2. Технологическая карта. Характеристика Олимпийских видов спорта


Технологическая карта урока физической культуры в 5 классе по теме:
История и символика Олимпийских игр. Характеристика олимпийских видов спорта.
Составление индивидуальных комплексов утренней зарядки.
Выдающиеся легкоатлеты Урала.
Раздел программы: основы знаний; способы физкультурной деятельности
Тема урока: история и символика Олимпийских игр. Характеристика олимпийских видов спорта. Составление индивидуальных комплексов утренней зарядки. Выдающиеся легкоатлеты Урала.
Цель урока: познакомить обучающихся с историей и символикой Олимпийских игр, олимпийскими видами спорта; научить составлять комплексы утренней зарядки.
Задачи урока:
Познакомить с историей и символикой Олимпийских игр;
Охарактеризовать Олимпийские виды спорта;
Научить обучающихся правильно составлять индивидуальные комплексы утренней гимнастики;
Познакомить обучающихся с выдающимися легкоатлетами Урала.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметные:
знать и характеризовать Олимпийские виды спорта;
знать историею и символику Олимпийских игр;
уметь правильно составлять индивидуальные комплексы утренней гимнастики;
знать выдающихся легкоатлетов Урала;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
Тип урока: образовательно-познавательный.
Условия проведения: классная аудитория.
Материально-техническое обеспечение: мультимедиа, рабочая тетрадь, ручка.
Технология урока: личностно – ориентированная.
Время проведения: 45 минут.
Организационный момент.
Частные задачи:
1. Организация и настрой занимающихся на предстоящую деятельность.
2. Создание целевой установки на уроке.
3. Обеспечение внимания, дисциплины, собранности.
4. Регулирование эмоционального состояния, создание благоприятных психических и эмоциональных условий взаимодействия учителя и обучающихся.
5. Психологическая настройка на предстоящую работу. Личностные УУД: проявление положительного отношения к учебной деятельности, формирование мотивации к учению.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяДозировка ОМУ УУД
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть на своем уроке.
Посмотрите на экран и постарайтесь сформулировать тему нашего урока.
Демонстрация изображений спортсменов, занимающихся различной спортивной деятельностью.
Демонстрация фотографии детей, выполняющих утреннюю зарядку.
Чем заняты дети? Обучающиеся внимательно слушают и смотрят. Проявление интереса к материалу изучения, обсуждают увиденное.
2 мин. Включить в деятельность обучающихся.
Регулятивные УУД:
Использовать имеющиеся знания и опыт.
Познавательные УУД:
распознавать и называть двигательное действие.
Как вы думаете, а какая тема нашего занятия сегодня?
Подсказка: слайды, я вам продемонстрировала в начале уроке?
Конечно, тема занятия – история и символика Олимпийских игр. Характеристика олимпийских видов спорта. Составление индивидуальных комплексов утренней зарядки. Выдающиеся легкоатлеты Урала.
Выдвигают варианты формулировок тем, участвуют в их обсуждении.
2 мин. Включить в деятельность обучающихся. Регулятивные УУД:
использовать имеющиеся знания и опыт.
Познавательные УУД:
распознавать и называть двигательное действие.
-Что вы знаете о спортивных соревнованиях, и какое из них самое главное?
Главное спортивное соревнование – Олимпийские игры.
История и символика Олимпийских игр
Слово «олимпиада» изначально означало не сами игры, а четырехлетний промежуток между ними. Древние греки вели хронологию по олимпиадам, начиная с 776 г. до н.э. (например, «третий год 146-й олимпиады»). В честь Олимпийских игр по всей Греции провозглашалось перемирие сроком на месяц.
Древние Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. Бег на 190м был единственным видом соревнований.
Пятиборье (пентатлон) – главное состязание древних Олимпийских игр, которое состояло из соревнований по пяти видам: прыжки в длину, бег (простой и на длинную дистанцию), метание, кулачная борьба, панкратион. В Древней Греции пятиборье считалось венцом Олимпиады, ее победитель объявлялся главным олимпиоником Древняя Олимпия – родина Олимпийских игр.
Игры начинались с церемонии открытия. В ней принимали участие атлеты, несущие зажженные факелы. Они должны были пробежать расстояние от 800 до 2500м, не погасив пламени. Победителем считалась та группа, которая первой зажжет огонь у алтаря Бога.
В Древней Греции игры проводились 293 раза с 776 г. до н.э. по 394 г.н.э. Олимпийские игры были отменены римским императором Феодосием I в 394 г.н.э., который принял свод законов по борьбе с язычеством. Сооружения и храмы Олимпии были разрушены.
В 1896 году французский общественный деятель Пьер де Кубертен возродил идею древних соревнований.
Олимпийская эмблема
Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Синий – Европа, черный – Африка, красный – Америка, желтый – Азия, зеленый – Австралия.
Девиз – «быстрее, выше, сильнее».
Олимпийская клятва - «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».
Талисман Олимпийских игр – обычно талисманом объявляют изображение какого-либо животного, популярного в стране, проводящей Олимпийские игры. Выдвигают варианты спортивных соревнований. Называют главное спортивное соревнование.
8 мин. Отметить детей, которые более правильно и точно рассказывают про различные спортивные соревнования.




