Программа Спортивно-туристического клуба «Оптимист» «Путешествие в страну чудес или школа выживания»


Утверждаю
Директор МБОУ «ЕСШ № 7
им.О.Н. Мамченкова»
_________ Е.А. Верижникова
« 5 » сентябрь 2016г.

Программа
Спортивно-туристического клуба «Оптимист»
«Путешествие в страну чудес или школа выживания»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Пешеходные туристы – универсально подготовленные люди. Они должны владеть многими видами спорта: ориентирования и тяжелой атлетикой (вес рюкзака), легкой атлетикой (ходьба на длинные дистанции) и скалолазания, плавания (при организации переправ) и гимнастики (при преодолении навесных переправ). Кроме туристско – технических навыков, они должны также владеть навыками оказания доврачебной помощи. Быть биологами, ботаниками и краеведами, историками и географами, фотографами и кинооператорами.
Основой туризма являются походы. Безопасность и технико-тактический уровень их проведения в значительной мере зависит от предпоходной подготовки, в которой большую роль играют соревнования. Они способствуют проверке и повышению технической и тактической подготовленности туристов, на них проводят апробацию новых видов снаряжения, происходит широкий обмен опытом. Наконец, соревнования, слеты – лучшая форма пропаганды туризма.
В спортивно-туристическом клубе «Оптимист» проводятся походы выходного дня, так и многодневные. Походы выходного дня организуются для детей в возрасте 10-14 лет. Учащиеся посещают: «Голубые озера», гору Морозную, Острую, Паратунские г.и., Вилючинский вулкан, Мутновский, Авачинский, побывали на Асачинском месторождении золота. Школьники в возрасте 15-17 лет участвуют в многодневных походах и путешествуют на Налычевские г.и. через Авачинский или Корякский перевал, вулкан Дзензур, Краеведческие и Таловские г.и.; Тимоновские г.и., через Пущинские г.и.; Ходуткинские г.и.; вулкан Горелый и Мутновский.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
В результате прохождения программы учащиеся должны
иметь представление:
об истории развития туризма;
о классификации туризма;
о месте туризма в современном российском обществе;
об особенностях физической подготовки туристов различной направленности;
знать:
особенности природных условий родного края;
основные правила поведения в лесу (в походе);
как приготовить пищу с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы);
как вести себя в экстремальной ситуации;
уметь:
запоминать пройденный путь и пользоваться дорожными знаками;
готовить личное снаряжение в зависимости от сезона;
читать топографическую карту;
ориентироваться на местности без карты (с компасом и без компаса);
выбрать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя (на случай ночлега под открытым небом);
приготовить пищу на костре;
преодолевать сложные участки пути (бурелом, переправа по бревну, по камням через реку, по кочкам через болото);
иметь навыки:
разведения костра в любую погоду;
установки палатки в любых условиях;
оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях и наложение перевязки при несложных ранениях.
3. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Дать базовые знания по разделу «Спортивно-прикладной туризм».
2. Способствовать формированию интереса к окружающей природе, среди обитания и мотивации к познанию через занятия туризмом.
3. Способствовать развитию интереса к трудовой деятельности, формированию навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.
4.ТУРИЗМ И ПРИРОДА
Обеспечение безопасности, охрана природы
Требования к уровню подготовки участников.
К личному и групповому снаряжению.
Обеспечение безопасности в пути.
Использование радиосвязи.
Пользование источниками воды.
Организация противопожарных мероприятий.
Охрана природы.
Оборудование мест стоянок.
Туристские возможности родного края.
Географическое положение родного края. Геологическое прошлое и рельеф ,полезные ископаемые, климат, реки, растительный и животный мир.
Памятные места, заповедники и природные объекты.
Экскурсии и прогулки.
Общественно-полезная краеведческая деятельность.
Наблюдения в походе.
Исследовательская работа, волонтерская работа.
Работа по охране природы.
Агитация и пропаганда туризма в печати.
