Конспект урока литературы Эволюция образа Маленького человека» в русской литературе 19 века (по рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника») (9класс)


Захарченкова Т.В.
Урок литературы в 9 классе
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века
(по рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника»)
Эпиграф:
В любых условиях человек должен остаться человеком, более того: величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам!
А.П.Чехов
Цели и задачи урока:
На примере рассказа «Смерть чиновника» раскрыть подход писателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы – темы «маленького человека».
Учить анализировать произведение, выявлять позицию автора, делать выводы, развивать монологическую речь.
Воспитывать чувство собственного достоинства, нетерпимость к самоунижению, чинопочитанию.
Ход урока
1.Оргмомент. Приветствие. Проверка отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания:
- Почему накануне экзамена герой был в «каком-то странном тумане»? (Он не отдавал себе ясного отчета в том, что его ожидало. Пытаясь подражать своим сверстникам, Николенька совершает поступки, за которые ему становится стыдно перед самим собой. Главный герой так увлекается светской жизнью, что забывает об учёбе и о том, что надо готовиться к экзаменам).
– Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена? (Был хладнокровен, рассеян и равнодушен. И только после того как экзаменатор посмотрел ему прямо в глаза – пробежал легкий морозец испуга)– О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог? (Он обещался пойти с бароном З. закусить к Матерну. Чтобы подробно раскрыть диалектику души)– Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории? (Ему стало стыдно за то, что он своим молчаливым присутствием как будто принимал участие в униженных мольбах Иконина)
– Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий? (Нашла минута раскаяния и морального порыва. Он плакал, но уже не слезами отчаяния. Стал писать правила жизни)– На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?
– Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы?
– Почему описанную половину юности автор считает не очень счастливой?
Познакомившись со студентами-разночинцами Зухиным, Семеновым и др., Николай Иртеньев убедился в том, что его голландская рубашка, хороший прононс и т. д. не производят на них никакого впечатления, что они больше его читали и лучше знают предметы. Знаменательно, что последняя глава «Юности» озаглавлена «Я проваливаюсь». Герой трилогии провалился на экзаменах по математике на первом курсе университета: «Я был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив». С большим трудом он справился с отчаянием и решил, что в будущем он ни одной минуты не проведет праздно и никогда не будет делать ничего дурного.
 
На исходе детства Николенька делает открытие, что не все люди равны. Николенька с глубокой грустью убеждается в том, что между людьми нет равенства, что существующий порядок вещей привел их к разъединению, раздробил на классы, группы, разряды, круги и кружки и что ему нелегко будет найти свое место в этом мире.
Защита лучшего в человеке, стремление оградить это лучшее от дурных влияний, художественное запечатление борьбы добра со злом в разные периоды формирования личности составляют пафос трилогии Толстого.
2. Работа по теме урока:
Повторение биографии А.П.Чехова.
- Что запомнилось? Что удивило?
- Какие произведения А.П.Чехова вы читали?
- Какие основные темы поднимал в своем творчестве?
(тема «маленького человека»: «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев»)3. Слово учителя
Тема сегодняшнего урока звучит так: "Эволюция образа " маленького человека" в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему"
- Кто такой "маленький человек"?
Справка: "Маленький человек". Этим понятием в литературе обозначают персонажа, не наделённого героическими качествами, не имеющим каких-то особенных отличий. "Маленький человек" - обычный, заурядный 
- Давайте вспомним авторов, их произведения, в которых основной была тема "маленького человека". (А. С. Пушкин "Станционный смотритель", "Медный всадник", Н. В. Гоголь "Шинель", "Повесть о капитане Копейкине" из поэмы "Мёртвые души").
- Какие чувства вызывали все эти "маленькие люди"? (Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь).
- Чехов осмысливает этот образ по-своему. А как именно сегодня мы с вами попытаемся разобраться.
Как-то А. П. Чехов признавался в письме к брату: "Извини, что я написал так много. Но у меня не было времени написать коротко". И ещё на память приходит притча, заимствованная из записной книжки французского писателя Альфонса Доде. Эту притчу любил Чехов. "Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".
Так и Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.
Писатель считал: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть". Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в которых раскрываются характеры действующих лиц. В юмористических рассказах такой характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации предельно просты, например, заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча друзей детства или... чихнул в театре.
5.Обратимся к рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника».
Просмотр фильма. Задание на просмотр:
а) оцените игру актеров
Впервые это произведение было напечатано в журнале "Осколки" в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком "Случай", за подписью Антоша Чехонте.
Горький говорил о Чехове: "Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни".
б) сосчитайте, сколько раз просил прощения Червяков.
6. Анализ рассказа
- Как можно одной фразой передать содержание рассказа?
(чихнул – испугался – переживал – умер) – казус, анекдот
- Какое чувство вызывали у нас Самон Вырин и Акакий Акакиевич? (жалость, сострадание)
- Какое чувство вызывает главный герой Червяков? Почему у него такая фамилия? . Фамилия у героя - говорящая: (перенос.) червяк - о жалком, ничтожном человеке (презрит.)  А у генерала?
Разберем элементы сюжета.
- С чего начинается рассказ?
