Конспект урока по литературному чтению на тему К.И.Чуковский Телефон. Инсценировка. Выставка книг


Конспект урока
по литературному чтению
в 1-а классе
учителя начальных классов
МБОУ Воинский УВК
Сеттаровой Сание Пазыловны01.02.2017уч.год
Урок № 73
Дата проведения 01.02.2017 г.
Класс 1
Предмет. Литературное чтение
Тема: К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование. Выставка книг.
Цели урока: актуализировать знания учащихся об изученных стихотворениях; дать учащимся представления о некоторых фактах жизни К. Чуковского, познакомить школьников со стихотворением К.Чуковского «Телефон» (образовательные); формировать умение читать по ролям; развивать речевые умения, воображение, память и внимание (развивающие); воспитывать у учеников чувство доброты, радости от общения друг с другом (воспитательные).
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать навыка осознанного чтения.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других; учиться работать в паре; учиться адекватно использовать соответствующую лексику в процессе обсуждения героев произведения, высказывать своё отношение к прочитанному и оценивать высказывания партнёра.
Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать.
Образовательные ресурсы: Экран, ноутбук, презентация, учебник, загадки о животных карточки с памятками, шапочки-маски, карточки для рефлексии.
Ход урока:
I. Орг. момент. (слайд 1)
- Солнце доброе встаёт, светит к нам в окошко.
Значит, с вами мы должны, стать добрей немножко.
Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.
- Я надеюсь, что мы будем весь урок работать с лучиком добра в наших сердцах
- У нас необычный урок, потому что у нас на уроке присутствуют гости.
- Сегодня мы должны с вами показать всё, чему мы научились на уроках литературного чтения, а это значит, что:
- Давайте разговаривать. (слайд 2)
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Речевая разминка: (слайд 3)
– Давайте вспомним наши любимые сказки, произнесём звуки в чистоговорках чётко и внятно. 
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
- Какие герои сказок вам встретились в чистоговорках?
- А кто написал эти сказки, в которых живут эти герои? (К.И Чуковский).
(слайд 4)
 Актуализация опорных знаний
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»,
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- О ком это стихотворение?
- Почему К.И.Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
(- Сегодня мы вспомним произведения К.И.Чуковского, а также продолжим знакомство с его творчеством.)
III.   Сообщение темы и цели урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
К. И. Чуковский родился 31 марта 1882 г. Его уже нет в живых, но его книги живут, и долго будут жить.    
Посмотрите на портрет.
Крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.    
– Как вы думаете, Чуковский – взрослый писатель или детский?
Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский. Но Корней Чуковский очень любил детей, много общался с ними и даже написал для взрослых чудесную книгу о детской речи «От двух до пяти». Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Ваши предположения. Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так родилась первая сказка под названием «Крокодил». После этого случая Чуковский и стал сочинять произведения для детей. Все его стихи и сказки были весёлыми поучительными. Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. К.Чуковский написал для детей много стихотворений и сказок.
-Чуковский любил животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц, насекомых. Давайте вспомним некоторых из них.
- Какие сказки Чуковского вы знаете? (Ответы детей: «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище», «Путаница», «Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Бармалей», «Чудо-дерево», «Крокодил», «Мойдодыр»).
– Ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением сказкой К.И.Чуковского. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.
2. Загадка. (слайд 5)
Постоянно он звонит,
Говорить он нам велит.
(Телефон)
- Сформулируйте тему урока. О чем мы сегодня будем говорить на уроке, с какой сказкой мы сегодня познакомимся? Кто автор этой сказки?
- Какую цель вы поставите себе на уроке, чему вы хотите научиться на уроке?
– Итак, стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся написал К.И.Чуковский , а называется «Телефон».
Изучение нового материала
Работа со словарём. (телефон) -работа в парах (учащиеся находят в универсальном словаре слово телефон и зачитывают его значение) с.148
(слайд 6)
Обратите внимание: слово «телефон» состоит из двух частей: теле+фон. Часть «теле» в переводе с греческого означает «вдаль, далеко», а часть «фон» обозначает «звук, голос, слово». Соединяя значение двух частей, составляющих слово «телефон», получается «звук, голос, слово, передаваемое на дальнее расстояние».
– Итак, зачем нам нужен телефон? (Если люди находятся далеко друг от друга, они могут поговорить по телефону).
Первичное чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Телефон». Работа по учебнику с.96.
– Откройте учебники на с. 96. Посмотрите на то, как записано стихотворение и скажите, что означает каждая чёрточка в начале строчек. Это диалог. Что такое диалог? Значит, как мы должны читать? (Читать, передавая голосом роль персонажа.)
- Прочитайте стихотворение и определите героев этого отрывка.
- Кто ведёт диалог в стихотворении? (Автор и Слон).
Конкурс «Лучшая пара чтецов» (Чтение учащимися отрывка по ролям).
3. Вторичное восприятие ( инсценировка). – Ребята скажите пожалуйста а где живёт слон мартышка, крокодил, медведь и т.д. (Слон живёт в Африке и в Индии, мартышки в лесу, крокодил в Африке, носорог в Африке, зайцы в лесу , медведь в лесу ,кенгуру в Австралии, газели в Африке).
- Но где же мы можем увидеть этих животных всех вместе? Правильно! В зоопарке!
- Ребята, если вы будете в зоопарке сможете услышать как разговаривают эти животные? Сможете ли вы исполнить их просьбу, если они вас о чём-то попросят ? ( Нет. Они не могут говорить на человеческом языке ).
