Конспект урока по литературному чтению на тему К.И.Чуковский Телефон.Чтение по ролям.


Литературное чтение
1 класс
тема урока: Корней Иванович Чуковский "Телефон".
Чтение по ролям.
Педагог: Новолоцкая Елена Петровна
МБОУ лицей № 1
г. Пролетарск
2016 г.
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, его произведением, совершенствования навыков выразительного чтения, развития устной речи, памяти.
Задачи:
1. - продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого) - учить понимать эмоциональный настрой произведения - учить умению оценивать поступки героев
- продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать и обобщать
- обучать умению работать с текстом, с иллюстрациями.
2. - развивать умение самостоятельно работать с текстом - развивать читательское умение предопределять содержание - развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное
3. - воспитывать нравственные качества личности
- прививать интерес к чтению.
Технология достижения цели: системно-деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и размышление над прочитанным.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение, иллюстративно-словесный.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная
Оборудование: учебник В.Г. Горецкого. Азбука часть 2, словари русского языка С.И. Ожегов, компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), карточки для групповой работы .(Приложение 2),выставка книг К.И. Чуковского
Планируемые результаты (УУД):
Коммуникативные универсальные действия:- научатся слушать и понимать речь учителя, одноклассников;
- научатся осознанно строить речевое высказывание;
- использовать речь для регуляции своих действий.
Познавательные:
-научатся отвечать на вопросы учителя и учащихся; осуществлять поиск существенной информации в тексте учебника и примеров из личного опыта.
Личностные:
- научатся производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.
- научатся видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Регулятивные:- научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - - научатся проговаривать последовательность действий на уроке. - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;- соотносить изучаемый материал с собственным опытомПредметные задачи:- способствовать формированию навыков правильного чтения, приобретать опыт работы с текстом.
Технологическая карта урока по литературному чтению.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся  Формируемые УУД Регулятивные Познавательные Коммуникативн.
I этап.
Организационное начало урока.
Цель-подготовить детей к работе, создать мотивацию, положитель-
ный, эмоциональный настрой Приветствие учащихся. Слайд 2
- Мы будем на уроке думать? (Да)
- А может, будем спать? (Нет)
- Мы будем рассуждать? (Да)
- А в облаках летать? (Нет)
- Друг другу будем помогать? (Да) Учащиеся проверяют готовность к занятию. Настраиваются на работу. Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей. II этап.
Актуализация знаний.
Цель-создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации. - Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. И я приготовила для вас одну загадку. Вот послушайте:
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. Слайд 3
- Постройте звуковую схему слова телефон.
- Разделите на слоги.
- Сколько слогов в слове телефон?
- Ребята, а какое отношение имеет телефон к нашему уроку? Как вы думаете?
- Откройте учебник на стр. 96 и прочитайте фамилию.
- А кто такой Чуковский? И причём здесь телефон?
Учащиеся внимательно слушают учителя и поддерживают диалог.
 - Да, конечно хотим.
 