ЗАВЯЗКА (найдите цитату в тексте):
«…Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось…он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апхчи…чихнул»
РАЗВИТИЕ (найдите цитату в тексте):
«Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал»
- Почему он больше не чувствовал блаженства?
-Почему он так переживал? (генерал – вышестоящий чин)
-А какой чин у Червякова? (экзекутор – хозяйственный исполнитель при канцелярии)
Сравним его с предыдущими «маленькими»людьми. Он может позволить себе посещать театр (о чем Ак.АК. даже не мечтал), смотреть «Корневильские колокола», сидеть во втором ряду кресел ( партер!) у него есть жена. Значит социальный статус Червякова в норме. Почему же он так боится генерала? Кто из героев, по вашему мнению, ведет себя более естественно и реально: генерал или Червяков?
- Прочитайте ответы генерала.
В отличие от традиционной темы «маленького человека» у Чехова все перевернулось: скромный чиновник превратился в угнетателя, палача, а превосходительство – в угнетенную жертву. Подберем словарь синонимов (чинопочитание - холопство, самоунижение, пресмыкательство)
КУЛЬМИНАЦИЯ (найдите цитату в тексте):
«Пощел вон?- гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
- Что – с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса»
Червяков сам унижает свое достоинство, он чиновник не по рангу, а по своей сущности, он утратил сои личные качества в той системе, где все подчинено неукоснительному преклонению нижестоящих чинов перед вышестоящими.
-Как вы прокомментируете цитату «В животе у Червякова что-то оторвалось..» -Как обычно говорят об испуге? (душа в пятки ушла, заячья душа)
-Какие есть еще фразеологизмы, связанные с этим словом? (жить душа в душу, душа компании, покривить душой, рад всей душой)
Получается души-то у него и не было. Был чиновник, винтик бюрократической системы, потому как все закончилось?
РАЗВЯЗКА (найдите цитату в тексте):
«…вышел на улицу и поплелся…Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и …помер»
Это важная деталь - не снимая вицмундира – т.е. как бы умер чиновник, а не человек, поэтому смешно, а не кощунственно.
7. За и против
- Виноват ли Бризжалов в смерти Червякова?
(выступление учащихся: обвинитель и защитник)
Как вы думаете, мог ли такой случай быть на самом деле?
По свидетельству М.П.Чехова, бывший управляющий московскими императорскими театрами В.П.Бегичев рассказал Чехову случай, действительно происшедший в Большом театре. Возможно, Чехов также опирался на сообщение одного из таганрогских корреспондентов, писавшего ему в январе 1882г. О самоубийстве мелкого таганрогского чиновника после неудачной попытки попросить извинения у своего начальника за какой-то незначительный проступок.
Текстовый анализ.
- Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, запаниковавший, обеспокоившийся Червяков? (Мстительные намерения: "Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. ... Теперь не подумает, так после подумает!"; "Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит... Нет, это нельзя оставить". ; "... Генерал, а не может понять... Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!")
- Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? (Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.)
"Ничего ... ничего ... "
"Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать".
"Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой".
"Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю".
"Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой".
"Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью".
"Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал".
"Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами".
(Работа в тетради)
Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:
Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.
Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала? (Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова. Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста).тут Чехов использует гиперболу: " ... лёг на диван и ... помер".
Вы обратили внимание на то, как сразу, стремительно развивается сюжет, концовка должна быть как можно более содержательной, эффектной. Такая яркая, острая и неожиданная концовка - один из признаков новеллы. Поэтому чеховские рассказы называют ещё и новеллами.
Автор использует здесь ядовитую иронию: поведения героя лишено логики, налицо контраст причины и следствия. Именно гипербола подчёркивает весь ужас "футляра" - добровольного холопства.
Душа Червякова омертвела, он утратил человеческие качества, превратился в добровольного, жалкого, ничтожного раба. В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина, винтик бюрократической машины. Эта мысль подчёркивается названием "Смерть чиновника", которое отражает идею произведения.
Сегодня мы говорим об эволюции образа "маленького человека".
Что такое эволюция? (Зачитать!) Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).
Мы заявили в начале урока, что Чехов меняет своё отношение к "маленькому человеку".
8. Выводы по уроку.
Заключительное слово учителя.
Писателю в конце 19 века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь. Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то время нравы, в первую очередь - принцип господства и подчинения. С особой силой Чехов обличает добровольное холопство, холопство по убеждению.
Под пером писателя-реалиста маленькая бытовая сценка превратилась в типичную картину тогдашней жизни. (Е. Tер-Антонянц).
Бытовой рассказ писатель обновляет, пересматривает традиционный подход к теме "маленького человека", сознательно порывает с привычной трактовкой образа "маленького человека" как человека униженного и оскорблённого. Потому что за годы, прошедшие после появления гоголевской "Шинели", жизнь показала, что волчьи законы новых буржуазных отношений, поклонение капиталу и чину, являются достоянием не только сильных мира сего.
Попробуем построить эволюционную ступеньку, покажем эволюцию образа маленького человека.
Вспомните ещё раз всех литературных "маленьких людей."Как бы вы распределили героев на нашей :эволюционной ступени? К доске необходимо прикрепить под ступенями имена героев.
9. Домашнее задание
1. Прочитать стр.
Сочинение-миниатюра
Что делать, чтобы не остаться «маленьким человеком»?