Конспект урока по литературному чтению на тему К.И.Чуковский Телефон(1 класс)


Литературное чтение 1 класс
Учитель 1 категории Зибарева Людмила Юрьевна
Тема. К.И.Чуковский «Телефон»
Цели урока:
Образовательные:познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведений, совершенствовать навыки чтения целыми словами.
Развивающие:Развивать образное мышление, воображение, слуховое восприятие, чувство рифмы, связную речь учащихся, упражнять в чётком произношении звуков в слогах, расширять словарный запас учащихся.
Воспитывающие:Воспитывать чувство коллективизма, доброты, интерес к отечественной литературе, прививать любовь к самостоятельному чтению.Оборудование:  Учебник «Литературное чтение», 1 класс, под редакцией Климановой Л.Ф., методические рекомендации к данному учебнику, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, проектор.
Ход урока
I Организация класса
Эмоциональный настрой: (Слайд №2)
Солнце доброе встаёт, светит нам в окошко.
Значит с вами мы должны стать добрей немножко.
Лучик солнышка поймайте и друг другу передайте…
II Мотивация к учебной деятельности.- Я знаю, что вы любите отгадывать загадки и сейчас предлагаю отгадать одну загадку (Слайд №3,):
Через поле и лесок раздаётся голосок
Он бежит по проводам – скажешь здесь, а слышно там. (Телефон появится по щелчку)
III Выявление проблемы.- Ребята, а какое отношение имеет телефон к нашему уроку? Как вы думаете? (Ответы детей)
- Откройте учебники по литературному чтению на стр.17 и прочитайте.
- Тема нашего урока К.И. Чуковский «Телефон». (Слайд№5)
- Давайте определимся, чему мы будем учиться на уроке. (Дети определяют, что на уроке они будут учиться выразительно читать, понимать прочитанное, отвечать на вопросы).
IV Восприятие и осознание новых знаний.
Знакомство с биографией К.И.Чуковского. (Слайд №6)
- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.  Взгляните на портрет. На нем изображен Корней Иванович Чуковский. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» – по имени, или «дедушка Чуковский» – по фамилии. Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына. А вы знаете, как Чуковский стал детским поэтом и сказочником? (Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки для детей.)И получалось так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки.
2.Речевая разминка.(Слайд№5)- Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в чистоговорках чётко. Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.-А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорок? (К. Чуковский) .
Самоопределение к деятельности.(Слайд №6)-В гости дедушка КорнейПриглашает всех детей.Но особенно он рад Пригласить таких ребят.Кто умеет слушать сказкиИли любит их читать. 
- А сейчас мы познакомимся с произведением К.И.Чуковского «Телефон».(Слайд №7)
Чтение стихотворения учителем.
-Какой жанр этого произведения? (Сказка)
- Докажите, что это сказка. (В этом произведении звери разговаривают).
-Как записана сказка? (В стихах).
-У этой сказки есть автор? (Да! К.И.Чуковский)- Как называются сказки, у которых есть автор? (Литературная, авторская сказка).
- Посмотрите на текст. Как называется такой вид сказки? (диалог)
- Что такое диалог? ( Разговор двух или нескольких лиц)
-Определите характер стихотворения. ( Шуточное, весёлое..)-Какое отношение автора к его героям? ( Доброе, нежное, …)4.Физкультминутка: (Слайд №8)
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?Учитель: Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.Доктор Айболит: Ну, тогда встаньте и покажите мне. Какие вы крепкие и сильные.Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)Добрый доктор Айболит.Будем бегать и шагать,Будем силы набирать.Не болят у нас животики, (поглаживают животики)Как у бедных бегемотиков.К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)А потом к траве присядем. (приседают)Как орлы летим, парим, («машут» руками)Во все стороны глядим, Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)Может, помощь там нужна?Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки по кругу)Как веселый, звонкий мячик.Скок-поскок, скок-поскок,Не цепляйся за сучок.Дружно к бедным страусятам (шагают)По траве пройдут ребята.Ноги будут поднимать,По густой траве шагать.Всем мы помощь оказали, (Показывают, какие сильные)Сами сильными мы стали.
Словарная работа.
- В тексте нам встретились некоторые слова, которые требуют объяснения их значения (Слайд №9):
Дюжина – двенадцать,
Дребедень – ерунда, чепуха,
Галдели – громко говорили,
Пуд – русская мера (примерно 16 кг)
(Слайд №10) Газели – это вид антилопы. Газели являются стройными и длинноногими животными. Все газели являются быстрыми бегунами. Живут в Африке.
Чтение трудных слов по слогам.(запись на доске)
за-зво-ни-ли не гал-де-ли при-ска-ка-ли по-зво-ни-ли по-жа-луй-стаот-дох нуть дре-бе-день при-шлёшь раз-бо- ле –лись про-ва-лил-сяЧтение текста цепочкой по 1 строчке.
Беседа по прочитанному. Выборочное чтение.
-Кто первым позвонил? (слон)
-Что попросил крокодил? (дюжину колош)
- Зачем нужна дюжина колош? (чтобы съесть)
-Зачем позвонили цапли? (Чтобы прислали капли)
-Что попросили зайчатки? (перчатки)
-С какой просьбой позвонили мартышки? (Книжки)
-Как вели себя при телефонном разговоре газели? ( Галдели)
-Кто обратился за помощью последним? (Носорог)
- О чём попросил носорог? (Вытащить бегемота)
VI Закрепление знаний.Работа в парах.
- Откройте карточку с №1 и отгадайте названия животных, которые там зашифрованы:
НОЛС ЛИДОКОРК ИКТАЧЙАЗ ИКШЫТРАМ ИЛПАЦ ИЛЕЗАГ ГОРОСОН
- С какой целью животные звонят писателю?
- Откройте карточку с №2 и соедините стрелочками то , о чём просили животные:
Слон калоши
Крокодил перчатки
Зайчатки шоколад
Мартышки карусели
Цапли книжки
Газели капли
-Проверим. (проводится проверка правильности выполненного задания)
2. Чтение по ролям. (Учитель выбирает отрывок для чтения)
-А теперь поиграем в театр. Распределим роли. (Учитель распределяет роли, сам читает за автора)
-Как нужно читать? (выразительно).
Дети читают. Артистов награждают аплодисментами.
3.Повторение правил разговора по телефону.
Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора?
Какие правила знаете вы?
а) Когда звоните – здоровайтесь.
б) Не кричите.
в) Говорите по делу.
г) Не говорите долго.
д) Не звоните очень рано или поздно.
е) Если не туда попали – извинитесь.
ж) Отвечайте вежливо.
з) Закончив разговор, попрощайтесь.
VII Рефлексия
- С какой сказкой мы сегодня познакомились?
- Кто автор этой сказки?
- Чему учит эта сказка? (помогать друг другу, сочувствовать, любить животных, быть добрыми)
- Чем мы занимались на уроке? (Познакомились со сказкой, читали по ролям, отвечали на вопросы)
VIII Итог урока
- Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович. 
Давайте вспомним ещё раз сказки замечательного автора) (Слайды №11 -13)(«Муха-Цокотуха» «Краденое солнце» «Тараканище» «Путаница» «Айболит» «Телефон» «Федорино горе» «Бармалей» «Чудо-дерево» «Крокодил» «Мойдодыр»). – Почему нам нравятся эти сказки?Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные.- Давайте сделаем вывод (Слайд № 14)
Хорошие книжки писал дед Корней-Воспитывал взрослых он и детей.Будут и внуки наши, и детиСказки читать веселые эти.
Спасибо за урок (Слайд № 15)