Правовые основы деятельности социального педагога в школьной службе примирения


Правовые основы деятельности социального педагога в школьной службе примирения
Социальное напряжение, проявляющиеся в конфликтности, разжигание межнациональной розни, из-за которой появляются межконфессиональные проблемы значительно увеличивают неблагоприятную статистику конфликтов в мировом сообществе. На этом фоне происходит ослабление функции семьи как института общества. Семья утрачивает свои позиции в социализации и организации досуга детей. И эти функции возлагаются на образовательные учреждения. Задачей учреждений становится формирование у подрастающего поколения навыков умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог, а самое главное находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций. Для реализации поставленных задач социальным институтам необходимо создать благоприятную, гуманную и безопасную атмосферу, в которой будут воспитываться дети.
Чтобы реализовать поставленные задачи российское образование интегрируется в мировое образовательное пространство, которое переходит на совершенно новые формы и методы работы с детьми. Одним из направлений работы является медиация, т.е. технология альтернативного урегулирования споров. От успеха в медиативных подходах зависит не только благоприятный психологический климат в образовательной среде, но и развитие личности, ее социальная адаптация. Восприятие российским обществом конфликтов в школьном пространстве как закономерного явления способствовало глубокому изучению проблематики конфликтов, созданию научно-практической базы, необходимой для прогнозирования, предотвращения конфликтов, использования различных способов их решения.
А. Ю. Коновалов, утверждает, что применение медиативной практики в российском образовательном пространстве приводит к сокращению числа конфликтов между несовершеннолетними. В действительности же это означает улучшение психологической атмосферы учебных заведений и повышение успеваемости школьников. На сегодняшний день медиация стала частью культуры образовательных учреждений многих стран.
Проблема правовых основ деятельности школьной службы примирения, несмотря на ее изученность в науке остается актуальной на сегодняшний день. В должностные обязанности социального педагога образовательного учреждения входит создание психологического комфорта учащихся, поэтому развитие школьной службы примирения входит в его работу. Законы Российской Федерации в области школьной медиации разработаны. Школьные медиаторы должны знать свои права и обязанности по восстановительной медиации и компетентно оказывать помощь в урегулировании конфликтных ситуаций. Уметь взаимодействовать со структурами, которые помогают им в восстановительном правосудии. Обязанности по организации работы по формированию правовых основ деятельности школьной службы примирения возлагается на социального педагога.
Для проверки знаний школьников-медиаторов разработана анкета «Законы медиации» на основе дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Метод школьной медиации», разработанной Ц. А. Шамликашвили, кандидата медицинских наук, президента Национальной организации медиаторов. Анкета представлена в Приложении № 2 и включается в себя 15 вопросов по основам правовых знаний организации деятельности школьной службы примирения.
В анкетировании приняли участие 10 школьников-медиаторов МБОУ УСОШ № 1.
Анкета «Законы медиации» направлена на выявление высокого, среднего и низкого уровня освоения знаний.
Проанализировав данные анкетирования, мы пришли к выводу что высокий уровень освоения правовыми знаниями организации деятельности школьной службы медиации не имеет ни один из испытуемых. Средний уровень отмечен у 7 школьников-медиаторов (70% испытуемых), у 3 (30% испытуемых) – низкий уровень освоения знаний по основам правовой организации деятельности школьной службы примирения.
После проведенного анкетирования среди школьников-медиаторов социальным педагогом выявлена проблема – недостаточное освоение знаний по правовым основам организации школьной службы примирения.
Следует вывод, что социальному педагогу как руководителю школьной службы примирения необходимо составить программу обучения членов школьной службы примирения по организации и правовому обеспечению ее деятельности.
Разработанная программа в рамках данного исследования ориентирована на правовую организацию деятельности школьной службы медиации. Работа в данном направлении проводится социальным педагогом образовательного учреждения. Именно в должностную инструкцию социального педагога входит профилактика отклоняющегося поведения и влияние на формирование правовой устойчивости личности.
Цель: формирование правовых знаний у школьников-медиатров через деятельность школьной службы медиации.
Задачи программы:
ознакомить участников с деятельностью школьной службы примирения;
обучить участников основам правовой организации деятельности школьной службы примирения.
Используемые методы:
Информационно-практические: беседы, дискуссии, семинары-практикумы;
Интерактивные: практические и тренинговые занятия, ролевые игры;
Анализ и рефлексия полученных данных.
Реализация программы: 2017-2018 учебный год
Структура программы:
Программа медиаторов-школьников рассчитана на 32 академических часа, занятия проводятся 1 раз в неделю в течении учебного года. Программа представляет собой комплекс занятий, состоящий из четырех основных тематических секций:
Секция 1 – «Я и общество» - информационно-практические занятий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности.
