Примеры заданий, используемых на разных этапах урока.

Примеры заданий, используемых на разных этапах урока.
Этап повторения и закрепления изученного материала (тренировочные упражнения). 
Эта работа проводится практически на каждом уроке, но в структуре урока как отдельный этап выделяется не всегда. Предлагаемые упражнения позволяют решать сразу несколько задач: установление связей нового материала с ранее изученным материалом, формирование умений применять имеющиеся знания в новых нестандартных ситуациях
Цели и задачи урока
Содержание упражнений

Цель:  - повторить состав чисел в пределах 5. Задачи: - совершенствование навыков устного счёта; - развитие логического мышления, внимания, речи учащихся.
1) Ритмический счёт через 2. (дети в парах хлопают в ладоши – хлопок (1), прикосновение друг к другу ладонями (говорят «два»), хлопок (3), прикасаются – говорят «четыре» и т.д.). 2) Вычисли. Какое выражение лишнее и почему? 3 + 2 5 – 1  2 + 2 3 + 1 1 + 4 2 + 3 (5-1 – разность, а в остальных сумма; 2+2 – одинаковые числа) 3) Послушай задачу. Пять лодок было у причала, Волна их весело качала. Три лодки взяли рыбаки, Чтоб переплыть простор реки. А сколько лодок у причала Волна по-прежнему качала? (2) Какие числа упоминались в тексте? (5, 3) Какие выражения можно составить из этих чисел? 2 + 3 = 5 5 – 2 = 3 3 + 2 = 5 5 – 3 = 2

Цель:  - повторить нумерацию чисел 1-8. Задачи: - совершенствование навыков устного счёта; - развитие математической речи, умения комментировать свои действия; -развивать  математическую зоркость.
1) Слушаем стихи и отвечаем на вопросы: - Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать? (4) - Запиши выражения, в которых разность равна 4. (8-4, 9-5, 10-6, 5-1, 7-3, 4-0) - У Сашки в кармашке Конфеты в бумажке. Он дал по конфете Свете и Пете, Ирине, Галине, Марине и Нине. И сам съел конфету. А больше нету! Сколько было конфет? (7) - Запиши выражения, в которых сумма равна 7. (0+7, 1+6, 2+5, 3+4) - Я добавлю выражение 5+2. Вы согласны? (есть выражение 2+5, слагаемые как и у Вас, значит оно не подходит)

Цель: - закрепить знание таблицы сложения. Задачи: - повторение нумерации чисел в пределах 20; - закрепление приёмов устных вычислений; - развитие логического мышления.
1)Игра «Хлопки» (учитель читает числа или показывает их, дети делают один хлопок – если число однозначное, два хлопка – если число двузначное). 4, 7, 11, 18, 7, 0, 20, 14. - Запиши двузначные числа в порядке возрастания.  (11, 14, 18, 20) - Какое число можно назвать лишним?  (11 – состоит из одинаковых цифр, 20 – в числе 2 десятка и 0 единиц) 2)Вычисли. Какое выражение лишнее и почему? 10 + 4 7+10 4+6 5 + 10 10+9 6+10 (лишнее 4+6, сумма равна 10, а в остальных выражениях сумма больше 10) 2)Вычисли. Расположи полученные ответы в порядке убывания. 5+6 (11)  9+4 (13) 6+9 (15) 7+7 (14)  8+4 (12) 8+9 (17) (17, 15, 14, 13, 12, 11) Что интересного заметили в полученном числовом ряду? (пропущено число 16) Какое выражение с этим ответом можно добавить? (8+8, 7+9)

Этап актуализации знаний и постановка проблемы. 
Актуализация – это перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого состояния в явное, действующее. Этот этап урока помогает расширить, углубить знания учащихся при помощи ранее усвоенного учебного материала и по-новому применить прежние знания, а также самостоятельно сформулировать вопрос, ответ на который они будут искать на уроке.
Цель и задачи урока
Содержание упражнений

Цель: познакомить с двумя способами прибавления и вычитания числа 2. Задачи: - развитие навыков устного счёта; - формирование знания состава числа 5; - развитие внимания, математической интуиции.
1) Математический диктант: - К 3 прибавили 1, запиши результат. (4) - Из 5 вычли 1, чему равен результат? (4) - 3 меньше задуманного числа на 2, какое число задумали? (5) - Я задумала число, вычла из него 1 и получила 4. Какое число я задумала? (5) - Какое число больше 1 на 4? (5) - Что интересного заметил в записанных ответах? Как можно продолжить этот ряд чисел? (На доске:4, 4, 5, 5, 5.6,6,6,6) 2) На ветке сидели 3 воробья. К ним прилетел 1 воробей, а потом ещё 1 воробей. Сколько всего воробьёв сидят на ветке? (3+1+1=5 – учитель выставляет выражение на доске) - Расскажи, как ты считал. (3+1=4 –получили следующее число и 4+1=5 – получили следующее число). - На ветке сидели 3 воробья, к ним прилетели ещё 2 воробья. Сколько воробьёв стало на ветке? (3+2=5 –выражение выставляется на доску) - Сравни значения этих выражений. (Они равны.) - Почему? (^ Дети высказывают свои предположения.) - Можно сказать, что 3+1+1=3+2? (Да, к 3 прибавляли 2, но по-разному.) (на доске запись равенства) - Как думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (^ Дети высказываются.) 

