Творческая работа Использование метапредметных связей на уроках химии


ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ
«Использование метапредметных связей на уроках химии »
Выполнила:
Кадацкая Анна Николаевна
учитель химии
высшей категории
общеобразовательной школы І-ІІІступеней
село Великая Шишовка
управления образования
администрации города Шахтерска
ДОНЕЦК 2016
Содержание
1. Вступление. Актуальность выбранной темы…………………………..3
2.Глава 1. Использование метапредметных связей на уроках химии………………………………………………………………………….. 5
3. 1.1Теория внедрения метапредметных связей на уроках естественного цикла. Метапредмет –новая образовательная форма………………………5
4. 1.2. Элементы опыта учителей по внедрению использования метапредметных связей на уроках…………………………………………12
5. Выводы…………………………………………………………………23.
6. Заключение……………………………………………………….........24.
7. Приложения……………………………………………………….........27
Вступление. Актуальность проблемы.
Республиканский государственный образовательный Стандарт среднего и основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учащимися образовательной Программы основного и среднего общего образования.
В своей работе хотелось больше внимания уделить метапредметным требованиям, включающим освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Выпускник нашей средней школы должен обладать следующими метапредметными результатами освоения основной образовательной программы:
Уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания;
- проявлять готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников;
- уметь использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований экономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- уметь определять назначение и функции различных социальных институтов;
- уметь самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения.
Школьный предмет – химия является одной из составляющих образовательной отрасли «Естествознание», изучение которой должно обеспечить:
-формирование целостной научной картины мира;
-понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
-овладение научным подходом к решению различных задач;
-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
-овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
-осознание значимости концепции устойчивого развития;
-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Поэтому выбор темы задания, мне кажется, для меня как учителя химии как никогда актуален.
Глава первая.1.1.
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися образовательной программы. Основным критерием оценки личностных и метапредметных результатов является сформированность УУД. Личностные результаты при обучении химии включают мотивацию к обучению, способность к рефлексии, саморазвитию, самосовершенствованию, готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. Метапредметные – регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД. Одним из обязательных условий формирования УУД при изучении предметов естественно - научного цикла, является реализация межпредметных связей в обучении химии, которые нацеливают на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из таких предметов как природоведение, биология, физика, география и т.д. Иногда мы путаем их с метапредметными связями. С целью определения состояния изученности обозначенной проблемы передовыми учителями осуществлен широкий анализ научных работ как отечественных, так и зарубежных ученых, который показал недостаточность научных исследований по метапредметному подходу к формированию системы знаний о человеке вообще и в частности в содержании современных учебников. Этому вопросу уделяли внимание преимущественно в контексте обще-дидактических подходов и при освещении общих теоретических вопросов по педагогике Ю. Бабанский, Б. Бим-Бад, В. Воронов, М. Данилов, Б. Есипов, Т. Ильина, В. Леднев, И. Лернер, В. Оконь,B. Онищук, П. Пидкасистий, А. Савченко, М. Скаткин, В.А. Сластенин,И. Харламов, Г. Щукина и др.
Считая главной задачей для мирового сообщества развивать «новое образование для XXI века», теоретические основы личностно-ориентированного обучения в контексте метапредметной интеграции образования разрабатывали: И. Артюхова,Л. Байбородова, А. Баранников, Л. Березовская, К. Варнавский, В. Гузеев, А. Исайко, Л. Кузнецова, П. Лернер, В. Орлов и др..В кандидатских диссертациях (Гордиенко Т., Гриневич Л., Макарова Л., Пищалковского М., Шутова Н.) рассмотрены психолого-педагогические аспекты метапредметного поля гуманитарных предметов для внедрения дифференциации обучения в отечественной и зарубежной практике.
Анализ возможностей обоснования метапредметного подхода к формированию системы знаний о человеке как одного из принципов современного обучения позволил констатировать:
• внедрение метапредметного подхода как одного из принципов современного обучения должно опираться на специальные программы развития образования, однако исследований, которые определяли бы перспективы развития системы образования на основе индивидуализации, не хватает;
• внедрение личностно ориентированного обучения, которое происходит сегодня в стране, осуществляется без должного учета необходимости модернизации траектории развития непрерывного образования в целостной образовательной системе - чем снижается эффективность практической направленности системы образования, вместо усиления ее влияния на развитие личностно-социальных отношений. Хватает разработок теоретических основ развития метапредметных связей. Руководящие документы в сфере образования, деятельность школ «нового типа» (гимназии, лицеи, колледжи, специализированные школы). Зарубежный опыт выступил с условием определения состояния изученности обозначенной проблемы и источником разработки метапредметного подхода к формированию системы знаний о человеке как одном из принципов современного обучения.
