Сценарий внеклассного мероприятия Под небом Италии с Россией в сердце


Под небом Италии с Россией в сердце
(сценарий внеклассного мероприятия)Комментарии: Важное место в процессе нравственно-эстетического воспитания личности занимает искусство, позволяющее человеку реализовать свои возможности, приобщить его к накопленному человечеством опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам. Цели и задачи урока:
расширить культурный кругозор обучающихся; познакомить с жизнью и творчеством К.П. Брюллова:
способствовать формированию эстетического отношения к действительности и искусству;
развивать умения использовать знания, полученные на других уроках;
формировать чувство гордости за мастерство русских художников.
Форма: урок искусства
План
Начало урока.
Вступление (информация о Везувие)
Биография К.П. Брюллова (1799 – 1852гг.) (иллюстрации)
Видео. Виртуальная экскурсия в Русский музей
Письма Плиния Младшего
Встреча с картиной (размеры полотна 456х651)
Использованные материалы
«Путешествия учат больше, чем, что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома».
Анатоль Франс
Начало урока
Ведущий: В приглашении на сегодняшний урок был задан вопрос о том, как связаны между собой эти 3 изображения (портрет К.П.Брюллова, вулкан Везувий и здание Русского музея). Итак, вы совершенно правы, именно в Русском музее находится картина художника о величайшей трагедии, связанная с извержением вулкана.
а) Какие другие произведения К.П. Брюллова вам известны?
б) Помимо известных полотен художник написал много портретов. Каково их примерное число?(20 – 60 -120?)
в) Что, на ваш взгляд, делает картину такой выразительной? (примерный ответ) Художник передал самые разные чувства людей перед лицом смертельной опасности. Он сделал это очень выразительно.
Ведущий: Спасибо за ваши ответы. Предлагаю познакомиться с жизнью и творчеством замечательного русского художника подробнее.
Вступление
В июле 1827 года петербургский художник Карл Брюллов решил на четвертом году пребывания в Италии предпринять поездку в Неаполь, вблизи которого находились раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланума. Какой либо серьезной цели путешествия он не искал. О Помпее Карл слышал от брата, архитектора Александра Брюллова. Именно сейчас художник собрался в Неаполь потому, что туда ехала графиня Юлия Самойлова, с которой он совсем недавно познакомился и как-то стремительно сдружился.
Брюллов не устает восхищаться Неаполем. Город заворожил его яркостью костюмов пестрой толпы, соленым запахом моря, пронзительной синевой неба и моря. С неаполитанской набережной открывался вид на Везувий.
Везувий - наиболее опасный вулкан в мире, находится на юге Италии возле Неаполя и является единственным европейским вулканом, извергавшимся в течение последних ста лет. Его высота—1277 метров (одна тысяча двести семьдесят семь метров), а диаметр кратера равен примерно 750 (семи ста пятидесяти) метрам. Везувий считается одним из самых опасных вулканов в мире, он создает потенциальную угрозу жизни 3 000 000 (трем миллионам) человек, живущих рядом с ним. Фактически, это наиболее плотно населенная вулканическая область в мире. Вязкая лава делает его значительно более взрывоопасным. Серные пары постоянно поднимаются над огромным главным кратером, а почва в местах, близких к вершине, так горяча, что в ней можно испечь яйца. А в кратере и на лавовых потоках местами вырываются водяные пары и газы с температурой до 400°С! Первое зарегистрированное извержение Везувия погубило один из городов Римской Империи, известный всем как Помпеи 24 августа 79 года нашей эры. До I века нашей эры римляне считали свой Везувий бездействующим вулканом. Но наступил день 24 августа, на который были назначены очередные бои гладиаторов. Небо внезапно сделалось грозным, облако становилось все темнее и темнее…. На улицу нельзя было выйти, не прикрыв голову подушкой, так как вместе с пеплом на голову падали тяжелые камни. Извержение Везувия полностью уничтожило Помпеи. Город скрылся под слоем пепла, достигавшим толщины трех метров. Многих жителей погубила привязанность к любимым или ценным вещам. Предположительно 2000 человек погибли в Помпеях в тот день, однако число это постоянно пересматривается, по мере того как в обширной зоне раскопок археологи отыскивают останки все новых жертв. Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркуланум не был засыпан падающим с неба пеплом, но он тоже был обречен и исчез с лица земли. Пострадал также город Стабии. Последнее крупное извержение произошло в 1944 году. Облачка дыма над жерлом и вулканическая пыль в городах у подножия напоминают о том, что извержение может начаться в любой момент. Именно поэтому недалеко от вулкана расположена лаборатория, которая следит за активностью этого прекрасного, но страшного вулкана. В наши дни район вокруг Везувия объявлен Национальным парком и открыт для посетителей.
