Статья на тему Деятельностный подход к организации учебного процесса на уроках математики

Деятельностный подход к организации учебного процесса
на уроках математики
Реферат
Анализ программной документации
Анализ Интернет-ресурсов
Список источников
Анализ программной документации
Данная тема актуальна, т. к. отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
«Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формулирование картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся».
Концепция развития универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий, как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
По мнению А.Г. Асмолова, реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:
определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответсвующих предметных областях;
определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста (ступени образования);
определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;
разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;
разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий;
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.
В материалах ФГОС НОО отмечено, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиций других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
«Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий – будь то решение математической задачи и др. задания – показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешается и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, - словом действовать. По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для неё актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает её эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом».
Анализ Интернет-ресурсов

Современный урок – это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствует самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.
Автор статьи «Деятельностный подход в обучении математики» Т. Д. Утегенова считает: «Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам её осуществления («как учиться»). Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа»
Учитель из Челябинска Е. Н. Логинова предлагает реализовывать деятельностный подход в обучении через решение проектных задач.
«Проектные задачи – это тот материал, на котором наиболее естественным образом могут быть построены уроки в начальной школе для решения этой проблемы. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий. Средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближённых к реальным.
Результат решения задачи может быть представлен в виде различных тестовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа. Часто учителя используют проектные задачи после изучения большой темы для того, чтобы составить полное и ясное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков».
Учитель Т. А. Фёдорова представляет деятельностный метод, который использует на уроках математики, следующим образом:











Список источников:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение,2008. – 151с. (Стандарты второго поколения).
Логинова Е.Н. Деятельностный подход в обучении через решение проектных задач в начальной школе. [Электронный ресурс]:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения:20.02.2012).
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования [Электронный ресурс]:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 20.03.2011).
Утеногенова Т.Д. Деятельностный подход в обучении математики [Электронный ресурс]:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 20.02.2012).
Фёдорова Т.А. Деятельностный метод обучения в начальной школе [Электронный ресурс]:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 20.02.2012).
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59с. – (Стандарты второго поколения).




 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение,2008. – 151с. (Стандарты второго поколения).
 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение,2008. – 151с. (Стандарты второго поколения).

 Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 59с. – (Стандарты второго поколения).
 Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования [Электронный ресурс]:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 20.03.2011).
 Утеногенова Т.Д. Деятельностный подход в обучении математики [Электронный ресурс]:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 20.02.2012).

 Логинова Е.Н. Деятельностный подход в обучении через решение проектных задач в начальной школе. [Электронный ресурс]:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения:20.02.2012).
 Фёдорова Т.А. Деятельностный метод обучения в начальной школе [Электронный ресурс]:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 20.02.2012).












Рисунок 115