Согласно принципу человекоцентризма в образовании именно человек является основным субъектом своего образования. Итак, смысл образования заключается в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека о себе и окружающем мире.
В школьной практике применения межпредметных связей используется широко, однако содержанием учебников эти связи подкрепляются неубедительно и фрагментарно, слабо переносятся в плоскость знаний о человеке.
Метапредметный подход как инновационный в отечественной практике одновременно служит инструментом фундаментализации содержания образования, предметной интеграции. Хотя проблема формирования системы знаний была и остается актуальной, однако цели и задачи школы кардинально меняются, мы уходим от знаниевой парадигмы к личностноориентированной.
Ученики должны осознавать, что алгебра и геометрия являются прикладными науками, тоже необходимы в жизни. Когда знания учебных предметов «олюднятся», приобретут необходимый смысл, то и у учащихся появится желание учиться.
Метапредметы отличаются от предметов традиционного цикла. Основная мировоззренческая идея метапредметного подхода - научить учащихся мыслить. Содержание существующих учебных предметов исключает развитие самостоятельного мышления. Метапредметы сочетают идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по предметности. Изучая традиционные предметы, ученик в основном просто запоминает важнейшие определения понятий. На занятиях по метапредметам он размышляет, прослеживает происхождение важнейших понятий, определяющих определенную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. Как результат - перед ним раскрывается процесс возникновения того или иного знания. Таким образом, ученик «переоткрывает» открытия, уже осуществленные в истории, восстанавливает и выделяет форму существования определенного знания. Но это только первый уровень работы ученика. Выполнив задание на различном учебном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он совершил, как он мыслительно действовал, когда восстанавливал генезис того или иного понятия (по биологии или по химии, по истории или по физике). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на различные предметные материалы, он выделил одни и те же знания.
Метапредмет - это новая образовательная форма, являющаяся надстройкой традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Предлагается мыследеятельный тип интегрирования традиционного учебного материала. Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в систему знаний. Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, связанные с неразрешимыми проблемами. На метапредмете «Задачи» учащиеся получают знания о различных типах задач и способы их решения. По его изучению у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско-методологического рассуждения учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техники перевода проблем в задачи и т.п.
Использование метапредметного подхода позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая современные вопросы, задачи и проблемы.
Формирование метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит мыслительно -деятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления развивает у ребят критическое мышление.
Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция. По мнению коллег, она представляет собой совокупность знаний в определенной области, умение видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Считаю что, для учителя химии, науки, подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановка проблем и их решение, формирование исследовательской компетенции у обучающихся является основополагающей задачей.
Вижу решение использования метапредметных связей на уроках химии в системном использовании исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной, дидактической многомерной технологий в образовательном процессе.
Урок основан на активных методах обучения, реализующихся в рамках исследовательской технологии.
На уроке гармонично сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.
Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся в парах или группах, выполняющих одинаковые или разные задания (по вариантам), направленные на получение более широкого круга информации всем классом.
Метапредметные результаты изучения химии
Это - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Это - конкретные действия и универсальные понятия, освоенные при совокупном изучении нескольких предметов. Они обеспечивают владение знаниями и универсальными способами деятельности как собственными инструментами личностного развития.
Метапредметными результатами обучения должны быть:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию в словесных, образных, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность слышать собеседника, понимать его взгляды, признавать право другого человека на другие мысли;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами и методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, преподавать и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Метапредметные связи – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразный синтез знаний, умений и навыков, это формирование видения мира, понимания места и роли человека в нем. Метапредметные связи стимулируют развитие творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение увидеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать свойства объекта изучения и т.д.). А это значит, что наряду с традиционными уроками мы должны планировать и проводить комплексные уроки, бинарные, начиная с 8 класса спаренные, которые требуют более длительной и кропотливой подготовки, совершенствовать формы и методы организации учебного процесса. Тогда возникнет возможность проводить конференции, метапредметные экскурсии, конкурсы, олимпиады, подготовка учащимися презентаций и коротких докладов, выступления с ними, использование в учебном процессе поисковых методов обучения, проблемно-познавательных задач, элементов исследования, эксперимента.