По мере приближения к вулкану, какая-то неясная тревога овладевала им. Зрелище Помпеи, ошеломило. Пепел и лава Везувия, извергнутые в трагический день 24 августа 79 года, уберегли город от тления и сохранили его почти на 19 столетий. Век первый и век девятнадцатый лишились естественного промежутка времени, пребывали в странном одновременном бытии. Тщательно расчищенный археологами, он казался человеку 19 века возникшим из прошлого миражом. Такое способно потрясти и самую прозаическую душу, не то, что художника. Бродя по городу, Брюллов невольно припомнил ходячее присловье – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Применительно к нему, это звучало особенно убедительно. Он теперь совсем иначе воспринимал рассказы брата Александра о Помпее. Александр рассказывал, что, стоя на форуме Помпеи, он оказался во власти представившейся ему сцены гибели города. Вид развалин вынудил его позабыть обо всем на свете, перенестись в те времена, «когда этот форум был наполнен народом. Но что это? – Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его огромного жерла; они стремятся, разливаются или поглощают все встречающееся и не находят препон своему стремлению. Меж тем дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею; Помпея исчезает перед моими глазами..» Так рассказывал брату Александр о своих чувствах и видениях на земле помпейской. Карлу не раз доводилось беседовать о помпейской трагедии с другом Ю.Самойловой, композитором Джиованни Пачини. Композитор как раз в те годы работал над оперой «Последний день Помпеи». Но все эти разрозненные впечатления хранились до времени в дальних уголках памяти. Нужна была живая встреча с городом, чтобы они слились воедино, оформились в первый нежный росток замысла будущей картины.
Отправляясь тем летом в Неаполь, ни сам Брюллов, ни его спутница не ведали, что это нечаянное путешествие приведет художника к самой высокой вершине его творчества – созданию монументального исторического полотна «Последний день Помпеи». Каким же подошел Карл Брюллов к подножию своей славы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к истокам – детству, родительскому дому, годам учения и созревания личности.
Биография
С рождения Карла окружала атмосфера искусства. Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в семье отставного академика, мастера резьбы по дереву и позолоты Павла Брюлло. Рос болезненным, многие часы проводил в одиночестве в обществе большой собаки, с которой делил хлеб и игры. Одиночество научило его погружаться в свои мысли, в созерцание. С годами оно превратится в насущную потребность живописца Карла Брюллова. В доме царила атмосфера взыскательной строгости, трудолюбия.
1809 – Был принят в Академию художеств как сын академика без баллотировки, на казенное содержание. Режим в стенах заведения был очень суровым. Воспитанников поднимали в 5 часов, вода в умывальниках за ночь покрывалась ломкой корочкой льда. Завтрак: стакан теплого шалфея и хлеб. С 7 утра и до обеда – занятия. После обеда отдых и вновь занятия до 7 вечера.
С самых ранних лет слыла о Брюллове слава гения.
1813 –рисует первый портрет
1819 - пишет картину «Нарцисс». Чтобы почувствовать и передать удивление юного Нарцисса, впервые увидевшего свое отражение в ручье и влюбившегося в него, Брюллов без конца ходит в тенистый Строгановский сад на Черной речке, вслушивается в таинственные шорохи, любуется гладью воды, бережно хранящей отражения неба, плывущих облаков. Попытка внести живые ноты в картину природы, заметно нарушает общий академический тон картины.
1821 – окончил Академию художеств с золотой медалью за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».
Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба Брюллова, если бы Общество поощрения художников не взяло его под свое покровительство и не послало в Италию.
1822 – 16 августа Карл уезжает на средства Общества поощрения художников вместе с братом Александром в Италию, где знакомится с европейской художественной жизнью. С легким сердцем простились с родными, с любимым городом. Они не могли знать, что Карл больше никогда не увидит ни матери, ни отца, ни младших братьев: все они отойдут в мир иной, пока он будет в дальних странствиях.
1823 – братья Брюлловы прибывают в Рим. Первым, важным уроком, полученным в путешествии, было то, что можно отойти от классицистического идеала, т.е. работать иначе, чем их учили в петербургской Академии. Вторым уроком было осознание того, что во имя выразительности дозволено грешить перед правдоподобием мелочей.
Сама природа Италии располагала к творческому состоянию, а ее великое искусство становилось для иноземных художников недосягаемым образцом. «В Риме стыдно произвести что-нибудь обыкновенное», - пишет Карл. И еще одно интересное признание: «Да, нужно было их всех проследить, запомнить все их хорошее и откинуть все дурное, надо было много вынести на плечах; надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века. Для написания «Помпеи» мне еще мало было таланта, мне нужно было пристально вглядываться в великих мастеров».
