Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу К.Д.Воробьева Первое письмо. Нравственная красота героев произведения.


Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д.Воробьева «Первое письмо». Нравственная красота героев произведения (5 класс).
Цели урока:
- познакомить с личностью К.Д.Воробьева, подготовить пятиклассников к восприятию его произведений, вызвать интерес к творчеству писателя; определить понятие «нравственность»;
- развивать речь пятиклассников, их мыслительные способности, навыки самостоятельной работы с текстом;
- воспитывать нравственную красоту, которая проявляется в поступках, в делах, в речи; формировать высокие гражданские чувства, бескорыстное и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, детские рисунки к рассказу, видеокадры, запись определения понятия «нравственность» : «нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил»
Эпиграф: «… писал о нас, о России крупно, талантливо, совестливо…» Геннадий Красников
Ход урока.
Слово учителя. Ребята, нам сегодня предстоит большая работа: на основе рассказа курского писателя Константина Дмитриевича Воробьева определим, что такое нравственная красота, дадим оценку поступкам героев рассказа «Первое письмо», сопоставим героев и многое другое. Но вначале познакомимся с краткой биографией писателя.
Индивидуальное задание (ученица рассказывает краткую биографию К.Д.Воробьева).
Учитель. Для более полного понимания личности писателя сравним фотографии дома, где он родился и вырос, с его домом-музеем в селе Н.Реутец Медвенского района.
(беседа по фотографиям)
В прошлом году мы с семиклассниками ездили на родину писателя, и вот как об этом пишет один ученик:
«Как это часто бывает, мы долго собирались в поездку в Нижний Реутец Медвенского района. То погода не та, то к контрольной надо готовиться, то еще какие-нибудь еще причины..
Но в конце концов теплым ясным деньком мы отправились на экскурсию.
Что там хотели узнать? К чему приобщиться? Что нас так тянуло в эту далекую глубинку? Ведь о писателе К.Д.Ворорбьеве мы к этому времени уже многое знали: его биографию, его творческий путь, читали книги его, писали сочинения, рисовали иллюстрации, обсуждали его героев на классных часах и уроках внеклассного чтения, ходили в литературный музей.
И казалось, как еще можно хотя бы с одной стороны открыть для себя писателя.
В автобусе сидели молча или изредка шепотом переговаривались между собой, потому что невозможно было пропустить ни одного слова из рассказа директора Литературного музея Григоржевич В.Г. Вместе с нашим учителем литературы Соболевой С.С. они рассказали нам о Воробьеве К.Д. многое из того, что, как правило, остается не озвученным на уроке.
Но вот мы подъезжаем к Медвенке, затем сворачиваем направо - и перед нами открывается бескрайний, необозримый простор. Сами собой стихли голоса… Это все – наша страна, наша любимая родина…
Подобрав по пути экскурсовода, мы проехали еще километра полтора и остановились на краю села. Увиденное поразило нас: мы, живущие в городе, даже не встречали такого, словно игрушечного по размерам , маленького, хотя и в полном порядке, домика.
Когда мы вошли в дом, в котором родился великий писатель, нас поразила не просто бедность жилища, а вопиющая нищета: стол, лавки, сундук вместо кровати, печь… Но еще там была полка, на которой лежали книги! Пусть их было всего несколько штук, но они – были! В голодное время, оказывается, будущий писатель, зарабатывавший в день на семью буханку черного хлеба, покупал себе еще и книги!
Такой факт из жизни писателя не мог не потрясти наше воображение.
Это сейчас в доме есть пол, потолок, электричество, а тогда ничего этого не было.
Нам показали снимки полуразрушенного, заброшенного дома – нынешнего музея К.Воробьева.
Как, оказывается, нужно любить свой край, чтобы привести этот дом в порядок и сделать его доступным для посещения!
Конечно, наши ребята не упустили возможности сбежать вниз, под горку, погоняться друг за другом – ведь у нас, в городе, нет такого удовольствия, да и потом по этому лугу еще мальчишкой бегал и сам будущий писатель.