Глава первая 1.2.
Химия – наука о веществах и их превращениях. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе школьные предметы читают разные учителя, и эти явления изучаются раздельно, в рамках разных учебных предметов. Связи между явлениями разрываются. Учителю предстоит сделать все, чтобы этого не происходило. Вот почему в нашей практике все настойчивей звучит понятие метапредмет. В начале учебного года я изучаю программу не только по химии, но и по биологии, физике, особенно в тех классах, где работаю. Сотрудничаю с коллегами. Это бывает беседа, совет или планирование совместных уроков и других мероприятий. Работая над творческим заданием, я познакомилась с опытом многих учителей химии, биологии, которые стремятся сделать свой труд интересным для учащихся и продуктивным. Хотелось бы взять для своих уроков элементы опыта учителя Рассохина Р.В. г. Москва, который задает учащимся на уроках вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на осмысление и обобщение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний при усвоении нового материала.
Знания по химии о катализаторах, кислотной, щелочной и нейтральной реакциях среды учащиеся применяют при изучении пластического и энергетического обмена в курсе общей биологии, некоторых вопросов экологии и географии.
Например: Вы приехали в Китай. Почему на прилавках супермаркетов практически отсутствуют молочные продукты?
Решает с детьми метапредметные задачи, которые требуют соединения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, совершенствованию умений выявлять причинно-следственные связи между явлениями.
Приведу пример задачи, которую можно использовать при индивидуальной работе учащихся. По ТХУ: С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + 2800кДж определите массу глюкозы и объем кислорода, которые потребуется для бега для мышц ног человека в течение 20 мин., если за 1 мин. расходуют 1,5 кДж теплоты. Решая подобные задачи, учащиеся выполняют сложные познавательные и расчетные действия:
1) осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других учебных предметов;
2) актуализация нужных знаний из других областей знания;
3) их перенос в новую ситуацию, соединение знаний из различных предметов;
4) синтез знаний, установление соответствия понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение.
5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.
В разработках уроков Рассохина Р.В. часто встречаются задания метапредметного характера:
постановка вопросов на размышление, подготовка кратких сообщений, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера и имеющих практическую направленность.
Например: 1) Составить кроссворд по теме «Производство серной кислоты. Кислотные дожди».
2) Вопрос - можно ли белковую пищу полностью заменить на длительное время углеводной ? и пр.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Для достижения этой цели можно использовать метапредметные задачи. Решение межпредметных задач требует особых умений: связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиции общего, что обеспечивает формирование научного мировоззрения школьника.
Например, после изучения по математике решение квадратных уравнений, логарифмы, степенные функции в математике, я даю для решения задачу этого же типа, но из химии (решение квадратных уравнений можно предложить на примере задач на расчет константы равновесия; действия с логарифмами - при расчете рН различных растворов и т.д.).
Примеры заданий:
1. Различные математические операции
Концентрация ионов водорода в желудочном соке составляет 0,01 М. Определите рН желудочного сока.
2. Строение атома

Вставьте нужные слова, используя рисунок, схему и учебник:
Ядро – это частица, имеющая … заряд, … массу и …объём.
Ядро состоит из … и ….
Общее название этих частиц – нуклоны.
ПРОТОНЫ. Обозначают …, они имеют массу…, заряд …, число протонов в атоме равно …;
НЕЙТРОНЫ. Обозначают …, они имеют массу …, заряд …, число нейтронов в атоме вычисляется по формуле ... ;
ЭЛЕКТРОНЫ. Обозначают…, имеют массу…, заряд…, число электронов в атоме равно….
Электроны в атоме распределены по энергетическим уровням. Число энергетических уровней равно …, на последнем уровне число электронов равно ….
В ходе дискуссии ученики убеждаются во внутреннем противоречии в структуре атома (атом как единство и борьба противоположностей): в его состав входит положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны.