- Телефон.
Чертят схему в "половинках".
- В слове телефон 2 слога.
Открывают нужную страницу и читают фамилию автора.
- К. И. Чуковский написал "Телефон" Выбор действий в соответствии с поставленной задачей Осуществлять смысловое чтение Адекватное взаимодействие в рамках учебного диалога.
III этап
Формулирование темы и цели урока.
Цель-формулировка главной цели урока. - Ребята, кто назовет тему нашего урока. (На доске появляется название темы урока, портрет К. Чуковского) Слайд 4
- Какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться? (открывает на доске) Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель.
 - К. И. Чуковский «Телефон»
Выбирают из конвертов цели урока и озвучивают их. ЦелеполаганиеУмение высказывать свое предположение,формулировать и удерживать учебную задачу. Умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы Инициативное сотрудничество.
Умение оформлять свои мысли в устной речи
IV этап.
Прогнозирование.
Цель-создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность. Учитель проводит беседу, помогающую понять, какие качества потребуются для выполнения намеченной цели. Подводит детей к тому, что им надо уметь сотрудничать.
- Ребята, во время урока нам нужно будет работать в паре, работать в группе. Как нужно работать, чтобы добиться результата? Участвуют в беседе с учителем, предполагают, какие качества им потребуются для работы.
- Не спорить, не кричать. Выслушивать мнение товарища, высказать свое, уметь вести диалог, приходить к общему решению. Планирование, прогнозирова- ние, саморегуля- ция. Самостоятель- ное формулиро- вание цели Планирование учебного сотрудничества.
V этап.
Основная часть.
Открытие новых знаний.
Цель-.развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач. Рассказ учителя о писателе. Слайд 5
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Родился он 31 марта 1882 г. Внимательно слушают и воспринима- ют рассказ учителя, проявляют интерес. Анализ объектов Работа с информацией смысловое чтение. Согласованно выполняют совместную
деятельность.
Чуковский – это литературный псевдоним. А вы знаете значение слова псевдоним? Где мы может узнать лексическое значение?
- в словаре, в интернете. Дополнение и расширение имеющихся знаний. Слайд 6
-В толковом словаре С.И. Ожегова написано: псевдоним – вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.
Продолжение рассказа учителя Слайд 7,8,9.10
Рассказывают подготовленные дети:
1.- В семье у Чуковского было четверо детей. Детским поэтом – сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил..» Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так появилась первая сказка «Крокодил». Слайд 11
2.- А его маленькая дочка по утрам не хотела умываться. И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» Так и появился «Мойдодыр». Слайд 12
Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже.
- Ребята, давайте прочитаем в учебнике, что же сочинял Корней Иванович.
- А какие ещё есть произведения Чуковского, вы сейчас узнаете. Слайд 13,14,15,16,17
Веселится народ –
Муха замуж идёт
За лихого, удалого молодого …
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких.
Ну очень маленьких ….
И пришла к Айболиту лиса
-Ой! Меня укусила …
А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идёт
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти ….
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке ….
Читают осознанно текст, находят в нем названия знакомых произведений.
- комара (Муха-Цокотуха)
-детей ("Бармалей")
- оса ("Айболит")
- не могу ("Федорено горе")
- темно ("Краденное солнце") Осуществление смыслового чтения. Продолжение работы над темой. Знакомство с отрывком из сказки Чуковского «Телефон»
Цель- создать условия для развития у обуч-ся умений анализировать познавательный объект (текст), дать анализ и оценку успешности достижения цели в качественном выполнении задания. Учитель предлагает прослушать отрывок из сказки Чуковского «Телефон» в исполнении самого автора. Слайд 18
- Слушайте внимательно и запоминайте, как читает произведение автор.
- Мы услышали полное произведение или отрывок?
- Как называется такой вид текста?
- Кто участвует в диалоге?

Самостоятельно прочитайте отрывок, подчеркните непонятные слова.
Словарная работа.
- Значение, каких слов непонятно? Где это можно узнать, прочитать?
(Работа со словарями в группах)
Ученики  внимательно слушают голос Чуковского в записи.
- Полное произведение
- Это диалог.
- В диалоге участвует автор и животные.
- Непонятно, что такое пуд.
- Можно посмотреть в словаре, поискать в интернете. Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. Построение речевого высказывания в устной форме.
Осуществление смыслового чтения. Взаимодействие в рамках сотрудничества.
Умение обмениваться мнениями, вести диалог.
Физминутка.
Цель : здоровьесбережение, активизация внимания
Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку под музыку. Слайд 19 Ученики выполняют различные движения под музыку под руководством учителя. Активно участвуют в физкультминутке. Осуществляют профилактику утомления, пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движения учителя. Адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
- Откуда звонил слон? Слайд 20
- С какой просьбой обратился слон к писателю? -
- Для кого слон просил шоколад?
- Какой был слоненок?
- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад?
Подготовка к выразительному чтению.

