Урок внеклассногочтения по повести В.Кондратьева Сашка

Урок внеклассного чтения
по повести В. Кондратьева « Сашка» (10класс)
Иванова Светлана Владимировна, Ям-Тёсовская СОШ Лужского района
Цели урока:
Познакомить учащихся с творчеством и судьбой писателя; совершенствовать навыки литературоведческого анализа текста.
Развивать аналитические способности учащихся.
Воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны, любовь к литературе.
Оборудование урока:
Фотография В.Л.Кондратьева.
Фотография автографа В. Кондратьева (обращение к молодежи).
Кассета с записями песен В.Высоцкого.
«100 поэтов XX века». Антология голосов поэтов-М, ИТРК, 2002.
Выставка книг о Великой Отечественной войне.
Домашнее задание к уроку:
Прочитать повесть В. Кондратьева «Сашка» и ответить на вопросы:
Перечислите эпизоды, в которых наиболее полно рассказывается характер героя.
Какие наблюдения, мысли героя свидетельствуют о его умении думать широко, сопоставлять, понимать всю сложность обстановки?
Какие качества героя проявились в эпизоде пленения немца?
Почему Сашка отказался выполнить приказ о расстреле немца?
Почему он берет на себя проступок лейтенанта Володьки в госпитале?
Узнав о серьезном чувстве Зины, он прощает ее. Какие новые стороны характера открывается в герое?
Какие еще поступки Сашки характеризуют его духовную зрелость?
Обратите внимание на связного Толика. Какова идейно-художественная функция этот образа?
Обратите внимание на речь Сашки. Какие грани характера по-новому рассказываются в его внутренних монологах и общении с окружающими?
Какие толстовские традиции в изображении «войны» и «мира» вы обнаружили в повести?
Индивидуальные задания:
Рассказать о жизни и творчестве В. Кондратьева.
Составить план повести « Сашка».
Подготовить историческую справку о событиях 1942 г. На Западном направлении.
Найти описание событий 1942г. В воспоминаниях Г.К.Жукова. ( в романе Н. Яковлева).
Подготовить выразительное чтение стихотворения А. Твардовского « Я убит подо Ржевом».
Оформление классной доски:
Вячеслав Леонидович Кондратьев.
( 1920-1993)
Повести « Ржевского цикла»:
«Сашка»;
«Селижаровский тракт»;
«Отпуск по ранению»;
«Встречи на Сретенке».
«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской».
К. Симонов.
План повести (заранее написан на доске).
«Самый памятный» случай:
валенки;
пленный немец;
приказ комбата.
После ранения:
«ранило»;
прощание с ротой;
«слово сдержал».
Дорога в тыл:
попутчики;
гибель Жоры;
ночлег у Паши;
проступок Володьки;
«почти мирная Москва».
Ход урока.
Музыкальный эпиграф – песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя».
Слово учителя.
Более 70 лет прошло со дня Великой Победы. А тема Великой Отечественной войны остается одной из главных тем русской литературы. До сих пор к ней обращаются писатели и поэты. Но наиболее ценными остаются свидетельства современников, которые на своих плечах вынесли всю тяжесть войны, а затем предельно правдиво рассказали о том, какой ценой была завоевана Победа.
Пусть в качестве эпиграфа сегодняшнему уроку прозвучат стихи Семена Гудзенко. Он родился в 1922 году и уже в июле 1941 года ушел на фронт. Из его ровесников, ребят, уходивших на фронт в 18-19 лет, вернулись с войны 3%, а 97% остались там. Вы услышите не актерское чтение, а почти крик – надрывный эмоциональный крик человека, все видевшего.
Звучат стихи С.Гудзенко «Перед атакой» и «Я был пехотой в поле чистом».
Слово учителя.
«С тех вершин – в поэзию сойти» и в прозу – пытались многие хорошие поэты и писатели. Их книги на нашей книжной полке. (Демонстрируется выставка книг). Г.Бакланов, Э.Казакевич, В.Астафьев и другие создали так называемую «прозу лейтенантов», открыли правду о войне.