Немаловажное значение в организации образовательного процесса сегодня занимает использование ИКТ. Большинство учителей работают над формированием и развитием компетентности в области использования ИКТ. Есть много положительных примеров накопленного опыта, которые я пытаюсь использовать в своей работе. Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым уровнем школьного курса химии непросто. Поэтому моя задача как педагога состоит в том, чтобы включить каждого ученика в активную деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательной деятельности, повысить интерес школьников к химии, качество знаний учащихся во многом определяется интересом к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Поэтому, сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ.
Современная система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает различные технологии (оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и связь с Интернетом) и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они обмениваются друг с другом.
Сегодня использование ИКТ очень актуально. В современной образовательной деятельности не обойтись без применения на уроках информационно-коммуникационных технологий. При использовании на уроках химии различных мультимедийных средств и интерактивного комплекса учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул органических соединений, что сложно сделать в их плоскостном изображении, показанном в учебнике. Особенно удобными являются задания самоконтроля и тестов, которые позволяют оперативно проверить уровень усвоения материала не только учителем, но и самими учащимися.
«Плюсы» в преподавании химии с применением компьютера
Применяя ИКТ  на уроках химии уже много лет, хочется особо выделить достоинства этой технологии:
наглядность в представлении учебного материала;
 сокращение времени на выработку необходимых технических навыков учащихся;
 увеличение количества тренировочных заданий. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;
 достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом;
 учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;
 возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;
 обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;
 диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
поиск дополнительные источники информации для учителя и учащихся.
моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.
воспроизведение химических экспериментов с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам;
возможность построения  индивидуальной  траектории  обучения учащихся, возможности их роста и развития;
организация самостоятельной  работы  учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку  исследований
Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.
«Минусы» в преподавании химии с применением компьютера
Затрата времени на освоение программ, навыков владения компьютерной техники; 
Доступность к техническим средствам учителя;
Качество технических средств, их характеристик; помимо ошибок в изучении учебного предмета, появляются еще технологические – ошибки работы с программой;
Разработка урока с использованием информационных технологий возможна только при наличии определенного электронного ресурса, педагогического программного средства, собственной презентации или материалов из сети Интернет.
диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен;
 не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя;
 не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
Встречается некачественное программное обеспечение, не учитывающее специфику работы со школьниками, имеющее много фактических или методических ошибок; разработчики зачастую не учитывают содержание школьных учебных программ.
Низкая скорость работы Интернета, затрудняет  работу  on line, просмотр видеоресурсов.
Хотелось отметить еще один аспект работы учителя химии. Это проведение опытов и экспериментов. Недостаточное наличие реактивов в школьных лабораториях, часть опытов сопряжены с использованием веществ отрицательно влияющих на здоровье человека. В этой ситуации многие учителя все больше используют ИКТ.
Особую значимость приобретает химический эксперимент на уроках биологии в тех ее разделах, где объект исследования един с химией. Он позволяет осуществлять исследовательский принцип и проблемный подход в изучении вопросов молекулярной биологии, конкретизировать сложный теоретический материал на этих уроках, а также закреплять и совершенствовать знания на уроках органической химии. С помощью химического эксперимента устанавливаются не только строение и свойства изучаемых веществ, но и взаимозависимость свойств и функций их от строения. Учащиеся учатся наблюдать и сопоставлять происходящие явления в живой и неживой природе. Следовательно, эксперимент имеет большое познавательное и воспитательное значение, так как он формирует умение и навыки учащихся, способствует развитию понятий, углублению и закреплению знаний.
На уроках органической химии существенно усиливается ученический эксперимент. Учащиеся обладают достаточным запасом знаний и навыков для проведения длительных и значимых по объему лабораторных работ и практических занятий. На этих уроках нет необходимости дублировать ранее демонстрируемые опыты, а нужно расширить объем предлагаемых работ, ввести дополнительные опыты или усложнить некоторые из них. Умение применять полученные знания в учебной работе особенно ярко проявляются в решении экспериментальных задач. Таким образом, на уроках химии эксперимент выступает как средство для закрепления, расширения и усовершенствования изученных понятий.