Пьер де Кубертен

Регулятивные УУД:
использовать имеющиеся знания и опыт.
Познавательные УУД:
ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.
Строят высказывания по теме «История Олимпийских игр
- Давайте подумаем, какие Олимпийские игры бывают? Предлагаю вам вспомнить, на какие две большие группы делятся все виды спорта.
- Правильно. Олимпийские игры делятся на летние и зимние. Периодичность проведения Олимпийских игр 4 года.
- Давайте подумаем, какие спортивные состязания включены в программу зимних Олимпийских игр? Предлагаю вам вспомнить, какие виды спорта относятся к зимним?
В зимние Олимпийские игры входят следующие виды спорта:
лыжи – лыжные гонки, горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, лыжное двоеборье, фристайл, биатлон;
фигурное катание - которое появилось тогда, когда изобрели железные коньки с двумя рёбрами — только такие коньки позволяли свободно маневрировать по льду. Современную форму фигурное катание приобрело с появлением телевидения;
скоростной бег на коньках – вид спорта, в котором необходимо как можно быстрее преодолевать соревновательную дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу;
хоккей - спортивная игра двух команд на коньках с клюшками и шайбой на специальной площадке с воротами. Игроки команд, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить её в ворота соперника и не пропустить в свои;
Шорт – трек - скоростной бег на коньках на (короткой дорожке) — форма конькобежного спорта. В соревнованиях несколько спортсменов (как правило, 4—8: чем больше дистанция, тем больше спортсменов в забеге) одновременно катаются по овальной ледовой дорожке длиной 111,12 м;
Керлинг - командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени;
Санный вид спорта - это соревнования в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по заранее подготовленной трассе. Спортсмены располагаются на санях на спине, ногами вперед. Управление санями производится при помощи изменения положения тела.
В летние Олимпийские игры входят следующие виды спорта:
легкая атлетика – бег на короткие, средние, длинные дистанции, барьерный бег; прыжки в высоту, с шестом, в длину, тройной прыжок; метания – копья, диска, молота, толкание ядра; спортивная ходьба;гимнастика – спортивная и художественная;
плавание и прыжки в воду;
спортивные игры – футбол, баскетбол, гандбол, теннис, волейбол. Вспоминают прошлый теоретический урок, стараются применить свои знания, находят закономерность между видом спорта и видом Олимпийских игр.
8 мин. Отметить наиболее внимательных.









Регулятивные УУД:
использовать имеющиеся знания и опыт. Использовать имеющиеся знания и опыт. Оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Осознание трудностей и стремление  к их преодолению
Познавательные УУД:
пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний:
находить закономерности.
Актуализирует знания о комплексе упражнений, утренней гимнастике.
Итак, на экране показаны различные упражнения. Внимательно посмотрите и определите – это комплексы упражнений или нет? Почему вы так решили?
- Определите, какой из них - зарядка?
- Хлопните в ладоши, если вы согласны с тем, что этот комплекс упражнений - зарядка.
- Правильный ответ. Молодцы, ребята!
- А как ещё можно назвать зарядку? (утренняя гимнастика).
- А что такое утренняя гимнастика?
Утренняя гимнастика (зарядка) – это комплекс физических упражнений, проделываемых сразу после сна. Зарядка помогает более быстрому переходу организма от состояния покоя во время сна, когда все физиологические процессы замедлены, к бодрствованию, активной деятельности. Систематически проводимая зарядка повышает общий тонус организма, содействует укреплению здоровья, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, усиливает обмен веществ, укрепляет и развивает мышцы, способствует формированию правильной осанки. У людей, постоянно занимающихся зарядкой, повышается работоспособность, улучшается аппетит, общее самочувствие, сон. Ежедневная зарядка воспитывает полезную для здоровья привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.
- Сегодня мы с вами научимся составлять комплекс упражнений утренней зарядки.
И.П. - исходное положение (положение ученика перед выполнением упражнения)
О.С. - основная стойка (ноги вместе, руки опущены рис.1)
Стойка ноги врозь - рис.2
1 упражнение
И.П. – О. С. ходьба на месте, переходящая в спокойный бег, затем в ходьбу (следить за дыханием).
2 упражнение
И.П. – О. С.
1 - руки согнуть к груди;
2 - руки выпрямить в сторону;
3 – руки поднять вверх
4 – И.П.(следить за осанкой).
3 упражнение
И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – наклон вправо (руки на пояс); 2,3 – наклон вправо (правая рука на пояс, левая рука вверху)
4 – И.П. (следить за осанкой)
4 упражнение
И.П. – стойка ноги врозь пошире1 – наклон вниз, правой рукой коснуться левого носка; 2 – И.П.
3, 4 – тоже к другой ноге (ноги в коленях не сгибать).
5 упражнение
И.П. – стойка ноги врозь пошире, руки в стороны
1, 2, 3, 4 – мельница (ноги в коленях не сгибать).
6 упражнение
И.П. – О.С приседание.
7упражнение
И.П. – О.С. Прыжки на месте. Прыжки через короткую скакалку.
Закончить зарядку надо упражнениями на дыхание, после чего, необходимо приступить к водным процедурам.
Дети внимательно смотрят на слайды, анализируя предложенные изображения. Дают определение утренней гимнастики. Сначала выполняют предложенные упражнения, затем это записывают в рабочую тетрадь.
10 мин. Методические указания в процессе выполнения предложенных упражнений.

