Урок изобразительного искусства для 5 класса Деревянное зодчество. Русская изба

МБОУ «Ребрихинская СОШ»
Автор –составитель: Гееб Марина Андреевна

Урок изобразительного искусства в 5В классе

Тема: «Деревянное зодчество. Русская изба»
Цель урока:  
познакомиться с историей, искусством возведения и появления избы, с особенностями ее украшения.
Задачи урока
Сформировать навыки создания художественного образа в конструкции и декоративном оформлении избы, предметов быта.
Развитие интереса к внутреннему миру человека.
Освоение художественного наследия
Сохранение наглядного и практического смысла, связи с фольклором.
Создание игровой атмосферы
Формирование художественных знаний, умений и навыков
Формирование культуры общения в коллективной деятельности
Развитие коллективного творчества и общности интересов.

Материалы:  бумага, картон, клей, ножницы.
Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе . Элементы декоративного убранства русских изб.
Музыкальный ряд: народные мелодии – плясовые, лирические, русские народные песни, народная музыка в инструментальном изложении.
Оборудование: эскиз избы на листе ватмана (6шт), заготовки полосок бумаги для декоративных элементов, 6 памяток с символикой, клей, ножницы, фломастеры, карандаши.
Ход урока:
I Орг.момент: - В старину гостей встречали поклоном, давайте и мы поприветствуем наших гостей поклоном.
II Актуализация знаний:
1. -Начнем наш урок с интеллектуальной разминки. Перед вами кроссворд, угадав по горизонтали слова, вы легко угадаете ключевое слово по вертикали.
1) Это слово означает «строй, порядок, система» в строении Древнего мира. (имеет капитель) (ордер)
2) Данный ордер характеризуется сужающимися кверху колоннами, которые венчаются капителями простой и строгой формы. (дорический)
3) Ордер с прямыми колоннами, капитель украшена красивыми завитками, напоминающими рога барана. (ионический)
4) Ордер, капитель которого имеет форму колокола с художественным орнаментом. (коринфский)
5) Художественный стиль архитектуры 12века с использованием стрельчатых арок, ажура (готика)
6)Стиль 16века, зародившийся в Италии, в переводе «причудливый», характеризуется пышностью форм. (барокко)
7) Стиль 17-18 века европейского искусства, в переводе с латинского «образцовый», характеризуется правильностью форм. (классицизм)
8) Вид искусства, искусство строить, сооружать. (архитектура)
2. - Почему слово Архитектура является ключевым? (все слова относятся к архитектуре, мы изучаем раздел)
Сегодня мы продолжим работу по данному разделу.
III Сообщение темы урока:
О чем пойдет речь сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение в исполнении Кристины.( слушание стихотворения с мультимедиа)
РУССКАЯ ИЗБА
Стучал топор, летели щепки, Со стоном падали стволы, Ломалися сучки и ветки, И капли падали смолы.
Затем бревно к бревну ложилось, Крыльцо, наличники, окно. Наверно, так изба рубилась, Но это было так давно.
Входящий в избу клал поклоны, Смотрел на образа, крестясь, И пахло хлебом испеченным, И ждали щи, в печи томясь.
А печь в избе была главою, Сложить ее лишь мастер мог. Кирпич к кирпичику, стеною, Струился из трубы дымок.
Горел огонь, в печи гудело, На улице метель, пурга. Окошко все заиндевело, У печки сторож – кочерга.
Крестьянский труд всегда нелегкий: То шерсть напрясть, то лапти сплесть, Пошить на всю семью обновки, Конечно, всех забот не счесть.
Изба жила всей полной жизнью: Труды, заботы, радость, грусть, Ей приходилось за Отчизну, Отдать сынов, спасая Русь.
Ждала с войны, изба, старея, Просев на бок за много лет, Но, помня все до поколенья, Смотрела окнами им вслед.
Да, Русь могуча и едина, И это не пришло извне. Большая роль, неоспоримо, Принадлежит простой ИЗБЕ.