Межпредметный химико-биологический эксперимент: 
1.Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе2. Действие слюны на крахмал3. Обнаружение свинца в листьях растений4. Выращивание растений на растворе минеральных веществ5. Изучение активности фермента пероксидазы вне клетки6. Качественные реакции на белки7. Содержание витамина С  в компоте8. Получение сахара из свеклы С интересом изучаю и использую опыт коллег своей школы. Учитель биологии Кадацкая М.В. работает над проблемой »Развитие критического мышления у обучающихся средствами уроков биологии». Некоторые приемы я применяю и на своих уроках.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» предполагает работу с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие - то ассоциации, предположения, собственные знания). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Например: на уроке «Генетическая связь между классами неорганических соединений» учащиеся отвечают, что им известно по данной теме из курса 7 -9 классов и называют вопросы, на которые хотят найти ответ на этом уроке. (Какие классы неорганических соединений мы знаем? И т. д)
Методический прием «Верите ли вы, что …»
Так же на стадии вызова используется другой приём прогнозирования «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети, работая индивидуально, в парах, в группе, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Кластер»
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученикам предлагается в течение 2 - 3 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки - лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. (Неорганические соединения, Оксиды ит.д.)
Прием «Ассоциации»
Учитель спрашивает, какие ассоциации возникают у учащихся, когда произносится определенное слово. Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. Учитель все мысли фиксирует на доске и определяется, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения или составляет возможный план урока. («Кислород, элемент, символ, относительная атомная масса и т,д.)
Прием синквейн.
Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
На своих уроках я стараюсь развивать у своих учеников умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со мной и с товарищами, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Часто предлагаю ребятам поспорить со мной, отстоять свою точку зрения. Важнейшей проблемой является на уроках математического и естественного цикла – научить учеников решать задачи. В этом учебном году этой проблеме уделяю особое внимание. Программный материал по химии насыщен так, к сожалению, что на решение задач времени почти нет, на повторение тоже. Пытаюсь на каждом уроке решать хотя бы по одной задаче. Мы должны развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Продолжаю эту работу во внеурочное время при подготовке ребят к олимпиадам. После проведения школьной олимпиады, я продолжила заниматься с теми, кто победил и готовился к участию во втором туре, одну задачу предлагала на уроке всему классу. Постепенно заинтересовались и другие. Сейчас на дополнительные занятия приходит уже группа ребят. Вот примеры метапредметных задач, которые мы решаем. Группа 9 класса.
Задача. Воздух содержит по 20% кислорода и 80% азота.
1.Рассчитайте молярную массу воздуха и его плотность по водороду.
2.Вычислить объем воздуха, который содержит 640г кислорода при давлении 202,кПс и температуре 27° С.
3.Какую массу кислорода можно получить из 1м³ воздуха при н.у., если (практический) выход 80% (от теоретического)? Чтобы дать ответы на вопросы задачи, необходимо решить три задачи, используя знания математики, физики и химии.
1.Допустим масса порции воздуха – 100г.
Дано:
W(О2)=20%
W(N2)=80% Тогда 100г (воздуха) - 20г (О2)
100г (воздуха) - 80г(N2)
Находим количество этих газов
М (О2)=32г/моль, М(N2)=28г/моль
n(О2)=20г:32г/моль=0,6моль
n(N2)=80г:28г/моль=2,86моль

М (воздуха)-? n (возд.)=2,86+0,6=3.46(моль)
М (возд.)=100:3.46=28,9(г/моль); Д (возд)Н2=29:2=14,5


2.
Дано: m(О2)=640г, R=8,31,t=27° С, p=202,6кПа. V(О2)=mRT:(Мp)=пRT:p; n(О2)=640г:32г/моль=20моль; Т=t+273°; T=27°+273°=300° К;
p=202,6кПа=202600Па;V(О2)=20×8,31× 300:202600=0,246м3.
Vвоздуха=0,246×100:20=12,3м3.
Ответ: Объем воздуха равен 12,3м3.
Найти Vвоздуха.
3.
Дано:
Vвозд.=1м3
Wвых.= 80% 1.Теоретический выход
12,3м3 – 640г(О2)
1м3 - х г(О2) отсюда следует х=52,03г(О2)
Практический выход =Vпр.:Vтеор.
W=mпр.×100:mтеор.; mпр.=W×mтер.:100
mпр.=80×52,03:100=41,62г (О2)
Ответ: масса кислорода равна 41,62г
m (О2) -?
Еще одна проблема, которой уделяю особое внимание. Решать такие задачи ученик сможет, если мы развиваем у него навыки осмысленного чтения.
Выводы.
Если уделять достаточное внимание формированию способов, навыков, учебных действий через включение в определенную деятельность на основе внутренних мотивов, то рано или поздно большинство ребят входят во вкус такой работы. И это понятно, ведь они становятся успешными. При этом совсем не обязательно, что их интересы концентрируются на химии. Возникшая потребность учиться, познавать мир при наличии адекватных умений позволяет им проявиться в других областях школьного образования.
Заключение.
В своей работе, на уроках химии, я, использую метапредметные связи на разных этапах урока. Разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений.
Приёмы, наиболее часто используемые на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Проанализировав свой опыт работы по технологии, я пришла к выводу, что есть плюсы (их больше) и затруднения в использовании технологии ИКТ.
Плюсы :
1.Учащиеся учатся классифицировать, оценивать, анализировать информацию.
2. Делать выводы.
3. Принимать продуманные решения.
4. Метапредмет дает учащимся возможность размышлять.
5. Способствует активности учащихся в учебном процессе.
6. Активизирует мышление.
7.Дети учатся работать в группах и парах.
8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
9. Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету.
10. Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.
11. Формируются коммуникативные навыки.
12. Развивается способность к информационной грамотности и самостоятельной аналитической деятельности.
13. Учатся работать с большим объёмом информации.
14. Выбирают главное, отсеивая второстепенное, ранжируют информацию по степени новизны и значимости.
15. Принимаются любые аргументы, идеи, факты, предположения, т.е. дети не боятся высказывать своё мнение и быть высмеянным.
16. Сами могут себя оценить и проверить.
17. Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей.
18. Излагают идеи своими словами и осваивают новый словарь.
19. Учатся здоровой дискуссии.
20. Творчески интерпретируют имеющуюся информацию.
21. Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя.

22. Вырабатывают собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
23. Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде.
24. Реализуется принцип гуманизации и сотрудничества.
25. Учитель и учащиеся получают удовлетворение от урока.
26. На таких уроках присутствует дифференциация: выбор текста (большой – маленький), запись в таблице (можно два-три слова и небольшой текст) и т.д.
Ученик задает себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Как я могу использовать эту информацию?». Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваем их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.
Список использованных источников.
1.Республиканский государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015-2017.
2.Аршанский, Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля / Е.Я. Аршанский. – М.: Вентана-Графф, 2002.
3.Дьякович, С.В. Практические занятия по методике преподавания химии / С.В. Дьякович, Г.С. Качалова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000.
4.Пак, М.С. Основы дидактики химии: Учебное пособие / М.С. Пак. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
5.Пак, М.С. Тренажер по дидактике химии: Практикум / М.С. Пак, Г.В. Некрасова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
6.Сластёнин, В. А. Общая педагогика : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений ; в 2-х ч. [Текст] / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Ч. 1. — 288 с.
7.Хуторской, А. В. Современная дидактика : учеб. пособ. [Текст] / А.В. Хуторской. — М.: Высш. шк., 2007. — 639
ПРИЛОЖЕНИЯ
Разработка интегрированного урока (биология – химия) «Органические вещества живых систем. Уровни структурной организации органических веществ Химические формулы и модели молекул в органической химии»
Аннотация
В работе рассматривается интегрированный урок биология-химия, который проводится в начале учебного года. Изучение этого материала идет параллельно на уроках биологии и химии в 10 классе. Это пример бинарного, интегрированного урока, на котором используются межпредметные связи и инновационные технологии: ИКТ, работа в малых группах, упражнение «Ассоциации». Учителя сотрудничают друг с другом и с детьми.
Ключевые слова: биология, химия, интегрированный урок, органические вещества, биохимия, химическая связь, структурная организация, полимеры, биополимеры, полимеризация.
Интегрированный урок / биология и химия / для 10 классов из темы:
« Органические вещества живых систем. Уровни структурной организации органических веществ»
Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая задача: Дать общий взгляд об органических веществах живых систем. Углубить знание учеников об органических веществах в основе строения которых лежит цепочка атомов Углерода связанных ковалентной связью, о химической структуре органических соединений. Сформировать понятие о структурных организациях органических веществ. Сформировать понятие: биополимеры. Способствовать изучению органических веществ.
Цели урока:
Образовательная. Актуализировать знания учеников, необходимые для изучения бимолекулярного состава живого.
Развивающая. Развивать умение: анализировать информацию, сравнивать, классифицировать по разным признакам, обобщать, воспринимать окружающую среду как систему, формировать общенаучные и философские взгляды на единство материального мира.
Воспитательная. Воспитание отношения к жизни как наивысшей ценности.
Технология: развивающая.
Формы работы: беседа, блицопрос, работа со схемами, моделирование молекул, выступления учащихся, мини-лекция, демонстрация, работа с таблицей, работа в парах.
Оборудование и материалы: схема устройства ковалентной связи, таблица «Основные химические элементы клетки и значения их для жизнедеятельности организмов» Проспекты: фотосинтез, углеводы в живой природе, жиры в природе, компьютеры с программным обеспечением моделирования молекул веществ .
Базовые понятия и сроки: органические вещества, углеводные, спирты, полимеры, мономеры, карбоновый скелет, белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, низкомолекулярные органические соединения, гидрофильные, гидрофобные и амфильные соединения, высокомолекулярные органические соединения, ковалентная связь, пестициды, эстеры, биополимеры.

Возрастной контингент: ученики 10 классов.
Структура и содержание урока:
І. Организация класса. Объявление темы и заданий урока.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Урок начинает учитель биологии. Первое задание. Упражнение « Ассоциации к выражению: органические вещества»
Ассоциации
Природный Нефть Алкалоиды Фотосинтез Живые газ организмы
Органічні
речовини

Соединения Белки
углерод а


Насыщены не насыщенные Углеводные Витамины Синтез Углеводы

ІІІ.
Первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала. Задание. Фронтальное блицопрос:
1.Какие соединения называют органическими? /Это соединения Углерода, что входят в состав тел живой природы и определяют все функции живых организмов, образованные атомами Углерода и некоторыми химическими элементами с помощью ковалентной связи./
2. Могут ли органические соединения встречаться в неживой природе?
/ Нефть, природный газ, уголь./
3. Могут ли органические соединения образовываться за пределами живого организма? /Могут. В наше время уже известно 10 миллионов органических веществ. Происходит синтез новых соединений Углерода, неизвестных в живой природе./
4.Как вы думаете, почему основным элементом органических соединений является Углерод? Работа со схемами: Строение атома Углерода. Ковалентная связь.
Строение атома Схема двойной Схема одинарной углерода ковалентной ковалентной
связи связи

Если имеется возможность, целесообразно провести с помощью компьютера моделирование одинарных, двойных и тройных ковалентних связей.
5.Вспомните, какие элементы встречаются в живых организмах в наибольших количествах? Сообщения 2-х учеников. Демонстрация таблицы «Основные химические элементы клетки и значения их для жизнедеятельности организмов»
6. Могут ли органические соединения выполнять биологические функции? /Да. Ученики приводят примеры./
7. Нужны биологу знания химии, а химику знания биологии? /Да. Ученики аргументируют свои ответы./
Обсуждение заканчивает учитель биологии. Органические соединения определяют все функции живых организмов и их изучение необходимо как для химиков так и для биологов. А еще имеется такая наука биохимия и специальность – биохимик. Это люди, изучающие биохимические процессы живых систем. Они учатся их правильно использовать.
ІV.Динамическая пауза.
V. Применение теоретических знаний
Минилекция с элементами беседы. Продолжает урок учитель химии.
Давайте подведем первые итоги нашей работы. Начнем с такого вопроса. В чем же заключаются особенности строения органических соединений, которых известно на сегодня около десяти милионов? Это прежде всего соединения Углерода. Основным типом связи является ковалентная связь. Это наиболее прочный тип химической связи. Он возникает в результате образования общих электронных пар атомов, что приводит к соединению разных атомов в одну молекулу. При этом пара электронов одновременно принадлежит соседним атомам. Особенно крепкие связи образуются между атомами Кислорода, Углерода, Водорода и Азота, которые составляют 98% массы клетки. А еще чем легче элементы, тем более крепкие между ними связи. Теперь взглянем в таблицу элементов Д.И. Менделеева. Назовите, пожалуйста, самые легкие химические элементы нашей Вселенной, которые способны образовывать ковалентний связь.
Ученики называют элементы: Кислород, Водород, Углерод, Азот.
Учитель предлагает вспомнить и смоделировать с помощью компьютера пространственную модель молекулы самого простого органического вещества метана.
Цепи связанных ковалентними связями атомов Углерода образуют основу, «скелет» молекулы.
Учитель еще раз предлагает назвать основные элементы органических соединений. Ученики называют : Кислород, Водород, Азот, Фосфор, Сера, Хлор, ионы Железа, Меди, Магния.
Самые простые органические соединения углеводные. Предлагаю коротко вспомнить, что мы уже знаем о них. Дети называют алканы, алкены, алкины и т. д. Насыщенные, ненасыщенные, циклические. Сырье для производства: природный газ, нефть. Обсуждаем наличие функциональных групп: гидроксильной, карбоксильной, аминогруппы, карбонильной в органических соединениях. Их влияние на многообразие веществ и их свойства. Вспоминаем известные из биологии понятия: гидрофобые, гидрофильные, амфильные. Если ученики не могут вспомнить, учитель объясняет это сам.
2. Работа в парах под руководством учителя биологии. Каждая пара учеников получает задание. Используя текст учебников химии и биологии подготовить короткие сообщения об: углеводах, моносахаридах, эстерах, жирах, белках, нуклеиновых кислотах и об их роли в живых организмах.
3. Рассказ учителя химии. Структурные организации веществ.
Подчеркивая мысль о единстве материального мира, учитывая научно-естественную картину мира, предлагаю рассмотреть органические вещества за уровнями структурной организации. В химии на сегодняшний день существует трехуровневая структурная организация веществ. Ровные организации: атомный, молекулярный, полимерный. Среди органических веществ нет простых веществ. Поэтому органическим веществам присущие молекулярный и полимерный уровни. Биологическая наука выделила еще и клеточный уровень организации.
Рассмотрим и сравним признаки молекулярного и полимерного уровней организации органических веществ. На молекулярном уровне: единица вещества молекула; постоянный качественный и количественный состав; постоянная относительная молекулярная масса; преимущественно ковалентные связи; строение молекулы линейно, разветвлено, циклическое; определенное пространственное строение; наличие изомеров. Молекулярная кристаллическая решетка.
На полимерном уровне: структурная единица макромолекула; состав макромолекул переменен; относительная молекулярная масса характеризуется средним значением / исключение составляют белки и нуклеиновые кислоты/. Свойства зависят: от степени полимеризации / широкие границы/, порядка соединения звеньев в макромолекулах, взаимного пространственного размещения заместителей относительно главной цепи. Имеются ковалентные и межмолекулярные связи. Молекулярная кристаллическая решетка. Свойства органических соединений этого уровня зависят от состава структурных звеньев и степени полимеризации. Важное значение имеет пространственное строение.
Конформации-геометрические формы, которых могут приобретать молекулы органических соединений во время вращения атомов или групп атомов вокруг простых связей с сохранением химического строения, длины связей и валентных углов. Вспомним белки, которые могут иметь первичную, третичную и четвертичную структуру.
VІ. Рефлексия. Контроль и самопроверка знаний. Работа в парах. Ученики задают друг другу вопрос из выученной темы.
VІІ. Итоги урока. Учитель биологии обращается к ученикам. На уроках биологии и химии мы узнаем с вами более детальнее о строении, свойствах и значениях органических веществ для живых организмов, о функциях, которые выполняют углеводы, липиды, белки, витамины, неорганические вещества, вода. Развитие жизни в стране, в нашем регионе нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые бы могли развивать бизнес в Донбассе и при этом сберечь окружающую среду. Быть биологом или химиком маловато. Нужно быть биохимиком и иметь глубокие знания, высокий уровень интеллекта, чтобы стать успешным и справиться со своей миссией на Земле. Мы желаем Вам успеха и призываем к плодотворному сотрудничеству на последующих уроках.
Домашнее задание. В 10 классе по биологии проработать параграфы 2-6, химия 10-первая глава.
Знать химический состав клетки человека. Подготовить короткие сообщения об органических веществах живых систем.
Список использованных источников
1.Биология – 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Д.К.Беляев и Г.М. Дымишина. Москва «Просвещение» 2016г.
2.Химия – 10 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Москва «Просвещение» 2014г.
3.Аршанский, Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля / Е.Я. Аршанский. – М.: Вентана-Графф, 2002.
4.Дьякович, С.В. Практические занятия по методике преподавания химии / С.В. Дьякович, Г.С. Качалова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000.