Особняком в этом ряду стоит творчество Вячеслава Кондратьева и, в частности, его повесть «Сашка». О творческом пути этого замечательного писателя нам расскажет
Рассказ о биографии писателя (инд. д. з.)
Беседа.
Чем необычна творческая история «Сашки»?
К.Симонов написал об этой повести: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской».
О каком «трудном месте» и «трудном времени» говорится в повести?
Итак, апрель 1942 года, бои подо Ржевом. Фашистов от Москвы отогнали, но наступление захлебнулось. Почему? (Историческая справка – инд. д. з.
А вот что об этом времени вспоминал Г.К.Жуков. (инд. д. з.)
Это сухой язык фактов, за цифрами и официальными сводками не видно судеб отдельных людей. Как об этом времени рассказал В.Кондратьев? (Работа с текстом. Ищем наиболее выразительные детали, характеризующие обстановку подо Ржевом).
И все-таки повесть называется «Сашка». (Кстати, почему так? Узнаем ли мы фамилию главного героя?)
В каких эпизодах наиболее полно раскрывается характер Сашки? (Работа с планом). Как каждый из этих эпизодов характеризует героя?
Какие качества проявились в эпизоде пленения немца? Зачем дан его портрет? Вспомните похожий эпизод романа «Война и мир» ( Бой под Островной. Николай Ростов и француз. Состояние Николая).
Почему Сашка отказался выполнить приказ о расстреле пленного? Если похожий эпизод в романе «Война и мир»? (Долохов и Денисов: спор о пленных).
Какова роль в этом эпизоде связного Толика? Чем отличается от него Сашка? Похож ли Сашка в этом эпизоде на Николая Ростова?
Какой эпизод можно назвать кульминационным? «Самый памятный случай» - это пленение немца или спасение его? Какой из этих поступков можно назвать подвигом? Какой из них достоин награды? (Показ медалей «За отвагу» - именно о такой мечтал Сашка, такой медалью был награжден писатель В.Кондратьев, такие награды хранятся во многих семьях как память о героях войны).
Какие еще поступки характеризуют духовную зрелость героя?
Какие новые стороны характера раскрываются во взаимоотношениях с Зиной?
Почему Сашка берет на себя проступок лейтенанта Володьки?
«Почти мирная Москва». В концовке повести. Почему путь Сашки, начавшийся в Овсянниковском овраге, заканчивается в Москве?
Свою повесть В.Кондратьев посвятил им «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым». О них же пишет и Александр Твардовский в своем знаменитом стихотворении «Я убит подо Ржевом».
Чтение стихотворения (инд. д. з.).
Мы не случайно пытались сопоставлять эпизоды повести В.Кондратьева и романа Л.Н.Толстого. Какие толстовские традиции в изображении «войны» и «мира», человека на войне вы обнаружили?
Заключительное слово учителя.
Действительно многие толстовские мысли о войне и мире нашли свое отражение в повести В.Кондратьева. И поэтому, наверное, уместно закончить урок обращением писателя В.Кондратьева к вам, ученикам-старшеклассникам:
«К ребятам: для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем. Желаю всем вам того же, т.е. чтобы читать и читать святую русскую литературу».
Я вам желаю того же, ребята. Познакомьтесь с другими повестями В.Кондратьева из «ржевского» цикла, а также с книгами других писателей о войне.

Использованная литература
В.Л.Кондратьев. Привет с фронта. Повести и рассказы – Москва, «Художественная литература», 1995.
Произведение о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе. – М., «Просвещение», 1985.
Н.Крупина, Н.Соснина. «Я вам жизнь завещаю» (Старшеклассники обсуждают повесть В.Кондратьева «Сашка») – «Литература в школе», №3 1989.
А.Коган. Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – «Литература в школе», №2 1995.
Н.Яковлев. Маршал Жуков «Роман-газета», 1986.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415