Копетентностный подход в управлении самостоятельной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературыУрок в 5 классе «Краткие и полные прилагательные»


Тема: Полные и краткие прилагательные
Цель:
1.Дать представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.
2.Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.
3.Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент.
II. Психологический настрой: "Обмен настроением".
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
 (На доске "Словарик настроения". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Примерные ответы учеников:- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.-  А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем.- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Морфологии.. Удачи вам и новых открытий!
Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности .
Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.
III. Актуализация изученного материала, постановка проблемы
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о частях речи, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.
Девиз нашего сегодняшнего урока:

Тема нашего урока: Полные и краткие прилагательные.
Давайте с вами определим цель нашего урока.

Ребята скажите, а что изучает морфология?
1. Сценка «В стране морфологии».
Посмотрите какой случай произошел однажды в стране морфологии. (сценка)
Спор частей речи.
Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:
- Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» заметьте: три глагола, три сказуемых, и никаких гвоздей, то бишь существительных! - Хотелось бы мне видеть, с чем пришёл и как победил? Что бы вы делали, уважаемый Глагол, без меня – силы, щитов и шлемов?! Вдумайтесь в моё имя: Сущность – мать моя, Суть – бабушка! -Не забывайте про меня, сказало прилагательное, а как же бесстрашный, непобедимый, отважный, стальной. -Да, согласились они, -мы все важны и все нужны! -Ответьте мне ребята, что же такое прилагательное? А сейчас я хочу вас протестировать и узнать как вы усвоили данный материал. 2. Тестирование. Дайте правильный ответ  и объясните свой выбор. 1.Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор. А) первое         Б) третье          В) четвертое 2) С какой частью речи согласуется имя прилагательное? А) Числительное;   Б) Существительное;        В) Глагол.
) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:
А) умный (ребенок).      Б) о книжном (шкафе.)   В) маминого (участка.)
4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной
форме?
А) сказуемое   Б)    дополнение        В) определение
5) Имя прилагательное не изменяется
А) по родам         Б) по числам       В) по спряжению
6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?
А) зимний  лес   Б) веселый  от природы.
7) Какая часть речи отвечает на вопросы : какой? чей? каков?
А) Имя существительное   Б) Имя прилагательное     В) Глагол

IV. Поисковая деятельность-самостоятельное нахождение ответов на поставленные вопросы
3. Орфоэпическая разминка (упр. 884)
4. Прочитайте текст
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, немного прыщава. Зато я мила, интересна и весьма симпатична. Мои ресницы длинны, наряды ярки. Несомненно, я хороша.»
Есть ли прилагательные в тексте?
Как узнали?
Что обозначают краткие прилагательные?
Как вы думаете, изменяются ли они по числам и падежам?
Как они образуются?
Чем являются в предложении?
Сравните краткую и полную формы прилагательных
Сделайте вывод
«Открытие» новых знаний.
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков,
Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельное формулирование правила о глаголе, умение делать общие выводы
5. Чтение стихотворения
Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте склоняются ли краткие имена прилагательные? Я - учитель всей страны.Дети все мои умны.Всем ученикам умнамЯ урок прекрасный дам.Эта девочка умна.Всё запомнила она.Я люблю её одну.Эту девочку умну.Этот мальчик так умён.Всё на свете знает он.И услышит вся странаПро мальчонку, про умна.Вывод: краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак не пишется!
Могучий-могуч (каков?)
6. Комментируемое письмо.
Образуйте сами краткие прилагательные:
Тягучий-
Хороший-
Пригожий-
Вывод
7. Игра-разминка: образовать краткие формы от полных в соответствующем роде
М.р. : могучий, певучий;
Ж.р.: красивый, узкий;
Ср.р.: белый, свежий;
Мн.ч.: богатый, умный.
8. Подберите антонимы. Что такое антонимы? Образуйте краткую форму от антонимов.
Узкий – широкий – широк
Мягкий – твердый – тверд
Горький – сладкий – сладок
Бледный – яркий – ярок.
Физкультминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться!
Полные имена прилагательные обычно обозначают постоянный признак предмета (лица), а краткие –временный признак, недлительное состояние.Пример: Его мать больная (постоянно болеет), Иван Васильевич болен (заболел и не вышел на работу) Ее движения спокойные (она движется спокойно и плавно), его лицо  спокойно  и уверенно (во время разговора).
Закрепление.Умение находить краткие прилагательные в тексте, употреблять полную или краткую форму прилагательных, составлять словосочетания с краткими прилагательными.
Цель: отрабатывать умение правильно находить глаголы,закрепление нового
Знания.
Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать применяя новые правила.
9. Упражнение. Употребите полную или краткую форму прилагательного, в зависимости от того, какой признак оно выражает: временный или постоянный. 
1) Брат у меня ... . Сегодня он особенно ... . (строгий).
2) Отец ..., он на пенсии. Николай ..., он сегодня не пойдёт на работу. (больной).
3) Сегодня он ..., ... и, наверное, ... . (весёлый, разговорчивый, счастливый).
4) Она ..., всегда поёт, шутит, смеётся; с нею не скучно. (весёлый).
5) Максим Максимыч был в тот вечер ... и ..., хотя старался скрыть это. (печальный, сердитый).
Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните в них главные члены предложения:
1. Мария похожая на мать.
2. Я не согласный с товарищем.
3. Я очень благодарный другу за помощь.
4. Кто в этом виноватый?
11. Составьте словосочетания, образуя краткие прилагательные: Чистый, высокий, низкий, дремучий, пышный, свежий, красивый.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.
Ожидаемый результат: умение дать оценку учебной деятельности.
12. Вопросы на закрепление.
1.  Какие бывают формы имени прилагательного?
2. Различаются ли полные и краткие формы прилагательных по значению?
3. Объясните различия имен прилагательных в предложениях: 
Ворота во дворе стояли узкие. – Для проезда грузовика ворота были узки. 
Катя – здоровая, крепкая девочка. – Катя уже здорова. 
4. В роли какого члена предложения может выступать полное прилагательное, и каким членом предложения может выступать краткое прилагательное?
13. Рефлексия.
Понравился ли вам сегодняшний урок?
Что нового вы узнали на уроке?
Чем был полезен для Вас урок?
Итоги урока: оценки
Задание на дом: цель выполнения дом. зад. Найти и записать в тетрадь 2 пословицы и 2 поговорки, определить род и число кратких прилагательных.
Спасибо за внимание!
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивалась системой принципов:
1.Прнцип деятельности- ученики получали знания не в готовом виде, а добывали их сами.
  2.  На уроке присутствовал принцип непрерывности – т.е. наблюдалась преемственность между всеми ступенями и этапами обучения
3.Следующий принцип-принцип комфортности. На уроке царила доброжелательная атмосфера, педагогика сотрудничества,развивались диалоговые формы общения.
4.Принцип вариативности. У учащихся формировались способности к перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора.
Поставленные цели были достигнуты.