Открытый урок по самопознанию Оптимист и пессимист 3 класс


Урок Самопознание 3 класс Дата: Тема: Оптимист и пессимист
Цель: расширить представления о таких качества, как оптимизм и пессимизм.
Задачи: - раскрыть значение понятий «оптимист», «пессимист»;
развивать умение анализировать чувства и поступки;
воспитывать позитивное отношение к жизни.
Ресурсы: музыка, иллюстрации героев мультфильмов, карточки слов, видео запись мультфильма «ОХ и АХ» аудио запись «Песня о хорошем настроении».
Круг радости
-Добрый день дорогие ребята
 Давайте начнём наше общение с радостных приветствий:
Лучистое солнце не делится на частиИ вечную землю нельзя разделить,Но искорку счастья ты можешь, ты должен,Ты в силах друзьям подарить.
— Подумайте, чтобы вы могли подарить своим друзьям прямо сейчас? (по кругу дети дарят словесные пожелания)— Пусть эти словесные подарки радуют нас с вами.
2. Минутка тишины
— Для продолжения нашего урока я предлагаю вам представить всё то, о чём я буду сейчас говорить.
Сядьте поудобнее, закройте глазки и мысленно загляните в своё сердечко. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся чудесный сад — сад вашей души. Побродите по этому саду. Может быть, вы увидите дерево, покрытое жёлтыми, красными, оранжевыми листочками. Это дерево — доверия и уважения. Между деревьями струится ручеёк честности и ответственности. Полюбуйтесь растущими цветами любви и добра. Прислушайтесь, как поёт птица счастья. Рассмотрите её пёрышки. Каждое перо означает те духовные ценности, которые живут в каждом из нас. Полюбуйтесь разноцветьем сада вашей души.— Удалось ли вам представить сад своей души.— А мне бы хотелось, чтобы в вашей душе расцвело ещё одно качество, о котором мы с вами будем говорить на нашем сегодняшнем уроке.
А какое это качество мы сейчас должны узнать 3. Цитата урока А сейчас я прошу вас обратить внимание на цитату нашего урока «События вашей жизни напрямую зависят от вашего настроения»                                                                                              Уолли Эймос* Что такое настроение? (работа со словарём) * Как вы понимаете смысл этого изречения? * Как нужно воспринимать события и различные ситуации?  4. Просмотр мультфильма «Ах и Ох»
- Опишите, каким вы себе представляете главных героев.
 
Ах — весёлый, жизнерадостный, бодрый, энергичный, аккуратный, никогда не унывает, во всём видит только хорошее.Ох — грустный, вялый неуклюжий, недовольный, неаккуратный.
 
