Конспект урока чтения в 4 классе на тему: Е. С. Велтистов Приключения Электроника

Урок чтения в 4 «б» классе, проводится 23.04.2015 года
Учитель: Козина Е. Е.
Тема урока: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель: познакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова
Задачи:
проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»: учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;
обогащать словарный запас учащихся; развивать память, речь, мышление;
развивать творческие способности учащихся и прививать любовь к книге
Оборудование: наглядность, раздаточный материал, толковые словари, аудиозапись, книги для выставки
Ход урока:
Организационный момент.
-Ребята, возьмитесь за руки, образуйте замкнутый круг. Теперь вы как одно целое, помогаете друг другу, отвечаете за свою группу. Вы одна команда.
Настрой на работу
Повторение правил дружной работы:
Не говорить всем сразу.
Не спорить, а обсуждать и доказывать.
Стараться понять друг друга.
Точно, чётко и грамотно формулировать ответ.
Обращаться за помощью к учителю по необходимости.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания по группам.
-С каким произведением Евгения Серафимовича Велтистова мы познакомились вчера на уроке? (Приключения Электроника)
1 группа: -Назовите годы жизни Велтистова? (1934-1989) -Кем хотел стать Евгений Серафимович? (продавцом книг) -Почему?

Ребенок: Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё.»
2 группа:–Кем он стал?(журналистом) –Как выглядел Велтистов? (худой и поэтому казался длинным)
Ребенок: В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. ПОКАЗ рисунка
3 группа: Как называлось первое произведение Велтистова? (Приключения на дне моря)
-Как возник мальчик из чемодана?

Ребенок: Этот образ возник так. Однажды автор собрался в отпуск к тёплому морю. Несёт чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжёлый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто – то есть? Может, там.. Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза, встанет и скажет: « Здравствуйте! Меня зовут Электроник» Вошёл в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю.
Новый материал
Мы прочитали с вами отрывок из произведения. Сегодня мы отправимся с вами в удивительную страну ФАНТАЗИЮ. Кто может попасть в эту страну? (ФАНТАЗЕР) Еще одно слово вы назовете, если найдете все буквы и составите из них слово. Физминутка.

Составлено слово: ФАНТАСТИКА
Работа со словарями по группам. Зачитывают ответы.
Фантазия
1. Способность к творческому воображению; само такое воображение.
2. Мечта, продукт воображения..
3. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
4. Прихоть, причуда (разг.).
Фантазёр
1.Человек , который любит фантазировать, мечтатель;
2.Выдумщик,человек,который склонен фантазировать.
Фантастика - то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле.

Учитель: Издавна люди мечтали. Мечтали обо всём.
Когда-то трудно было добывать огонь. 1000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами уже стали забывать, что это такое, потому что есть зажигалка – бензиновая, газовая и даже электрическая! А уж полёты в космос могли привидеться только во сне.
Но вот мы живём уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса Наука не стоит на месте, и, то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность. Но фантастика как жанр литературы существует.
Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях, а переносит нас в далекое будущее.

К такому жанру относится и фантастическая повесть с её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым.
Как вы поняли, кем был Электроник? –Что он нес с собой: добро или зло?
Из нашей беседы вы узнали, что Электроник был похож на мальчика
Познакомьтесь с ним и послушайте песенку о роботах.
Физминутка (
Итак, мы продолжаем.
Работа над содержанием.
А) На листочках даны тексты из произведения с пропущенными словами. Группы должны вставить слова и подготовиться к чтению своей части.
Пример:
Ранним майским утром к гостинице «_______________» подкатил светло-серый автомобиль. Распахнулась дверца, из машины выскочил человек с трубкой в зубах. Увидев приветливые лица, букеты цветов, он смущенно улыбнулся. Это был профессор Громов. Почетный гость конгресса кибернетиков приехал из Синегорска, сибирского научного городка, и, как всегда, решил остановиться в «Дубках».
Директор «Дубков», организовавший торжественную встречу, занялся__________. Из распахнутой пасти багажника торчал закругленный угол большого чемодана.
 Э-э, даже такой силач, как вы, не поднимет его,  сказал профессор, заметив, что директор заглядывает в багажник.  Это очень тяжелый чемодан.
Задача детей заключается в том, чтобы внимательно слушать чтение одноклассника и продолжить дальше читать свой отрывок по тексту.
Вопрос по прочитанному каждой группе.

Б) Тест. Выбрать правильный ответ.

Итог. Рефлексия. Продолжите фразу:
*Сегодня я узнал
*Было интересно.
*Было трудно.
*Я понял, что.
*Я научился.
*У меня получилось.
*Я смог.
*Меня удивило.
*Мне захотелось.
Игровой момент. Соберите пазлы. Кто изображен на картинке? (робот) Нарисуйте на его лице улыбку в зависимости от того, понравился вам урок или нет. Грустную или веселую. (дети рисуют)
-Спасибо за урок. Оценки.
Домашнее задание. Составить правильно план, наклеить в тетрадь. (раздаются отдельные полоски бумаги с перепутанным планом к рассказу)
-Урок окончен.

15