-Где мы можем встретить животных, которые могут разговаривать на человеческом языке ? (В сказках)
- И сейчас мы с вами покажем сказку К.И. Чуковского «Телефон».
(учащиеся показывают сказку «Телефон»).
Понравилась ли вам сказка?
4.Физкультминутка
Попробуем изобразить животных, которые встретились нам в этом стихотворении
Слон – походим медленно, тяжело.
Крокодил – изобразим челюсть крокодила.
Цапли - постоим на одной ноге, а теперь на другой ноге.
Газели – попрыгаем, как газели.
Зайчики- пошевелим ушами, как зайчики
Закрепление нового материала.
Словарная работа (слайд 7)
Пуд – это старинная мера веса = 16 кг.
Дюжина - это понятие тоже математическое. Только вот ответ вы мне скажете сами. У меня есть карандаши. Давайте их посчитаем. (12) я говорю: «У меня дюжина карандашей». Так что же такое дюжина? Так в старину называли 12 похожих предметов.
Калоши Кто, ребята, знает, что это такое? Калоши, обувь сверх сапога или башмака, от стужи или от грязи .Вот такие они, резиновые. А почему они из резины? Да, в них можно ходить по лужам!
2. Беседа по вопросам
- Почему Корней Чуковский назвал стихотворную сказку «Телефон»?
1.Правильно ли ведется животными беседа по телефону?
(неправильно. Надо поздороваться, представиться)….
Правила общения по телефону. (слайд 8)
(Учитель раздаёт памятки детям.)
1) Когда звоните – здоровайтесь.2) Не кричите.3) Говорите по делу.4) Не говорите долго.5) Не звоните очень рано или поздно.6) Если не туда попали – извинитесь.7) Отвечайте вежливо.8) Закончив разговор, попрощайтесь.
2.Кто из животных употребляет вежливые слова?
(мартышки – пожалуйста, цапли – пожалуйста).
3.Кто из животных совершенно не слушает своего собеседника? Кто постоянно галдит?
(газели – но не слушали газели и по-прежнему галдели)
4.Кто из животных задает глупые вопросы? (Кенгуру – «А где Мойдодыр?).
5.В какой ситуации автор ведет себя неправильно?
(в разговоре с кенгуру – я рассердился, да как заору)
Можно ли кричать по телефону на своего собеседника? А почему автор рассердился?
6.Какая ситуация была действительно серьезной?
(Звонок носорога, просьба спасти бегемота).
7.Как характеризует автора его поступок, когда он поспешил на помощь бегемоту? Какой это человек?
(Добрый, отзывчивый)
- Ребята, а вам приходилось оказывать кому-то серьёзную помощь. Какую?
3. Работа с пословицами. (слайд 9)
Выберите пословицу, которая наиболее точно характеризует поступок носорога.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Жизнь дана на добрые дела
VI. Путешествие по страницам книг К.И.Чуковского. (выставка книг)
-Ребята, русская народная пословица гласит «Кто много читает, тот много знает». (слайд 10)
Мы сейчас с вами вырастим «Чудо дерево» будем отгадывать загадки, вспомним сказки К.И.Чуковского, а если что не отгадаем, значит сделаем вывод для себя «Чтобы много знать , нужно всем нам читать».
1. Собираем «Чудо –дерево».- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку. Веселится народ - Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого… (комара). «Муха – Цокотуха» Нет – нет! Соловей Не поёт для свиней Позовите-ка лучше… (ворону). «Телефон» И мне не надо Ни мармелада, ни шоколада А только маленьких, Ну очень маленьких… (детей). «Бармалей»
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит) «Айболит» Только вдруг из – за кусточка Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает… (воробей) «Тараканище» А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник сказал утюгу - Я больше идти… (не могу). «Федорино горе» Солнце по небу гуляло И за тучку забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке… (темно). «Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу, Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) («Путаница)  - А какую книжку мы не прикрепили к нашему «Чудо дереву»? («Чудо-дерево»)
- А вы знаете эту сказку?
- Я вам предлагаю самостоятельно найти эту сказку и прочитать.
С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без этих книг. Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. 
Игра «Умные читатели» (слайд 11)
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? Федорино горе
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? Бармалей3.В какой сказке прославляют воробья? Тараканище
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» Федорино горе, Мойдодыр5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? Муха- Цокотуха
3. Игра «Кто есть кто». (слайд 12-13)
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Айболит - (доктор) Бармалей - (разбойник) Федора - (бабушка) Каракула - (акула) Мойдодыр - (умывальник) Тотошка, Кокошка - (крокодильчики) Цокотуха - (муха) Рыжий, усатый великан - (таракан) 
 VII. Итог урока. (слайд 14)- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович. 
Давайте вспомним ещё раз сказки замечательного автора)(«Чудо-дерево», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище», «Путаница», «Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Бармалей», «Крокодил», «Мойдодыр»). – Почему нам нравятся эти сказки?Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные.- Давайте сделаем вывод:
Хорошие книжки писал Корней Иванович ЧуковскийВоспитывал взрослых он и детей.Будут и внуки наши, и детиСказки читать веселые эти.
Рефлексия.
- Сказка всегда поучительна. Скажите, чему учат сказки Чуковского?
(Учат нас любви, доброте, радости общения друг с другом.)
-Все ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достигли вы цели?
-Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, покажите солнышко успеха.
-А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то покажите тучку.
-Как солнечно стало в нашем классе! Вот такое солнечное настроение нам подарил своим замечательным стихотворением добрый волшебник – детский писатель Корней Иванович Чуковский.