- Вы догадались о чем пойдет речь на уроке? ( о русской избе)
2. Целеполагание:
-Откройте учебник на стр. 119, прочитайте тему урока (1 ученик читает)
- Что такое зодчество? (архитектура по- старинному – зодчество)
Целеполагание: -Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке по данной теме?
3. Проблемная ситуация:
-Посмотрите на слайд. Какое архитектурное сооружение можно назвать избой? Почему вы так думаете?
IV Изучение нового:
1. Слово «изба» произошло от древнего «изьба», «истобка» - изначально так называлась отапливаемая часть дома. Можно ли сегодня назвать дома избой?
-Из каких элементов строения состоит изба? ( слайд)
Исследуйте стр.119- 120 , найдите информацию об элементах строения избы, прочитайте (1 читает). Итак, как называлась верхняя часть дома? Средняя? нижняя?
Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, порядок. Чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. крыша дома связывалась в народных представлениях с небом,
клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а
подклет (погреб) – с подземным миром. 

-Ребята, как вы думаете, имело ли значение место для постройки изб? ( поближе к воде и лесу)
Место выбирали особым образом: брали старую дубовую кору, клали на место, где хотели избу ставить, и не трогали её три дня. На 4-й день смотрели: если там паук или муравья – не ставили , считали место плохим. А когда находили под корою мурашку черную или червяков – доброе место. Неудачным место также было там, где раньше стояла баня, где был пожар, проливалась кровь. После выбора места хозяин освящал его специальным ритуалом. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов – жертвоприношения курицы, барана, коня. Под бревна 1-го венца укладывали шерсть, зерно, деньги – символ богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома.
2. -Из какого материала строили (рубили) крестьянские избы?
-Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?
На Руси испокон веков главным строительным материалом было дерево. Дерево – самый древний строительный материал, который подарила нам сама Природа. Прочность древесины зарекомендовала себя веками, ведь срубы, построенные нашими предками ещё в 16-17 веках, стоят до наших дней.
Какие свойства дерева вы знаете? (отлично удерживает тепло, даже в трескучий мороз стены сруба теплые.)
- Какое дерево шло на строительство дома? Почему? (сосна и ель – источали хвойный аромат – лечебный, нейтрализует тяжелые запахи, озонирует воздух). Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложатся в сруб, хорошо удерживают влагу и долго не гниют.
- Кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, почувствовал чарующий запах смолы, аромат свежеиспеченного хлеба, пряность лечебных трав?
На столах у вас находится контейнер, возьмите каждый ватный шарик и ощутите запах хвои.
3. Каждая изба отличалась одна от другой. Как вы думаете, чем? (декором)
– А чем смотрела изба на этот мир?
Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
В связи с этим возник такой важный элемент декора, как наличник. Вслушайтесь в это слово.
Какова роль наличника?
-Обратите внимание на крышу избы, которую венчает гордый силуэт коня – бревно – охлупень. Для чего сажал русский человек конька на крышу? Помните, под полом каждой избы покоился принесенный в жертву конь или бык или петух. Так что коньки ставились не случайно, вовсе не для красоты. В старину в задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уподоблялась коню. Люди полагали, что в них сохранялась священная жизненная сила павших животных.
Резная доска, спускающаяся по краю крыши – причелина. Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин – полотенце – полуденное солнце в зените.  Таким образом, дом становился, словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом. Построенный на священной земле предков, освящённый специальным магическим обрядом, защищённый символикой солнца и небесных сил, находящиеся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому
- Какие знаки люди использовали для украшения домов? (слайд)

Практическая работа:
1) Посмотрите на эскиз избы, что бы вы добавили? (наличники, причелины, полотенце, охлупень)
- Чему мы научимся на уроке? ( декорировать дом)
Предлагаю сегодня поработать в группе.
Какие правила работы в группе вы должны соблюдать?
Прежде чем приступить к работе, обсудите в группе, какая изба должна получиться, какие элементы вы используете.
Правила пользования ножницами.
Практическая работа ( музыка)
Итог урока:
1)Каждая группа рассказывает о своем декоративном решении.
2) -Ответили на поставленные вопросы?
Где? Как? Зачем? Почему?
3) – Кому захотелось построить свой дом с использованием декоративных элементов?
15