План — конспект урока внеклассного чтения по повести В. Кондратьева « Сашка».( 8 класс).


План - конспект урока внеклассного чтения по повести В. Кондратьева « Сашка».( 8 класс).
Разработка урока - Лисименко О. В. МАОУ «СОШ № 38»., г. Сыктывкар, РК.
Тема: « Внимая ужасам войны…» ( Анализ проблематики повести В. Кондратьева « Сашка».
Эпиграф: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным…Зародыш классического романа уже живет в голове фронтовика, который теперь думает куда меньше о литературных формах , нежели о характере вражеской обороны». (Июль 43г. Илья Эренбург).Цели и задачи:
1.Познакомить (обзорно) с личностью писателя.
2.Обзор творчества ( темы, герои , произведения).
3.Дать характеристику главного героя.
4. Определить тему, идею произведения.
Оборудование урока:
Оформление доски.
Иллюстрации на военную тему.
Текст повести.
Карточки с индивидуальными сообщениями.
Инсценировка.
Песни военных лет.
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя.
Так получилось, что самые правдивые книги о войне написали ее участники- солдаты и офицеры переднего края « окопники» . Долгие годы у нас не жаловали такие книги, их называли « лейтенанскими».
-Как вы думаете, почему? Чего так боялась цензура?
-Что нам – потомкам дают такие книги?
-Надо ли нам знать всю правду о войне? Зачем?
Слово учителя.
Таких авторов- «окопников» обвиняли в « очернительстве» войны, « дегероизации».
Кому нужна такая правда? Зачем показывать всю правду о войне?
- Согласны вы с такими обвинениями?
-Какие ассоциации связаны у вас с Вов? ( работа с иллюстрациями).
Слово учителя.
Чаще всего на картинах запечатлены героические сцены атаки или обороны. Но ведь война –это не только бои… Это тяжелая жизнь, полная каждодневных лишений , испытаний… Написать всю правду об этой стороне войны мог только тот, кто сам все на себе испытал…
В. Кондратьев – один из « окопников». Жизнь его в литературе оказалась недолгой – 15 лет, а его произведения ( его произведения вошли всего в один сборник) занимают видное место в ряду лучших книг о Вов.
Сообщение о фронтовой жизни В. Кондратьева.
Вот что говорил К. Симонов о фронтовой судьбе Кондратьева: « С 1 курс ВУЗа – в 39 году- в армию, в железнодорожные войска, на Дальний Восток. В декабре 41 –го- один из 50 младших командиров , отправленных их полка на фронт после подачи соответствующих рапортов.
В составе стрелковой бригады на переломе от зимы к весне 42 года – под Ржев, а если точней, чуть северо-западнее его . За убылью командного состава принял роту… Потом новые бои , такие же тягостные , неудачные , те же самые , которые с перехваченным горечью голосом вспоминают фронтовики читая или слушая « Я убит подо Ржевом» Твардовского.»
Чтение наизусть ст .А. Твардовского « Я убит подо Ржевом».
Слово учителя.
Убит- эта чаша миновала автора « Сашки». На его долю досталось ранение и медаль «За отвагу»- за отвагу там , подо Ржевом.
Сообщение ученика по творчеству писателя.
Кондратьев автор следующих произведений : « Селижаровский тракт», «Овсянниковский овраг», «Борькины пути - дороги», « Отпуск по ранению», «Сашка».
Все произведения на военную тему. Кондратьеву очень точно удалось передать атмосферу того времени, благодаря тому , что он сам участвовал в войне.
Слово учителя.
Давайте перейдем непосредственно к повести «Сашка». Кондратьеву было 60 , когда он написал повесть «Сашка». Это произведение насквозь пронизано воспоминаниями о войне самого автора. Почему автор выбирает жанр «повести», а не роман? ( т. к . это малый прозаически жанр , который повествует о коротком промежутке времени. А разве на войне могло быть иначе?
На войне жизнь так рано обрывалась…)Сообщение ученика о работе над повестью.