- Кто из героев вам больше нравится? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Мне тоже нравится человек похожий на Ах, потому что такой человек старается во всём видеть хорошее, он никогда не унывает, весёлый, жизнерадостный. В трудную минуту он сам не упадёт духом и поддержит других людей, посоветует, подбодрит. У таких людей много друзей.
— Как называют людей которые обладают таким качествами в жизни? (Оптимист)
— Прочитайте значение слова.
Оптимизм – бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек видит во всём только светлые стороны; верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
— Как называется то качество человека, которым обладал «Ох»? (Пессимист)
— Прочитайте значение слова.
Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее и во всём склонен видеть унылое, плохое.
Кто сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия?
— Оптимист и пессимист.
— К концу урока мы должны ответить на вопрос: — Кем в жизни быть лучше — оптимистом или пессимистом?
5. Работа с иллюстрациями.
Найти друзей Аха и Оха
6. Разминка
« У жирафа пятна …»
7.Размышление над ситуацией Учитель рассказывает историю о дне рождения братьев- близнецов.      Близился день рождения братьев-близнецов Аскара и Дастана. Ребята с нетерпением ждали, какие подарки приготовили им родные. И вот день рождения наступил. На тумбочке у кровати каждого из братьев лежал большой перевязанный лентой сверток.       Мальчики с радостью начали разворачивать содержимое подарков. Но один сверток был помещен в другой, предыдущий — в следующий и так далее. Снимая хрустящие обертки, братья даже устали. И вот, наконец, у каждого из них в руках осталось по небольшой коробочке. Крышки этих коробочек были последним препятствием. Аскар и Дастан почти одновременно их открыли и увидели игрушечные фигурки замечательных скакунов. - Если бы конь был живой, — разочарованно протянул Аскар, — или хотя бы заводкой... - А я поставлю этого коня на свой стол и постараюсь представить, как когда-нибудь стану настоящим джигитом и буду скакать по степи на молодом и сильном жеребце, таком же красивом, как этот! — радостно сообщил Дастан. * Кого из братьев можно назвать оптимистом? * Как можно охарактеризовать Аскара? * Дайте определение словам «оптимист» и «пессимист». (Ответы учащихся) — Умеющий радоваться жизни человек и есть настоящий оптимист. Людей же, которые не умеют радоваться жизни, часто грустят и не верят в себя, называют пессимистами.
8.Творческое задание (в парах)       Учащимся предлагается прочитать, как воспринимает окружающий мир пессимист  и в соответствующих колонках написать, какого мнения придерживается оптимист.Образец:
Пессимист Оптимист
Мне не нравится лето, потому что очень жарко и много комаров. Летом здорово, потому что каникулы, тепло, много цветов, можно загорать и купаться.
Когда идёт дождь, у меня плохое настроение, потому что сыро, пасмурно и грустно. ?
Я не люблю ходить босиком по траве: трава колется, букашки кусаются. Это очень плохо для здоровья. ?
Меня не радует утро, потому что утром надо рано просыпаться. Не понимаю людей, которые по утрам улыбаются. ?
(Ответы учащихся)
- Хорошо быть в жизни оптимистом, жизнерадостным человеком. Оптимист всегда найдет выход из любой ситуации.
9. Упражнение (в группах)      Учащимся необходимо предложить оптимистический совет людям, как не потерять бодрость духа в перечисленных ситуациях: * Наступило долгожданное воскресенье, когда ваш знакомый планировал пойти в горы с семьей. С утра пошел дождь... * Ваш друг целый вечер решал трудные задачи. Все получилось, и друг очень хотел ответить на уроке. Учитель вызвал отвечать другого, и хорошую отметку получить не удалось... * Сосед забыл взять с собой ключи от квартиры. Придя домой, вынужден стоять у двери, дожидаясь прихода членов семьи...
10.Творческий проект
Нарисуйте два замка – замок Оптимизма и замок Пессимизма. Какие существа – качества будут жить в каждом из замков?
Защита проекта
В каком из замков вы хотели бы поселиться?
11. Д/зСочините сказочную историю о жителях этих замков.
12. Круг «От сердца к сердцу»
  Много ситуаций мы рассмотрели на уроке. Так ответим на вопрос:
- Кем в жизни лучше быть оптимистом или пессимистом? - Мне бы хотелось, чтобы в саду вашей души поселилось ещё одна ценность человека: Оптимизм. - Поднимите руки, кто себя считает оптимистом? А пессимистом?
 
Быть оптимистом — мастерство великое! Им нужно в совершенстве овладеть. Не раскисать, дарить улыбку людям, Уверенно вперед всегда смотреть! Долой плохие мысли и сомнения! Не можешь их отбросить — пошути.
Откроются тебе любые двери, Откроются заветные пути. Не все, бывает, сразу получается. Но все получится. Стремись вперед душой! И сам увидишь, что тебе откроется Мир удивительный, мир добрый, мир большой.
 
Завершается урок «Песня о хорошем настроении».
 
 
 
Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.
Подсолнечник во время грозы.
Тяжёлые черные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит чёрный, молчаливый, будто ждёт чего-то настороженно. Жёлтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк.
Только поле цветущих подсолнечников горит - пламенеет. От них будто свет льётся, и над землёй не так сумрачно. Пылает солнечный огонь в цветках, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучу, выглянет голубое небо. Снова радостно засмеётся поле.
Вопросы по тексту:
1. Каков смысл рассказа? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что он надеялся?
2. Как называют человека, который радостно воспринимает жизнь?
3. Встречали ли вы в жизни оптимистов? Нравилось вам с ними общаться? Что вы чувствовали после общения с ними? Делают ли оптимисты жизнь светлее и счастливее для окружающих?
4. Как называют противоположное восприятие мира? Как называют человека, который видит только чёрные стороны жизни? Как общение с подобными людьми влияет на наше настроение?
- Почему люди по-разному воспринимают один и тот же мир? Как воспринимаете мир вы? Влияет ли возраст человека на его восприятие мира? Почему вы так считаете?
- А как вы думаете можно по внешнему виду, определить какой это человек, оптимист или пессимист? (Ответы детей).
- Давайте проверим!
: