Методическая разработка Содержание деятельности музыкального руководителя ДОУ в условиях введения ФГОС


Содержание деятельности музыкального руководителя ДОУ в условиях введения ФГОС
Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя, таким образом, свою жизнь. Склонность и интерес дошкольника и полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов.
Формы организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников
Музыкальные занятия
Совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ и разнообразии форм;
Праздники и развлечения;
Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
 
Основная форма организации образовательной музыкальной деятельности  - музыкальные занятия:
По количеству участвующих: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, объединённые (с детьми нескольких возрастных групп)
По содержанию: типовое (традиционное), доминантное, тематическое,
комплексное, интегрированное.
Совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ
Вариативные формы музыкальной деятельности в ДОУ:
1-3 года (ведущая деятельность – предметно-манипулятивная):
игровое экспериментирование со звуками на предметной основе, звукоподражание, музыкальные пальчиковые, логоритмические, двигательные игры, музыкальные сказки, песенки-загадки и т.п.
3-5 лет (игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра): песенки-игры, музыкальные игры-фантазирования, игровые проблемные ситуации на музыкальной основе, игры-путешествия, музыкально-дидактические игры, игры-этюды по мотивам музыкальных произведений, концерты-загадки, беседы;5-7 лет (сложные интегративные виды деятельности переход к учебной деятельности):
проблемные и ситуационные задачи,
музыкально-дидактическая игра,
компьютерные музыкальные игры,
исследовательская (опытная) деятельность,
проектная деятельность,
театрализованная деятельность,
хороводная игра,
музыкальные игры-импровизации,
музыкальные конкурсы,
фестивали,
концерты,
музыкальные экскурсии и прогулки,
музыкальный музей,
интегративная деятельность (художественная полидеятельность),
клуб музыкальных интересов,
коллекционирование (в т.ч. музыкальных впечатлений),
самостоятельная музыкальная деятельность детей.
  Разные виды музыкальной деятельности интегрируем с другими образовательными областями, воспитатели в своей творческой лаборатории имеют аудиовизуальные пособия и используют их на разных занятиях.
По своей сути праздник является одной из интегративных форм организации детской художественной деятельности, которая приобщает детей к различным явлениям социальной жизни средствами различных видов искусства. Типичными задачами праздника становятся: приобщение дошкольников к национальным и мировым традициям, культуре; воспитания чувства патриотизма и любви к Отечеству; воспитание уважительного отношения к истории, достижениям нашей страны, социальной роли, профессии, конкретному человеку. Основная проблема при организации праздников – соблюсти баланс между демонстрацией учреждением качества и результативности образовательной работы и презентацией ребенком личных достижений.
Включаем в праздники задания импровизационного характера, побуждающие их к инициативности и самостоятельным творческим действиям. При организации развлечения дети выступают как сорежиссёры мероприятия, предлагают разнообразные идеи, образы, способы их воплощения, распределяют роли, подбирают атрибуты, декорации, определяют место действия, способы участия в празднике приглашенных гостей.
 Изменение форм совместной деятельности влечёт за собой изменение характера педагогического взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и воспитанников.
 Позиции, характеризующие взаимодействие педагога и ребенка в ходе образовательного процесса (Якобсон С.Г.):
Позиция «учитель-ученик» (учить вне зависимости от желаний и предпочтений последнего) Эта позиция неэффективна с точки зрения психологии дошкольников.
Позиция разнокомпетентного партнерства (заинтересовать, поделиться своим опытом, опора на предпочтения дошкольников; в роли компетентного участника выступает сам ребенок – «перевернутая позиция», который сам демонстрирует свой опыт, учит воспитателя что-либо делать, делиться знанием)
Позиция равнокомпетентного партнерства (обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию; модель реализации принципа – 1) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, 2) свободная самостоятельная деятельность самих детей; виды деятельности – игра, продуктивная, познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность или «культурная практика»; дети в процессе занятий могут разделиться на «кружки по интересам», учатся планировать и отслеживать результат своей деятельности, свободен в выборе средств и способов решения)
Позиция учебно-игрового партнерства (широко используется в практике современных детских садов; на занятии появляется игровой персонаж, попавший в затруднительное положение, дети становятся партнерами-помощниками в решении проблемы, уважение и похвала со стороны игрового персонажа выступают в качестве дополнительной мотивации)
В трёх позициях ребенок активен, эмоционален, увлечен, а значит, созданы необходимые предпосылки для формирования музыкальной культуры дошкольника, его компетентности и становления как субъекта музыкальной деятельности.
 
Организация  самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста без участия взрослого или при его незначительной помощи, самая сложная задача для педагога. В её основе лежит инициатива ребенка, огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой, мотив самовыражения, самореализации через музыкальное искусство.
Условия появления самостоятельной музыкальной деятельности: накопленные эмоции, чувства, образы в процессе общения с музыкой; совокупность умений восприятия музыки и умений исполнительства.
Условия организации педагогом самостоятельной музыкальной деятельности: учет детских музыкальных предпочтений; косвенное участие взрослого; продуманная предметно-игровая среда (наличие музыкальных игрушек, инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов), её доступность детям.
Модель: от действий по показу или образцу педагога – к импровизации, творчеству.
Формы, методы, приемы организации самостоятельной музыкальной деятельности для поддержки детской инициативы
игровые проблемные и поисковые ситуации;
беседы и рассказы о музыке,
музыкальная викторина,
досуг «Угадай мелодию»,
музыкальные игры,
музыкальное рисование,
музыкальное цветомоделирование,
игры-инсценировки, игры-образы;
проектная деятельность,
музыкальные конкурсы,
«Сочиняем музыку к мультфильму (сказке, истории), вокально-речевые игры,
игры-импровизации,
музыкальные прогулки,
музей танца,
клуб по интересам,
музыкально-дидактические игры,
музыкальные сказки и т.п.