Нам не хотелось уезжать от этого простора, не хотелось покидать землю, которая до сих пор помнит Константина Воробьева.
Но вот мы опять в автобусе… И разговаривать как-то не хочется… Повзрослели что ли…»
- Действительно, каждого из нас К.Воробьев заставляет взрослеть. Повзрослели и мы, размышляя над его рассказом «Первое письмо». Понравился ли он вам?
Беседа по рисункам. В центре рассказа мальчик, которого зовут Трофимыч. Каким вы его себе представляете? А как его описывает К.Воробьев?( Чтение описания Трофимыча).
Беседа по тексту. Можно ли сказать, что писатель любит Трофимыча? Что в этом образе показывает Воробьев?
(Писатель показывает нравственную красоту русского человека, кому можно в недалеком будущем доверить судьбу своей Родины. Он выходец из народа, живет одной с ним жизнью и будет жить для него). - Для того чтобы показать нравственную красоту Трофимыча, писатель вводит в рассказ и другого мальчика. Сравним их. (Один топчет цветы, капризничает, кричит, никого не уважает, не любит мать, не имеет друзей – другой же наоборот)
( Чтение эпизода с велосипедом и выявление отношения пятиклассников к обоим мальчикам).

- Не случайно рассказчик сразу полюбил Трофимыча. Как вы думаете, почему? Что есть у Трофимыча, чего нет у другого мальчика? ( Талант быть человеком).
- Вспомним историю знакомства рассказчика и Трофимыча.
- Как развивались между ними отношения?
- Можно ли назвать их отношения дружбой?
- Все ли так относились к мальчику, как рассказчик? Каким видел его Адам Егорович?
- Что сделал рассказчик для Трофимыча? Что было в посылке?
(Чтение сцены прощания и описания посылки)
- Письмо Трофимыча – наивысший момент в развитии действия. Зачитаем его. Каким мы видим мальчика из этого письма? (Видим человека, заботящегося о своей репутации. Для него честь дороже материального благополучия. Он умеет творить добро, живет по закону протянутой руки и распахнутого сердца). - Каким языком написано это письмо? (Языком, на котором говорит его мать, - народным языком).
Выявления отношения пятиклассников к литературному герою. А что вы написали Трофимычу? Зачитайте свои письма. ( Ученики читают подготовленные дома письма).
- Почему шестилетнего малыша зовут по отчеству? Как бы вы расшифровали это слово? Посмотрим, какие качества героя вы отметили. Будут ли они характеризовать Трофимыча как нравственно красивого человека?
Т – трудолюбивый
Р - рачительный
О – основательный
Ф – физически развитый
И – интересный
М – мудрый
Ы – испытанный, надежный
Ч – чуткий, чудесный, человечный
- К.Воробьеву очень важно, чтобы читатели сами додумали дальнейшее развитие событий, предугадали жизнь героя.
Каждый из нас всегда имеет выбор, и очень важно, какой след мы оставим после себя.
У Леонида Мартынова есть стихотворение, которое так и называется «След»
(Заранее подготовленный ученик читает это стихотворение)
Обобщение. Какой след оставит Трофимыч?
(Ученики дают ответы, ученица зачитывает свое стихотворение «Верю»)
Еще ты пишешь первые слова,
Пытаешься решить нелегкую задачу,
И мудрость жизни познаешь едва,
И веришь в свою добрую удачу.
Пройдет немного времени, и ты
Расправишь крылья вместе с новым веком,
Достигнешь высоты своей мечты,
И станешь настоящим человеком!
- А кем вы хотите стать? А главное – какими?
7. Рефлексия. Продолжите фразы, записанные на доске:
Я почувствовал, что…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Я задумался над тем…
Сегодня я понял…
Я научился…
Что вам захотелось изменить в себе?
Домашнее задание. Ответить на вопрос «Что вас удивило в этом рассказе?»