Цель: тренировать у детей способность к счёту в пределах 10. Задачи:  - совершенствование навыков устных вычислений; - развитие логического мышления, математической интуиции.
1)Продолжи ряд чисел ещё на три числа: 11, 12, 13, , ,  (14, 15, 16) 2)Вычисли, дополни столбик ещё одним выражением. 3 + 3 + 1 = 4 + 2 – 2 =  3 + 3 + 2 = 5 + 2 – 2 = 3 + 3 + 3 = 6 + 2 – 2 = 3 + 3 +4 = 10 7 + 2 – 2 = 7 - Что интересного заметил при решении? (дети высказываются) 3) Сравни выражения, не считая. Объясни свой выбор. 2 + 3 4 – 1 2 – 1 1 + 1  3 – 2 5 – 2 5 – 2 5 – 4 

Цель: формировать знание нумерации чисел в пределах 20. Задачи: - совершенствование навыков устных вычислений; - развитие логического мышления, внимания, математической речи.
1)Прямой и обратный счёт от заданного числа. Сосчитай от 9 до 16, от 5 до 12, от 6 до 19, от 12 до 4, от 18 до 8. 2)Назови число, в котором 1 десяток и 3 единицы, 1 десяток и 6 единиц, 1 десяток 1 единица, 2 десятка. 3)Вместо «*» поставь цифру так, чтобы получились верные равенства или неравенства: *4 = 14 1* > 1* *8 = 1*  1* < 15 20 > *0 10< 1* 4)Выбери такие пары чисел, сумма которых будет равна 15. 2, 11, 7, 10, 1, 4, 13, 5, 8, 6, 14  5)Игра «Нумерация». Послушай число, вместе с соседом прохлопай его в ладоши (один хлопает столько раз, сколько в числе десятков, другой – сколько в числе единиц). Через три числа поменяйтесь. 15, 11, 14, 16, 19, 13

3) Этап объяснения нового материала – совместное «открытие» знаний. При изучении нового материала деятельность учащихся организуется так, чтобы они самостоятельно «открывали» новые для них знания. Содержание учебного материала даётся как система задач для учащихся. Учитель предлагает упражнения, подводящие к решению поставленной проблемы. Они содержат инструкции вида: «Подумай», «Сравни», «Сделай вывод».
Цели и задачи урока
Содержание упражнений

Цель:  - познакомить с числом и цифрой 8, составом числа 8. Задачи: - изучение состава числа 8; - тренировка счёта в пределах 8; - развитие внимания, речи, логического мышления.
Прочитай числа. Что заметил интересного? 5 3 1 2 7 4 6 (числа перепутаны) Расставь числа в порядке возрастания. 2)Отгадайте загадку: Ты со мною не знаком. Я живу на дне морском. Голова и восемь ног Кто, скажи, я - (осьминог). Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк! (паук) Чем похожи обе загадки?(есть число 8) Определите тему урока. (дети высказываются) Где в ряду чисел место числа 8? (после 7) Как получить число 8? (7 + 1) Какая цифра обозначает число восемь? Цифру 8, цифру 8 На носу всегда мы носим. Цифра 8 плюс крючки –  Получаются  (очки).

Цель:  - познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9. Задачи: - закрепление навыков счёта, умения сравнивать числа, находить взаимосвязь между целым и частью,  - развитие логического мышления, памяти, внимания, речи.
1.Счёт в пределах 20 (прямой и обратный, начиная с любого числа). 2.Назови число, предшествующее 6. (5)Насколько предыдущее число меньше последующего? (на 1) 3.Какое число стоит между 1 и 3?(2) 6 и 8? (7) 4.Назовите соседей числа 8. (7 и 9) 5.Найди значение выражений: 8-5 4+4 3+2 7-1 Полученные результаты расставь в порядке возрастания (3, 5, 6, 8).6.Попробуй найти закономерность. (+2, +1) Продолжи ряд на три числа. 7.Рассмотри отрезок. Что заметили? |_________________________|______| 8 1 (отрезок состоит из двух частей: 8 и 1, весь отрезок нам неизвестен) Как найти целое? (Нужно сложить части.) Какое выражение получится? (^ 8+1) Что мы нашли? (целое) Чему оно равно? (9) Как по-другому назвать целое 9? (сумма) Как по-другому назвать числа 8 и 1? (части, слагаемые)

Цель: - сформировать умения составлять выражения. Задачи: - отработать знание состава числа 7; - продолжение формирования умения сравнивать, находить взаимосвязь между частью и целым; - развитие математической речи, памяти, внимания.
1)Какое число стоит не на своём месте? Обоснуй свой ответ. 1 2 3 4 7 5 6 8 9 10 (число 7 должно быть после числа 6 и перед числом 8) Как можно получить число 7? Назови все варианты. (1 +6, 2+5, 3+4, 0+7, 8-1, 9-2, 10-3) Запиши равенство 2+5 =7. Какие ещё равенства с этими числами можно составить? Запиши. 2 + 5 = 7 7 – 2 = 5 5 + 2 = 7 7 – 5 = 2 Назови части и целое. Что означают равенства в первом столбике? (числа сложили, 2 увеличили на 5, 5 увеличили на 2) Равенства во втором столбике? (там отнимали, вычитали, 7 уменьшили на 2, а потом 7 уменьшили на 5) 2)Послушай задачу. В хоре семь кузнечиков песни распевали. Вскоре пять кузнечиков голос потеряли. Сосчитай без лишних слов – Сколько в хоре голосов? (2)  Каким действием узнали?(вычитанием) Почему? (потеряли, значит стало меньше, нужен знак «минус») Как запишем решение задачи? 7 – 5 =2 (к.) Папа слон слону – сынишке Подарил четыре книжки. Их слонёнок прочитал  И своим друзьям раздал. Книгу дал он бегемоту, Две – морскому кашалоту. Сколько книг осталось у слонёнка? (1) Как запишем решение этой задачи? 4 – 1 – 2 = 1 (к.) 3)Придумай задачу к выражению 3 + 4. (дети высказываются)

Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне.

15