« … Я начал жить какой-то странной , двойной жизнью: одной – в реальности , другой – в прошлой , в войне…- Так сам говорил автор о своей работе над повестью . « Ночами приходили ко мне ребята моего взвода, крутили мы самокрутки, поглядывали на небо, на котором висел « костыль». Гадали , прилетят ли самолеты на бомбежку, а я просыпался только тогда, когда черная точка, отделившаяся от фюзеляжа, летела прямо на меня, все увеличиваясь в размерах, и я с безнадежностью думал, это МОЯ бомба… Начал я тогда разыскивать своих ржевских однополчан – мне до зарезу нужен был кто-нибудь из них,- но никого не нашел, и пала мысль, что , может, только я один уцелел, а раз так ,то тем более должен я рассказать обо всем. В общем, схватила меня война за горло и не отпускала. И наступил момент, когда я уже просто не мог не начать писать».
Слово учителя.
-О чем рассказывается в повести( краткий пересказ).
( Это история человека, оказавшегося в самое трудное время , в самом трудном месте , на самой трудной должности – солдатской).
- Что это за время? Почему Ржев?
Сообщение ученика.
Вот что вспоминал К. Симонов о том периоде Вов: « Пехота не только несла большие потери, невыносима была и повседневная жизнь, полная нечеловеческих лишений.
В весеннюю распутицу по грязи , которая заставляла остановиться не только грузовики, но и танки , идет вперед пехотинец, совершая порой 40-километровые переходы… На шее у него автомат, за спиной полная выкладка.
Он несет на себе все , что требуется солдату в пути. Человек проходит там , где не проходит машина, и в дополнение к тому, что нес на себе , несет то , что должно было ехать. Он идет в условиях , приближенных к жизни пещерных людей, порой за несколько суток забывая , что такое огонь. Шинель уже месяц не высыхает на нем до конца. Он постоянно чувствует на своих плечах ее сырость. Во время марша ему часами негде сесть отдохнуть- кругом такая грязь, что в ней можно только тонуть по колено. Он иногда сутками не видит горячей пищи, ибо порой за ним не могут пройти не только машины, но и обозы с кухней. У него нет табаку… На него каждые сутки сваливаются такие испытания , которые другому человеку не выпадут за всю жизнь…»
Слово учителя.
-Мы достаточно много знаем о войне, о подвиге русского народа на фронте и втылу. Но часто ли мы задумывались о фронтовых буднях? Принято ли было говорить об этом? А ведь большая часть времени проходила не в крупных сражениях , а в том , что в сводках называлось « бои местного значения».
- Какой предстает фронтовая действительность? ( Это действительность особого рода: многое зависит от случая, везения, когда смерть на каждом шагу).
-Какие детали показывает автор, изображая повседневную солдатскую жизнь? (Голод, смерть, трупы, грязь, отсутствие табака, не моются неделями, практически не спят, « ржавая , набухшая от крови земля»).
- Как вы думаете, легко ли сохранить человеку выдержку?
-Кто является героем повести?
-Почему « Сашка», а не «Саша»? ( Автор подчеркивает народный характер героя , таких Сашек было миллионы на войне).
-Что мы знаем о главном герое? ( Хороший парень, с детства работал, тяжелый крестьянский труд, голодное детство).
-Какие эпизоды раскрывают характер героя? ( валенки , снятые с убитого немца; история в госпитале, история с Зиной. Но , один из самых важных- эпизод с пленным немцем).
Инсценировка ( 3 человека).
-Какие
качества характера героя поразили вас? ( Честный , порядочный, добрый, простодушный , внимательный , скромный, жизнестойкий, с чувством собственного достоинства. Главное в не то , что он сначала думает о других, потом о себе, « Люди же мы , а не фашисты!»)
-Как относятся к Сашке окружающие? ( Его считают хорошим человеком . Лейтенант Володька говорит : « Ну, Сашок, ты человек»).- Сопоставив окружающую обстановку и поступки Сашки , к какому выводу мы пришли? Что хотел сказать Кондратьев, рассказав нам историю Сашки?
(В бесчеловечной , кровавой войне человек остается человеком, а люди –людьми. И это главное для писателя).-Что нового о войне вы узнали на уроке?
- Что вас поразило?
-Какие человеческие качества поразили вас в главном герое?
- В чем , по –вашему, актуальность повести?
Домашнее задание. Письменно. Б. Васильев говорил, что войну необходимо знать со всех сторон. Согласны ли вы с такой позицией?