Работа в парах.
- Подготовьтесь выразительно читать по ролям, работая в парах этот отрывок. Договоритесь и распределите роли.
- С какой интонацией надо читать слова автора?
- Что должны передать, читая слова слона?
Выразительное чтение отрывка  из стихотворения «Телефон» по ролям. - Слон звонил от верблюда. - Он просил выслать ему шоколада.
- Для своего сына.
- Он был еще маленький.
- Слон просил шоколада, чтобы порадовать своего слоненка.
Ученики договариваются в парах, кто какую роль будет читать.
- Слова автора надо читать с вопросительной интонацией в голосе.
- В словах слона передать просьбу.
Учащиеся читают отрывок по ролям. Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Выбор вида чтения в зависимости от цели. Определение общей цели и пути её достижения.
Умение принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
VI. Этап.
Закрепление знаний и способов действий.
Цель:организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы, содействовать развитию умений определять жанр произведения. - Ребята, с кем ещё беседовал по телефону автор в своем произведении?
- Давайте назовём всех героев-зверей, которые звонили автору.
Учащиеся называют
Слон, крокодил, зайчатки , мартышки, цапли, газели, свинья, медведь. - А зачем звери ему звонили?
- Помогал ли им писатель?
Чему учит эта сказка?
Сейчас, работая в группе, вы должны соединить стрелками, то о чём просили животные.
Слон калоши
Крокодил перчатки
Зайчатки шоколад
Мартышки карусели
Цапли книжки
Газели капли
Проверка со Слайда 21
- Ребята, мы сегодня называли произведение «Телефон» то стихотворением, то сказкой.
- Докажите что, это стихотворение?
- А можно сказать, что это сказка? Почему?
Значит это сказка в стихах.
- Кто сосчитал, сколько зверей позвонили автору?  
- Молодцы ребята, вы знаете много произведений Чуковского. А для чего нам нужны полученные знания? Когда они могут пригодиться? Слайд 22

Хорошие книжки писал дед Корней.
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети.
Сказки читать веселые эти. - Звери звонили Чуковскому, чтобы попросить о помощи. - Автор чем может им помогает.
- Сказка учит помогать друг другу, сочувствовать, быть добрыми, любить животных.
Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задания на карточках. Группа, которая справилась быстрее, читает получившиеся пары слов.
- Да, это стихотворение. И это сказка.
- Есть рифма.
- Звери разговаривают и звонят по телефону.
- Из отрывков, которые мы прочитали и прослушали, автору позвонили 10 разных зверей.
- Чтобы много знать, быть добрыми, рассказывать сказки своим друзьям, а когда вырастим своим детям и внукам.
Чтение четверостишия.
Использование речи для регуляции своих действий.
Составление плана и последовательности действий. Построение рассуждения, обобщение.
Контролирова-ние и оценива-ние процесса и результата деятельности. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и  познава-тельных задач.
Умение договариваться о распределе- нии функций и ролей в совместной деятельно- сти.
Итог урока.Цель: осознание обучащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
- Какие цели мы ставили в начале урока? Справились? Слайд 23 VII этап.
Рефлексия.
Цель-мобилизация участников на самооценку Учитель мобилизует учащихся на самооценку.
-Оцените свою работу на уроке.
- Посмотрите на телефон.
- Если хорошо работали в паре и группе, вам все было понятно на уроке, раскрасьте зелёным цветом.
- Если были какие-то затруднения, то - жёлтым.
- Если что-то не получилось и не всё было понятно, то- красным.
- Всем спасибо за работу. Слайд 24 Участвуют в беседе.
- Познакомиться с поэтом К. Чуковским и его произведением «Телефон», учиться выразительно читать отрывок по ролям.
Рассматривают листы самооценки, оценивают свою работу, выбирают соответствующий цвет Самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уров- ня усвоения. Осуществление рефлексии способов и условий действий. Участие в диалоге.