Виды простейших наблюдений. Природные условия: атмосферное давление, температура и влажность воздуха, скорость ветра. Признаки устойчивой и ясной погоды и перемены ее на ненастную и, наоборот. Предсказания погоды по местным признакам. Виды облачности.
Снаряжение.
Основные общие требования к снаряжению: малый вес и объём, хорошая теплоизоляция, прочность, непромокаемость, удобство пользования, гигиеничность, надежность в работе. Главные эксплуатационные требования.
Выбор снаряжения в зависимости от характера маршрута.
Питание.
Значение правильной организации питания в походе. Оценка энергозатрат. Назначение питания.
Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины. Их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий похода. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания в походе и весу продуктов.
Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе рыбалкой, охотой, сбором дикорастущих растений.
Особенности приготовления пищи в походе.
Топография и ориентирование на местности.
Значение топографии и ориентирования для туристов. Карты, используемые в спортивных походах. План, схема, кроки на местности.
Основные условные обозначения. Чтение карты и составление схемы маршрута. Компас. Ориентирование по карте, способ определения точки стояния. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков. Определение сторон горизонта по местным предметам, часам и компасу. Азимут. Подготовка данных для движения по азимуту.
Методы обучения работы с картой в помещении и на местности. Топографический диктант, основные правила его составления. Приемы обучения ориентирования на местности.
Использование соревнований по ориентированию, маркированных трасс, игровых методов на различных этапах обучения и в различное время года.
Стратегия спортивного похода.
Особенности стратегии походов различной категории сложности. Важнейшая задача – безопасное проведение похода. Зависимость стратегии прохождения маршрута от целей путешествия, района, времени года, сложности маршрута, подготовленности.
Стратегические схемы построения маршрутов: линейный, кольцевой, радиальный, смешанный. Их возможности, преимущества и недостатки.
Логическое построение маршрута (норма радиальных выходов, распределение на маршруте естественных препятствий, нарастание сложности, высоты и т.д.).

Тактика похода.
Понятие «тактика» похода. Планирование дневного перехода: график движения, распорядок дня, выбор места бивака.
Организация дневных переходов в различных условиях местности и погоды с учетом физического и морального состояния участников.
Подведение итогов дня и выработка плана действий на следующий день.
Корректировка графика и маршрута движения с учетом реальной обстановки. Выбор времени суток для движения в зависимости от условий.
Техника передвижения и преодоления препятствий.
Значение техники преодоления препятствий в обеспечении безопасности похода. Особенности техники пешеходного туризма.
Техника передвижения по болотам, организация страховки. Организация переправ в зависимости от региона, времени года, конкретных погодных условий.
Меры обеспечения безопасности при переправах, переправы вброд (с шестом, шеренгой, в кругу), по воде, (по камням, снежному мосту).
Особенности техники лыжного туризма. Наиболее рациональные способы движения на лыжах с рюкзаком по пересеченной местности. Тропление лыжни в зависимости от характера рельефа, погоды, снежного покрова. Физического состояния участников. Отработка основных приемов и совершенствование подъемов и спусков, поворотов и торможений на лыжах с рюкзаком на средних и крутых склонах горной местности. Использование тормозящих приспособлений.
Особенности техники передвижения в горах. Технические приемы передвижения по травянистым склонам при подъеме, спуске, траверсе склона. Постановка ступней ног. Положение туловища.
Привалы, ночлеги и необходимое снаряжение.
Назначение привалов. Их периодичность и продолжительность в зависимости от протяженности дневного перехода, рельефа и характера местности, снежного покрова, погоды, температуры, направления и силы ветра, физического и морального состояния участников. Факторы, влияющие на место выбора бивуака.
Методы организации работ при разбивке бивуака в зависимости от погоды, наличия светового времени и состояния участников. Меры предосторожности и безопасности во время бивачных работ и отдыха в палатке с печкой или под заслоном, при сушке одежды, приготовлении пищи на костре или примусах и др., внешний вид бивака.