1824 – 1830гг. В 1824г. создает первую жанровую картину маслом «Утро». Он изображает прелестную девушку, умывающуюся под струями фонтана. Картина пришлась по вкусу всем – итальянской и петербургской публике. Карл пишет картины, посвященные повседневной жизни простых итальянцев. Молодого художника неодолимо влекла, завораживала живая теплая сегодняшняя жизнь.
Стремление постичь тайны Рафаэля приводит к тому, что Брюллов задумывает и исполняет копию колоссального полотна «Афинская школа», в котором действуют более сорока героев. С 1824 -1828 шла работа. Копия поражает всех. Русское посольство платит за нее Брюллову 10 тысяч рублей. Заветной мечтой Брюллова было создать нечто подобное. Он сам потом признавался, что осмелился писать «Помпею» на большом холсте лишь потому, что прошел «школу» «Афинской школы»…
1829 – завершает работу над картиной «Итальянский полдень». У него множество замыслов, а заказов хоть отбавляй. Желающих портретироваться у Брюллова так много, что иные почитают его согласие за великую честь. Все его герои отличаются полнотой жизненных сил, жизнелюбием.
Наиболее ярко сочетание внутреннего мира, мира души выразилось в портретах Юлии Самойловой. В воображении Брюллова на всю жизнь запечатлелась первая встреча с графиней.
Однажды, когда Брюллов был в гостях в одном из близких ему домов, в разгар вечера растворилась дверь, и в залу стремительно вошла статная женщина лет двадцати пяти, с широко открытыми глазами и черными до плеч локонами. Брюллов замер, она напомнила ему образ его картины «Полдень», живое воплощение своего идеала. Брюллова представили графине. Вскоре он стал ее самым частым гостем. В них было много общего – независимость, уверенность в себе. Юлия богата и знатна, Карл блестяще талантлив. Она сопровождает его в путешествиях по Италии. Дружеские отношения перерастают в большую любовь. Самойловой было суждено остаться единственной настоящей любовью Брюллова, самым верным его другом.
В портрете Самойловой с Джованиной и арапчонком Брюллов словно хочет передать то первое свое чувство восхищения, охватившее его в день знакомства с Юлией. «Только женщиной могло увенчаться мироздание», это выражение сорвалось однажды с его уст.
На картине «Всадница» изображены дочь и племянница композитора Пачини, друга Самойловой.
Обстоятельный разговор о «Последнем дне Помпеи», картине, которая стала самой высокой вершиной не только в творчестве Брюллова, но и в истории русской исторической живописи еще предстоит, а мы вначале проследим творческий путь художника до последнего его часа.
За двенадцать лет пребывания в Италии Брюллов создал невероятно много. Помимо грандиозной «Помпеи», он написал около 120 портретов, десятки жанровых сцен из итальянской жизни.
1833 – завершает картину «Последний день Помпеи» (размеры 456х651)
При волшебном прикосновении его кисти воскресала живопись историческая, портретная, акварельная. Кисть художника едва успевала следовать за его фантазией. Карлу Брюллову было 28 лет, когда он задумал написать грандиозную картину «Последний день Помпеи».
Произведшая подлинный фурор во всей Италии, удостоенная золотой медали в Париже, (где она экспонировалась в Лувре по желанию владельца Демидова) «Помпея» в 1834 году была отправлена в Петербург. 1835-40г. – болонская, флорентийская, миланская Академии художеств избирают Брюллова своим членом. Сам Брюллов вернулся на родину двумя годами позднее. Возвращался художник через Москву, где он познакомился и быстро сдружился с Пушкиным. В Петербурге его ждала трогательная встреча, Николай I награждает художника орденом св. Анны 3-й степени.
Однако он чувствовал себя в городе детства чужим.
Брюллов давно мечтал о монументальной живописи. А в минуты вдохновения восклицал, что готов бы расписать само небо… И вот ему предлагают принять участие в росписях Исаакиевского собора. С радостным воодушевлением принимается Карл за работу в соборе. Однако радость длилась недолго. Условия работы были невероятно тяжелы: холод, сырость, сквозняки, мельчайшая мраморная пыль, забивающая все дыхательные пути. Брюллов слег, затем был вынужден отказаться от работы в соборе.
Болезнь затянулась. Наступили годы утрат, разочарований и неудач. Не стало Крылова, Венецианова. Глинка уехал за границу. Его любимый ученик Тарас Шевченко был сослан на жестокую каторгу. Юлия Самойлова вернулась в Италию. Встретиться больше, им не было суждено.
1848 - В России начинается безудержное преследование инакомыслящих, разгул реакции. Брюллов принимает решение вернуться в Италию. Он пишет автопортрет, - это вторая после «Помпеи» вершина в творчестве художника. В нем все говорит о страстной и мучительной работе мысли.
(1849 – 27 апреля) Едва окрепнув, Брюллов навсегда покидает родину. Он уезжает для лечения за границу, на остров Мадейру, климат которого считался целебным. Создает там ряд портретов. Через год совершает путешествие по Испании. После путешествия поселяется в Риме. Создает композицию «Процессия слепых в Барселоне»
Последние годы Брюллов живет либо в римском доме своих друзей-революционеров, либо на их загородной вилле в местечке Манциано.
Словно чувствуя приближение конца своего земного срока. Он вообще в последние годы работает жадно, не по малым своим силам.
Многочисленная семья Титтони становится семьей неприкаянного всю жизнь Брюллова.
1851 – 1852 создает портреты членов семьи друга Титтони: Анджело, Винченцо, Екатерины, Анджелы, Мариано. Создает полотно «Девушки в лесу».
Замыслов было много, мало было сил. Работать день ото дня становилось все труднее. И когда стало невмоготу держать в руках кисть, жизнь его оборвалась.
Это случилось в местечке Манциано под Римом 23 июня 1852 года. Он умер с мужеством и достоинством.
ЭПИЛОГ « Жаловаться на судьбу не имею права. Я жил так, чтобы прожить на свете хотя бы сорок лет. Вместо сорока я прожил пятьдесят. Следовательно, украл у вечности десять лет… Мою жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посредине держали калеными клещами».
4. Видео. Виртуальная экскурсия в Русский музей
Теперь, когда мы вместе с Брюлловым как бы прожили всю его жизнь, нам легче понять, какое место в творчестве художника, в истории русской и европейской живописи занимает лучшая его историческая картина – «Последний день Помпеи».
Давайте отправимся на 15 минут в Русский музей. Пройдем в зал Брюллова и устроимся на удобном диване, обитым красным бархатом.
(Просмотр видеофильма)
Сделаем небольшой экскурс в историю времени создания полотна.
Времена в Италии были тогда бурные. Борьба за воссоединение и освобождение родины от австрийского ига стала всенародной.
Брюллов знакомится с писателями, художниками, патриотами Италии.
Самым популярным писателем был Алессандро Манцони, который написал в то время роман «Обрученные». В романе и картине лежит одна и та же идея: маленький человек перед лицом слепой стихии, человек, сохраняющий в самых жестоких испытаниях высокие нравственные понятия. Только у Манцони вместо извержения вулкана – бедствия тридцатилетней Мантуанской войны, голода, чумы.
В том, как Брюллов претворит в живописных образах трагедию помпеян, не меньшую роль, чем итальянские впечатления, сыграли размышления и о тяжкой судьбе собственной родины. В Италии он с 1823 года, но связь с отчизной не прерывалась: письма родителей и друзей, рассказы знакомых, салоны прогрессивно мыслящих людей, встречи. Познакомился и быстро сдружился с композитором М.И. Глинкой, от него впервые узнал о великой трагедии декабристов, отдавших свои жизни во имя блага народа. Рассказывал Глинка и о волне арестов, прокатившихся по всей стране.
Основой полотна становятся 2 идеи: слепая неотвратимая сила распоряжалась судьбами людей, а с другой стороны – в самых тяжких испытаниях истинный человек сохранит честь, достоинство и высокие нравственные понятия.
Много труда предшествовало работе над этой картиной. В музеях художник изучал костюмы, украшения и бытовые предметы той далекой эпохи.
Брюллов хочет быть достоверным. Он с головой уходит в изучение источников. Главным стали свидетельства очевидца, Плиния Младшего, чудом спасшегося в тот страшный августовский день 79 года. В своих письмах римскому историку Тациту Плиний подробно и ярко описал бедствие. За строками его писем Брюллов глазами воображения, будто воочию, видел картину бедствия.
5. Письма Плиния Младшего
Плиний Старший в 79 году командовал римским флотом в северо-западной части Неаполитанского залива. Извержение вулкана поразило его своей грандиозностью. Плиний Старший передал свои впечатления племяннику, Плинию Младшему, которому в то время было 17 лет. Плиний Младший написал римскому историку Тациту два письма. В одном изложил впечатления и переживания дяди, в другом - свои собственные. Эти письма стали первыми записанными рассказами очевидцев извержения Везувия.
Письмо первое. Плиний Младший писал о своем дяде: "Около часу дня Плиний Старший наблюдал за необычным облаком, которое поднималось в форме соснового дерева, а на вершине раскинулось какое-то подобие веток... Иногда оно казалось ярким, а иногда темным и пятнистым, в зависимости от того, больше или меньше оно было заполнено землей и пеплом. Плиний Старший приказал приготовить судно, которое доставило бы его к месту извержения. Между тем уже стали раздаваться крики о помощи, приходили посланцы из селений у подножия горы. Плиний изменил свои планы, и распорядился выйти в море нескольким судам на случай, если необходима будет эвакуация. Остальные суда он направил к селениям, а сам направился ближе к вулкану. Когда они подплыли ближе, на корабль стал падать горячий пепел. Плиний описал также "неожиданное отступление моря", что указывает на вероятность возникновения в тот день цунами. Плиний Старший высадился на берег. Поднимаясь по склону горы, он шел со своим другом, привязав на головы подушки; и это была вся их защита от града камней, падавших вокруг". Далее из письма следовало, что он « поднялся с помощью двоих своих слуг и тут же упал замертво; как я полагаю, от удушья какими-то плотными и вредными испарениями".
Предположение Плиния Младшего вызвало сомнение историков. Они сделали вывод, что Плиний Старший умер, должно быть, от сердечного приступа, а не отравился вулканическими газами. Иначе его спутники тоже погибли бы.
Второе письмо Плиния Младшего. Тем временем, оставшийся с матерью в Мизене Плиний Младший записал для Тацита свои собственные наблюдения. Вот что он заметил, выйдя из раскачивающегося дома: « Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. В черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии. Тогда моя мать стала умолять, убеждать, - наконец, приказывать, чтобы я как-нибудь бежал. (юноше это удастся) Она, отягченная годами и болезнями, спокойно умрет, зная, что не оказалась для меня причиной смерти».
"Охваченная паникой толпа следовала за нами и давила на нас плотной массой, продвигая вперед. Мы замерли среди самой опасной и ужасающей сцены. Колесницы, которые мы отважились вывезти, так сильно тряслись назад и вперед, хотя и стояли на земле, что мы не могли удержать их, даже подложив под колеса большие камни. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов; суша значительно расширилась, и некоторые морские животные оказались на песке.
Затем значительно посветлело, что было предвестником приближающегося выброса пламени. Однако огонь упал на каком-то расстоянии от нас; потом мы снова погрузились в густую темноту, и сильный ливень из пепла обрушился на нас. Нам приходилось время от времени останавливаться и стряхивать его, в противном случае, мы были бы раздавлены и похоронены под его тяжестью... Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма; вновь появился дневной свет, и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. Каждый предмет был покрытым густым слоем пепла, как будто снегом".
Из описаний следовало, что поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км. Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей. Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи. Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями. Во время самого извержения многие помпеянцы сидели в театре, где проходили представления или бои гладиаторов.
И еще один отрывок, послуживший Брюллову основою композиции: «Мужчины, женщины и дети оглашали воздух воплями безнадежности и жалобами, причем кто звал отца, кто сына, кто отыскивал потерявшуюся жену; тот оплакивал собственное несчастье, другой трепетал за друзей и родных».
Главными героями Брюллова станут в первую очередь те, кто «трепетал за друзей и родных». Все, что возможно он создает, пользуясь материалами археологических раскопок. Найдено конкретное место действия – улица Гробниц. Однако художник недоволен, около десяти раз он меняет композицию: группы, места, движения. Работа над картиной затягивалась. Лишь в 1830 году Брюллов начал работу на холсте, он выполнил её в столь короткий срок и на таком пределе напряжения, что у него от упадка сил стали дрожать голова, руки, ноги. Параллельно с картиной художник писал многочисленные портреты. Иногда накатывали такие приступы слабости, что его буквально выносили на руках из мастерской.
Когда полотно было почти готово, Брюллов целых две недели заходил в мастерскую и не мог понять, что же вызывает у него недовольство. «Тогда я осветил мостовую и понял, что картина моя была кончена», - рассказывал художник.
Наконец, настал день, когда Брюллов впервые открыл двери своей мастерской для публики. Кого только не привлекли слухи о чуде, сотворенном русским живописцем! Представим себе, что и мы, дождавшись своей очереди, входим в мастерскую…
Встреча с картиной
Черный мрак навис над землей, будто наступил конец света. Кроваво-красное зарево окрашивает небосклон там, вдали, у горизонта. Тьму разрывают острые и длинные, как копья, молнии. Грохот подземных толчков, треск рушащихся зданий, крики, стоны, мольбы оглашают воздух. В такие мгновения обнажается суть человеческой души, проступает истинная цена человека.
На ступеньках храма жалкий корыстолюбец. Который даже в этот страшный час думает о наживе, пользуясь светом молнии, чтобы подобрать оброненные кем-то драгоценности. Это единственный пример низменности побуждений. Брюллов преклоняется перед своими героями, восхищается ими. Три группы переднего плана олицетворяют высокие идеалы предназначения человека.
А слева, около христианина, группа женщин с тоской смотрит на зловещее небо...
Вот мужественный воин и юный брат его спешат укрыть от неизбежной гибели престарелого отца своего, забыв о себе, живя только страхом за его жизнь. Они несут расслабленного старика, который силится отодвинуть, отстранить от себя ужасный призрак смерти, старается рукой заслониться от низвергающегося на него пепла. Ослепительный блеск молнии, отражаясь на его челе, приводит тело старика в содрогание...
К пожилой женщине в порывистом движении склоняется молодой человек.
Это юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. И все же они не могут оставить друг друга. Чье благородство, чья сила великодушия победит – матери, умоляющей сына спастись ценой её гибели, или сына, рискующего собой, но не мыслящего дальнейших дней своих, если оставит мать на гибель?
За Плинием - одна из самых горестных в картине сцен: новобрачные. Художник хочет сказать нам, что бывают в жизни человеческой случаи, когда горе оказывается сильнее страха смерти. Юный жених, отрешившись от мечущейся толпы, неотрывно глядит в лицо погибшей невесты. Еще не успели завянуть цветы в её венке, а тело уже залито мертвенной белизной.
Среди смятенной толпы есть одна спокойная фигура. Слева, на ступеньках храма, возвышаясь над всеми героями картины, Брюллов изображает художника с этюдником на голове, который ловит все оттенки трагедии в лицах окружающих. Автор хочет показать зрителю художника-творца как беспристрастного свидетеля исторического события.
Брюллову хочется как-то сблизить далекие эпохи, разделенные семнадцатью столетиями. Он вводит в картину еще несколько персонажей, написанных со своих современников. Прообразом отца в семейной группе стал легкоатлет Д.Марини, портрет которого сделал тогда Брюллов. Несколько женских образов – девушка с кувшином, мать и старшая дочь в семейной группе – несут прекрасные черты Юлии Самойловой. Брюллов не устает снова и снова утверждать свой идеал женской красоты. Его женщина – мощная, крепкая, сверкающая, итальянка, южная, прекрасная женщина.
В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Но, увы, поздно - смерть настигла их на самом пути. Испуганные кони сотрясают бразды, вожжи рвутся, ось колесницы надламывается, и сидевшая в них женщина повергается наземь и гибнет. Рядом с несчастной лежат разные украшения и драгоценные предметы, которые она взяла с собой в последний путь. А необузданные кони дальше несут ее супруга — тоже на верную гибель, и тщетно старается удержаться он в колеснице.
К безжизненному телу матери тянется ребенок... Малое дитя, тянущееся к мертвой матери, воспринимается как аллегория нового мира, в котором как бы воплощалась идея всепобеждающей жизни. Ищут спасения несчастные горожане, гонимые пожаром, непрерывными извержениями лавы и падающим пеплом. Это целая трагедия людского ужаса и людских страданий. Город гибнет в море огня, статуи, здания — все низвергается вниз и летит на обезумевшую толпу.
Углубляясь в психологию своих героев, художник достигает разительной противоположности своих характеров, контрастности чувств, владеющих ими. Душевное благородство – и низменное корыстолюбие заглушило даже естественный человеческий страх; блеснувшее на тусклых ступенях золото так ослепило вора, что он забыл об опасности, словно золото представляется ему эквивалентом самой жизни. Художник представил богатую гамму различных переживаний: страстная вера в божественный промысел, умножающая духовные силы матери с дочерьми, застывших в молитвенном прошении. Растерянность, полудетский испуг – эти чувства ясно читаются в лицах молоденькой девушки, роняющей с головы сосуд.
Картина состоит из отдельных замкнутых групп, связанных общностью чувств. Перед Брюлловым стояла нелегкая задача объединения их в единое целое. «Общим знаменателем» всех переживаний служит противостояние разбушевавшимся силам неукротимой, неуправляемой стихии.
На гибель обречены почти все герои картины. Но настигнуты смертью в картине лишь двое – невеста и женщина с колесницы. В данный изображенный художником момент жизнь пока преобладает над смертью. В группах переднего плана в картине преобладают движения душевные. Это относится и к группе молящихся, и к воину, несущему вместе с младшим братом старого отца, и к группе Плиния с матерью, и к новобрачным. В фигуре стоящего над молящимися христианского священника движение обретает некоторое ускорение. Он будто бы только что стремительно вбежал сюда, на улицу Гробниц и обратил свое открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе. От него наш взгляд падает на группу второго плана, семейную группу, укрытую одним плащом. В ней с равной силой выражены физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ. В глубине картины движение нарастает. Следом за семейной группой – со всех ног бегущий жрец, лишь на миг приоткрывший лицо, закутанное белым покрывалом. На ступенях гробницы Скавра Брюллов прибегает к мотиву встречного движения. Увидев при ярком свете молний, как на противоположной стороне улицы летят вниз с карниза огромные скульптуры, люди торопятся выбраться из под мощных сводов, а другие, напротив спешат обрести спасение внутри гробницы Скавра.
Столкнуться этим встречным группам не дает застывшая фигура корыстолюбца, подбирающая со ступеней золото. Далее движение резко застопоривается, почти останавливается в группе, состоящей из художника и двух молоденьких девушек. В фигурах девушек мягкий отзвук движения еще живет: та, что сжимает в руках сосудик, подалась вперед, вперив взгляд в кровавые небеса. Другая стоит неподвижно, но ее руке, отпустившей падающий кувшин, придано легкое, плавное движение. Ощущение усиливающегося движения создает и ее сильно развевающийся ярко-голубой плащ. Обе фигуры оттеняют то состояние сосредоточенного углубленного созерцания, в которое погружен художник.
На фоне голубого покрывала девушки, роняющей кувшин, видна голова женщины, на коленях молящей людей посторониться и открыть ей путь под своды гробницы. Но никто её не слышит. За нею мы вновь видим фигуру жреца, бегущего вслед за семейной группой. Движение достигает наивысшей силы в фигуре упавшего с колесницы, но не отпустившего поводья помпеянина, которого обезумевшие лошади с бешеной скоростью влекут по каменной мостовой в дальний конец улицы. Этот прорыв в глубину наводит на мысль, что в каждом, еще несколько мгновений назад мирном дворике и переулке, - повсюду бушует разрушительная сила стихии, унесшей около двух тысяч жизней помпеян.
В монументальном полотне «Последний день Помпеи» тщетно было бы искать главного героя. Его здесь, в сущности, нет. Все группы, все люди равны, а главным героем живописного произведения выступает народная масса. В позах, мимике героев Брюллов находит проявления различных оттенков чувств, охвативших помпеян в тот страшный день 24 августа 79 года. Именно выражения страдания в формах сдержанного благородства стремился он создать в своей картине.
У Брюллова, благодаря четкой контурности почти скульптурно пролепленных фигур, появляется эффект такой объемности, что, кажется, некоторые группы можно обойти кругом. Удачный выбор момента вносит в картину некоторый элемент развития события во времени: зритель может домыслить, что было до и что будет после изображенного мгновения.
Самым освещенным местом Брюллов делает второй план картины. Таким образом, вся сцена оказывается как бы в темном обрамлении, что, несомненно, усиливает драматизм происходящего. Может быть, независимо от воли автора этот прием оказывает активное воздействие на зрителя: когда подходишь к полотну вплотную, кажется, что и ты очутился под покровом мрачной тени, ступил на камни мостовой. Так Брюллов словно бы приобщает зрителя к воплощенной им трагедии, вовлекает его в действие.
В картине господствуют, то переплетаясь, то просто соседствуя, два основных цвета: кроваво-красный и черный. В средней части холста все цвета размыты, разбелены светом молний. Здесь преобладает сочетание бледно-зеленых, светло-сиреневых, размытых голубых тонов. Придавая центральной фигуре погибшей помпеянки значение символа античного мира, художник пользуется красками, которых мы больше не найдем в картине нигде. Её фигура прикрыта покрывалом необычайно мягкого, теплого, золотистого оттенка, а шарф, который мгновение назад окутывал её прекрасную голову, окрашен красивым, синим цветом, кажущимся еще более богатым благодаря продуманной ритмике то мелких, то широких складок.
Рассказывая в письме брату о героях картины, о месте действия, он с гордостью говорит: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, вещи все взяты мною из музея».
Трудно найти другое живописное произведение, которое так покорило бы зрителей. Уважение, глубокое почтение питают к нему Байрон, Пушкин, Вальтер Скотт. Гоголь зорко подметил, что прекрасные фигуры, созданные Брюлловым, заглушают ужас своего положения своей красотой. Красота его героев вызвана той идеей, которой был движим художник. Почти все персонажи, за исключением крадущего драгоценности да трусливого жреца, являют зрителю не только физическое, но нравственное совершенство: они в этот страшный час охвачены заботой о ближнем, перед лицом страшного бедствия они не утратили самоотверженности, не изменили понятиям чести.
Трудно найти другое живописное произведение той поры, которое бы так пленило зрителя, прежде всего итальянского. Кажется, со времени выхода в свет «Обрученных» Манцони Италия не переживала такого всеобщего восторга и воодушевления. Русский художник сумел задеть самые чувствительные струны в душе итальянцев, угадать сокровенные устремления итальянского общества. Обратившись к давнему событию римской истории, он воспел не ратные подвиги, но нравственную чистоту и самоотверженность, дал современникам урок того, как в самых жестоких испытаниях человек может сохранить душевную красоту и благородство. Тогдашние итальянцы страстно жаждали таких примеров из родной истории – коль скоро такие примеры являли древние римляне, смогут вынести с честью все испытания и нынешние итальянцы. В этом утолении духовной жажды общества - тайна триумфального шествия картины по всей Италии.
«Видели ли вы картину «Последний день Помпеи», о которой говорит весь Рим?» - эта фраза на время вытеснила обычное приветствие, которым обменивались итальянцы при встречах в траттории или в театре. Среди художников мнение было единодушным: «Мы все должны у него учиться».
Популярность Брюллова все росла. Родственница Наполеона Гортензия Бонапарт желает брать у него уроки рисования. Не без влияния Брюллова и его картины Пушкин включит в число тем дня импровизации своему герою в «Египетских ночах» тему «Гибель Помпеи».
После неслыханного триумфа в Риме картину перевезли в Милан, где она была экспонирована на Миланской выставке 1833 года в Брерском дворце. Изъявление чувств миланцев было еще более бурным. В театре, на одном из спектаклей которого был Брюллов, художнику устроили овацию. Однажды почитатели пронесли его на руках по улицам города – с музыкой, цветами и факелами. Как пишет художник Г.Г. Гагарин, «успех картины «Гибель Помпеи» был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художников. Это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм. Везде его принимали как общеизвестного, торжествующего гения, всеми понятного и оцененного». Слава его так велика, что Академии художеств Милана, Пармы, Болоньи, Флоренции избирают Брюллова в качестве своего почетного члена. Заказчик картины меценат Анатоль Демидов платит за картину 40 тысяч франков. Вскоре русский царь Николай I наградит художника орденом Святой Анны третьей степени.
Демидов после закрытия парижской выставки в 1834 году отправил картину на корабле «Царь Петр» в Санкт-Петербург. Вместе с картиной, поскольку Демидов намеревался преподнести её в дар императору, прибыла и специально заказанная в Париже роскошная золоченая рама.
Толпы, сбиравшиеся смотреть «Последний день Помпеи», были и впрямь несметны. Нескончаемый поток посетителей непрерывно тек сквозь парадные двери. Мало кто приходил на выставку единожды – картина звала к себе вновь и вновь. Гоголь проводит у этого полотна бесчисленные часы, вглядывается, оценивает, изучает. И, наконец, пишет о ней большую статью. «Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа». Он превозносит Брюллова, не находя ни одного недостатка. Гоголь видит в картине первое произведение русской живописи, которое «может понимать и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество».
Произведенный картиной фурор, перевернул старые обычаи и, под давлением общественного мнения был определен один день в неделю, воскресенье, когда залы были открыты для всех желающих. После Брюллова пренебрежительное отношение к отечественной живописи, слепое преклонение перед иностранными художниками стало невозможным. Брюллов не только не заискивал перед вельможами. Напротив, они искали знакомства с ним, а его согласие написать портрет считалось за честь.
«Последний день Помпеи» - единственное в то время произведение живописи, которое получило всеобщее признание не только в Москве и Петербурге, но и во всей России.
Надежда Дурова, кавалерист, герой 1812 года очень эмоционально отозвалась о детище художника: « Это чудо нашего века». «Как язык мой не имел выражения для чувств, так и перо не может передать их на бумаге. Что можно сказать там, где всё, чтоб ни сказал, будет мало?»
Но дороже всего было Брюллову признание со стороны русской художественной интеллигенции. Пушкин, Гоголь, Баратынский, Лермонтов, Жуковский, Глинка, Герцен - все единодушно превозносили картину.
Баратынский написал о знаменитом художнике так:
Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи» -
Для русской кисти первый день.
Баратынский отмечал, что рядом с шедевром Карла «все искусство бледнеет».
Пушкин посвятил картине следующие строки:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Глубже других сумел уловить сокровенный смысл картины Герцен, который писал: «На огромном полотне теснятся в беспорядке испуганные группы; они напрасно ищут спасения. Они погибнут от землетрясения, вулканического извержения, среди целой бури катаклизмов. Их уничтожит дикая, бессмысленная сила, против которой всякое сопротивление невозможно».
Но ведь жизнь картины, жизнь всякого художественного произведения продолжается в восприятии зрителя. И эта жизнь много дольше того времени, которое вложил в свое создание автор, много дольше, чем вся его жизнь.
В заключение хочется сказать, что шедевр, созданный Великим Карлом, убеждает в том, что главной ценностью в мире остается человек.
В школе старшеклассники получают задание написать сочинение по картине, о которой мы сегодня вели речь. О чем бы вы написали, получив такое задание?
Использованные материалы
Бочаров, И. Н. Карл Брюллов. Итальянские находки / — М.: Знание, 1984. — 192 с.: ил.
Брюллов, Карл: альбом / авт.-сост. М. М. Ракова. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 41 с.: ил.
Леонтьева, Г. К. Картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». — Л.: Художник РСФСР, 1985. — 72 с.: ил.
Видеофильм «Государственный Русский музей» Санкт-Петербург, DVD
Электронные ресурсы
Иллюстрации картин К. П. Брюллова
«Застывшие во времени» Документально-художественный фильм
Репродукции