Секция 2 - «Я – будущий медиатор!» - занятия, игры и упражнения, формирующие навыки ведения переговоров, навыки медиатора и способы работы с конфликтными ситуациями, освоение роли ведущего.
Секция 3 - «Вместе мы – команда медиаторов» - занятия на формирование сплоченности и чувства групповой принадлежности.
Секция 4 – «Законы медиации» - изучение правовых основ организации школьной службы примирения.
Согласно темы исследования мы представляем более подробную разработку именно работы этой секции.
Основные мероприятия по реализации программы «Мы – медиаторы» по секции 4 «Законы медиации»
№ п/п
  Блок.
Тема Мероприятия Дата Ответственные
1 Установочное занятие Планирование работы школьной службы медиации на новый учебный год.
Сентябрь Социальный педагог, куратор ШСП
2 «Законы медиации» «Круглый стол» по вопросам реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг». Октябрь Куратор ШСП, психолог, социальный педагог, специалисты КДНиЗП3 «Законы медиации» Подготовка к районному форуму «Голос каждого ребенка должен быть услышан» Ноябрь Социальный педагог, куратор ШСП, члены ШСП, специалисты КДНиЗП4 «Законы медиации» Проведение районного форума «Голос каждого ребенка должен быть услышан»:
- секция «Проектная деятельность»
- секция «Организация благотворительности»
- секция «Школьная служба примирения»
- секция «Дети и государство» Ноябрь Администрация образовательного учреждения, куратор ШСП, члены ШСП, социальный педагог, психолог
5 «Законы медиации» Ролевая игра «Мы – медиаторы. Примеры из жизни». Декабрь Социальный педагог, куратор ШСП
6 «Законы медиации» Родительское собрание «Законы о деятельности школьной службы примирения» Январь Социальный педагог, куратор ШСП
7 «Законы медиации» Тренинг для педагогов «Что нужно знать о ШСП» Январь Социальный педагог, специалисты КДНиЗП, куратор ШСП
8 «Законы медиации» Беседа с школьниками-медиаторами «Права медиаторов» Февраль Социальный педагог, куратор ШСП
9 «Законы медиации» Акция «Всё о школьной службе медиации» Март Социальный педагог, куратор ШСП
10 «Законы медиации» Интеллектуальная игра «На чьей стороне закон» Апрель Социальный педагог, куратор ШСП, заместитель по учебно-воспитательной работе
11 «Законы медиации» Презентация на общешкольном собрании «Работа медиаторов в школе» Апрель Социальный педагог, куратор ШСП
12 «Законы медиации» Конкурс стенгазет «Медиатор должен знать» Май Социальный педагог, заместитель по УВР
13 «Законы медиации» Выступление с докладом на педагогической конференции «Чем руководствоваться при создании школьной службы примирения» Май Социальный педагог
14 «Законы медиации» Профильный лагерь «Мы – медиаторы» Июнь Социальный педагог, куратор СШП
15 «Законы медиации» Создание нормативно-правовой базы школьной службы примирения Июнь Куратор ШСП, школьники-медиаторы
Ожидаемые результаты программы:
воспитание установок толерантного сознания у членов школьной службы медиации;
утверждение новой практики разрешения конфликтов в школьной среде;
обучение членов школьной службы медиации основам правовых знаний в области деятельности школьной службы медиации;
обучение педагогов образовательного учреждения правовым основам создания школьной службы медиации;
просвещение родителей о деятельности школьной службы примирения.
Таким образом, предполагается, что благодаря реализации данной программы школьники-медиаторы освоят основы восстановительной медиации, будут четко знать свои права и обязанности и права всех участников школьной медиации, а также ориентироваться в нормативно-правовой базе.
Анкета «Законы медиации». Верный вариант ответа – один.
Раскройте суть понятия «медиация»
Медиация – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой документ направлен на формирование государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации?
А) «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг».
Б) Конституция РФ
В) ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Отметьте принцип, который НЕ относится к работе медиатора:
А) Принудительность
Б) Добровольность
В) Нейтральность
Г) Конфиденциальность
Нужно ли брать письменное разрешение с родителей участников спора?
А) да, обязательно
Б) нет, главное решить конфликтную ситуацию
В каком нормативно-правовом акте прописан порядок проведения процедуры медиации»
А) «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг».
Б) ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
В) ФЗ №» 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Перечислите службы, с которыми взаимодействует школьная служба примирения: ______________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите права школьника-медиатора: ______________________________________________________________________________________________________________________
Какой регион России стал первым по созданию целевой региональной программы «Семья и дети»?
А) Пермский край
Б) Самарская область
В) Архангельская область
Может ли медиатор принимать чью-либо сторону в споре?
А) да, если это поможет решить конфликт
Б) нет, медиатор должен быть нейтральной стороной
Пропишите правила проведения процедуры медиации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________