Сохранение природы: недопущение порубки живых деревьев и устройства настила из лапника, кроме экстремальных условий, например, утрата палатки и др.
Снятие бивака. Типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метеоусловиях.
Обеспечение безопасности.
Страховка и самостраховка. Безопасности явные и мнимые. Возрастание роли неблагоприятных факторов с увеличением сложности похода.
Специальные узлы. Особенность и область применения.
Меры предупреждения опасности и обеспечения безопасности при проведении походов.
Медицинское обеспечение похода и
доврачебная медицинская помощь в походе.
Врачебный контроль и самоконтроль. Особенности медицинского обеспечения в походе.
Усиленная предсезонная физическая подготовка. Организация медицинского самообслуживания в группе.
Обязанности участника, ответственного за медобслуживание.
Личная гигиена туриста в походе. Уход за телом. Закаливание организма.
Другие меры профилактики. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Правильный режим работы и отдыха в походах.
Первая медицинская доврачебная помощь в походе: лечение при кровопотере, травматическом шоке, ожогах; снежной слепоте, обморожениях, охлаждениях; переломах, вывихах, солнечных и тепловых ударах, укусах насекомых, кишечных расстройствах, острых заболеваниях брюшной полости. Вовремя оказанная медицинская помощь. Проведение искусственного дыхания способами «рот-рот» и «рот-нос». Остановка кровотечения жгутом. Наружный массаж сердца.
Вопросы выживания в экстремальных условиях.
Возможные экстремальные ситуации в походах и их характеристика: болезнь участника, отставание участника, дисгармония взаимоотношений в группе, утрата важного общественного или личного снаряжения или продуктов питания, потеря ориентировки, отставание от запланированного графика движения.
Жёсткие условия погоды, физическое и моральное перенапряжение участников и другие действия участника, отставшего от группы. Условия, в которых участник может остаться один.
Умение преодолеть чувство безысходности и отчаяния. Действия с целью отыскать группу.
Выполнение осмысленной и полезной работы. Устройство укрытий и организация отдыха. Добывание пищи, разведение костра.
5. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Спортивно-туристический клуб находится на территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Елизовской средней школы № 7 им. О.Н. Мамченкова» Камчатского края. Школа имеет в своём арсенале стадион с беговыми дорожками, оснащен полосой препятствия, бумом, рукоходом, прыжковыми ямами, перекладинами для подтягивания, два футбольных поля.
В спортивном зале школы, на высоте 4.5метра натянуты параллельные верёвки для отработки техники спортивного туризма. По углам спортивного зала расположены лестницы для подъёма. Туристам школы предоставляется возможность заниматься в любую погоду.
Учащиеся также отрабатывают туристскую технику на пересечённой местности.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Главным предполагаемым эффектом работы лагеря должно стать:
а). Формирование положительных установок у подростков, профилактика правонарушений.
б). Оздоровить и закалить подростка физически и духовно.
в). Привить любовь, бережное и гармоничное отношение к окружающей природе, родному краю.
г). Развить такие качества, как уверенность в себе, своих силах, умение принять правильное решение в любой экстремальной ситуации, достойно выйти из неё самому и оказать помощь другому. Научиться общению со сверстниками, здоровому образу жизни и активному проведению отдыха.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973
2. Верба И.А., Голицын С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., Туризм в школе. М., « Физкультура и спорт», 1983
3. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слёты и соревнования. М., Профиздат, 1984
4. Кодыш Э.Н., Соревнования туристов. М., «Физкультура и спорт», 1990
5. Константинов Ю.С., Туристские слёты и соревнования учащихся. М., ЦДЮТиК МО РФ, 2000
6. Куприн А.М., С картой и компасом. М., Издательство ДОСААФ СССР, 1981
7. Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., Пищевая промышленность. 1980
8. Шкенев В.А. Спортивно-прикладной туризм. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008
9. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. М. Профиздат, 1985