Ноги прямые, спина прямая.

Ноги прямые, спина прямая, смотреть на руки.

Ноги прямые, спина прямая.


Ноги прямые

Познавательные УУД:
осознано и произвольно осуществлять высказывание в устной форме.
Пользоваться накопленными знаниями; ориентироваться в своей системе знаний - находить закономерности.
Регулятивные УУД:
Использовать имеющиеся знания и опыт. Осознание трудностей и стремление  к их преодолению
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Демонстрирует фотографию и рассказывает о Челябинской легкоатлетке Елене Елесиной.
Родилась 5 апреля 1970 в г. Челябинске. Легкоатлетическая дисциплина - прыжки в высоту.Первые тренеры - М. Муралова, В. Гудзик. В сборной команде с 1987. Тренер - Е. Загорулько.В 1998 на зимнем чемпионате России заняла 1-е место, на чемпионате Европы - 3-е место.В 1999 на чемпионате России заняла 1-е место, на чемпионате мира - 2-е место.30 сентября 2000 на Олимпиаде в Сиднее (Австралия) завоевала золотую медаль в легкоатлетических соревнованиях по прыжкам в высоту среди женщин. Личный рекорд в прыжках в высоту - 2,02 м Внимательно слушают. 3 мин. Коммуникативные УУД:
Формировать умение учебного сотрудничества и коллективного обсуждения проблем, предположений
Предлагает ответить на веселые вопросы
Он качалка и кровать
Хорошо на нём лежать.
Он в саду или в лесу
Покачает на весу.
Любит по лесу гулять,
В палатке спать,
И костёр разжигать.
Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда сам
Пешком я хожу
И коня своего за верёвку вожу.
Это, дети, не турист, в гору лезет…. Ответ – гамак
Ответ – турист
Ответ – санки
Ответ - альпинист 5мин. Отметить лучших ребят




Коммуникативные УУД:
Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками.
Рефлексия и самооценка
Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.
- Ребята, как вы себя чувствуете сейчас?
Если вы полны сил и энергии – попрыгайте на месте 5 раз, если вы устали – присядьте.
- Какое у вас настроение? Если весёлое – помашите руками, поднятыми вверх, грустное – спрячьте руки за спину.
Если вы испытывали трудности – потопайте ногами, было легко – похлопайте в ладоши.
- Оцените свою работу в группе.
Ребята, вы справились с поставленной задачей. Молодцы! Анализируют свою деятельность (оценивают свои достижения, чувства и эмоции, возникшие в ходе и по окончании работы).
Отвечают на вопросы, выполняя действия, в зависимости от своего ответа. 1 мин. Создать ситуацию, связанную с приятными эмоциями. Личностные УУД: Рефлексия способности организовать творческую работу.
Рефлексия мотивации, способов деятельности, общения.
Регулятивные УУД:
Самооценивание
Прогнозирование.
Определение внутренней позиции школьника
Д/задание:
Составить комплекс утренней гимнастики.
Подготовить сообщение об известном легкоатлете Южного Урала. Записывают задание в дневник 1 мин. Благодарит обучающихся за урок. Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Биология, история Индивидуальная, групповая. Учебник Физическая культура.5-7 классы : под общ. редакцией В.И.Ляха. Интернет ресурсы.