочувствованного восприятия музыки. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально- творческой деятельности. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов
Закрепление изученного материала Закрепить учебное содержание. Формирование умения использовать полученные знания в практических ситуациях Разучить песню, поработать над вокально- хоровыми навыками учащихся. наглядно- слуховой, -наглядно- зрительный, -метод наблюдения за музыкой, -метод размышления о музыке, -практический, -экранно- звуковые пособия, -творческие задания, -методы стимулирования и мотивации учения, -метод контроля и самоконтроля -метод организации и осуществления учебных действий,
-метод организации взаимодействия учащихся Фронтальная
Индивидуальная Звучат фрагменты «Вступление», «Первая песня Леля», «Песня и пляска птиц». Ребята слушают музыку и приходят к выводу о том, что фрагменты «Вступления» и «Песня и пляска птиц» им знакомы, а «Первая песня Леля» на уроке звучит впервые.
Задает вопросы по прослушанному фрагменту А сейчас послушайте три фрагмента из оперы «Снегурочка» и скажите, которые из них вам знакомы?
Музыка, которая вам не знакома фрагмент оперы «Снегурочка», а называется этот фрагмент «Песня Леля». Послушайте её вновь и ответьте на вопрос: «Отчего так грустна «Песня Леля?»
Что случится со Снегурочкой в конце сказки? Снегурочка растаяла. Огорчает нас это или радует?
Гибель Снегурочки не может омрачить праздник Солнца. Мороз теряет власть над Весной - Красной. Ярило - Солнце вновь будет светить над страной берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие. Солнце согревает, радует, разукрашивает землю. Так пусть же оно будет не только на небе, но и в каждом сердце - ведь только горячее сердце может любить и дарить радость другим!
В конце нашего урока мы  исполним  « Солнечную песенку». Ведь все люди на земле любят тепло, которое дарит нам солнце. Давайте  ее исполним так, чтобы у всех стало тепло на душе!
В песне поётся о сиротинке – девушке, поэтому и поёт Лель грустно;
В жизни каждого человека бывают не только радости, но и печали, об этом и поёт в своей песне Лель.
Она растает. Огорчает, жаль Снегурочку; Радует, потому, что наступает весна, греет солнышко, значит не за горами лето!
Познавательные: - анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: формирование исполнительских навыков; формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнение других; общаться и взаимодействовать в процессе коллективного исполнения; Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Личностные: Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально- творческой деятельности. Осознание ответственности за собственное мнение
Рефлексия Методы: -словесный, -творческие задания, -методы стимулирова ния и мотивации учения дома, -метод самоконтроля -метод организации взаимодейств ия учащихся Фронтальная
Индивидуальная 1)Что нового вы узнали на уроке, о  композиторе, о  опере «Снегурочка»
2)Что вам понравилось на уроке? Познавательные: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Регулятивные: самооценка на основе критерия успешности; Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.