Информационный отчет о внедрении в образовательный процесс образовательной организации новых образовательных технологий.


Информационный отчет о внедрении в образовательный процесс образовательной организации новых образовательных технологий.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основная задача старшего воспитателя и педагогов детского сада – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В настоящее время нами интенсивно внедряются в работу инновационные технологии. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
К числу современных образовательных технологий применяемых в работе нашего учреждения можно отнести:
-здоровьесберегающие технологии;
-технологии проектной деятельности
-технология исследовательской деятельности
-информационно-коммуникационные технологии;
-личностно-ориентированные технологии;
-технология портфолио воспитателя
-игровая технология.
В 2013-2014 учебном году творческая группа по внедрению в образовательный процесс образовательных технологий провела ряд информационно-практических мероприятий. Лекции, практические занятия и круглый стол «Современные образовательные технологии дошкольного образования» показали удовлетворительный уровень освоения и применения воспитателями технологий в работу детского сада.
Здоровьесберегающие технологии. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Детский сад работает по программе «Здоровый ребенок» М.Д. Маханевой. В детском саду имеется хорошо оснащенный спортивный зал, спортивная дорожка для бега (30 м)на территории детской площадки.
Проводится систематическая физкультурно-оздоровительная работа по укреплению здоровья дошкольников. Три раза в неделю проводятся фронтальные занятия, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка по физической культуре (одно из них на воздухе) физкультурно-оздоровительные. Применяются технологии развития физических качеств, закаливание по «Рижскому методу», применение дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки в середине занятий НОД, элементы релаксации, гимнастики пробуждения, динамические паузы, соблюдение двигательного режима в течение дня.
Под руководством медицинского персонала детского сада м\с Джагаевай И.Л. и врача-педиатра поликлиники №1 Тараевой А.Т., в соответствии с медицинскими требованиями и нормами проводятся медико-профилактические мероприятия по укреплению здоровья дошкольников. Осуществляется регулярный мониторинг здоровья дошкольников, контроль за питанием детей, оперативный и тематический контроль запланированных профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ. Вакцинация по индивидуальному графику, диспансеризация, отслеживание антропометрических показателейдетей, обследование на «гельменты», осмотр детей специалистами поликлиники. Воспитания культуры здоровья дошкольников и обучения здоровому образу жизни –это использование воспитателями и специалистами детского сада технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. В группах имеются сенсорные уголки, которые оборудованы всем необходимым учебно-дидактическим материалом по возрастам. (шнуровки, вкладыши, игрушки-массажеры, песочницы с подсветкой, контейнеры с сыпучими веществами и т.д.)
Для обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в детском саду педагогом-психологом Пановой А.М применяются технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе. В ее функции входит обеспечение психического и социального здоровья ребенка, эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. В детском саду работает ПМПк. Эта комиссия проводится один раз в квартал или по мере необходимости в решении тех или иных проблем психолого-педагогической направленности в работе с детьми.
В 2012-2013 учебном году впервые в работу коллектива была внедрена технология проектной деятельности с целью развития и обогащения социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. В течение двух лет были внедрены проекты долгосрочные внутри группы, внутри детского сада: «Детский сад плюс семья-настоящие друзья», «Будущие олимпийцы» и краткосрочные игровые проекты: «Правила дорожного движения все должны знать без исключения», «Мой край», «Мой воспитатель».
Технология исследовательской деятельности применялось с целью исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. ). Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Воспитатели в организации экспериментально – исследовательской деятельности применяют различные методы и приемы работы: эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе), опыты, «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, подражание голосам и звукам природы, использование художественного слова, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения, действия. Тематика экспериментальной работы (опыты, экспериментирование) с детьми обширна: состояние и превращение вещества, движение и свойства воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений, история жилища и его благоустройства, прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). Информационно-коммуникационные технологии, информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
-идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
-наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
-повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
-предоставляет возможность индивидуализации обучения;
Ошибки и проблемы при использовании информационно-коммуникационных технологий:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- Бесплановость, случайность применения ИКТ
-Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога нельзя переоценить:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание воспитателями презентаций в программе Рower Рoint повышают эффективность образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Презентации демонстрируются для детей с соблюдение норм СаНПиНов. Эта и форма отчетности педагогических работников о проделанной работе.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми в развивающем пространстве, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, не все педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени. Необходимо также укрепление материально-технической базы, способствующий индивидуальным играм, оборудования для индивидуальных занятий ( мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу).
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения). Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата ребенка;
- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Технология «Портфолио педагога» Портфолио— это копилка личных достижений педагога в разнообразных видах педагогической и общественной деятельности, его успехов. В детском саду это рейтинговая копилка педагогических успехов
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
-творчески думающим,
-владеющим современными технологиями образования,
- приемами психолого-педагогической диагностики,
-способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
-умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
- образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
- дипломы различных конкурсов;
- другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:
-материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
- материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
-сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
- анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:
- материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
- материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
-материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
- в неделях педмастерства;
- в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
- авторские программы, методические разработки;
- творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:
- планы по организации предметно-развивающей среды;
- эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. В педагогической копилке у всех воспитателей нашего детского сада есть картотеки подвижных игр, сюжетно-ролевых игр, игр на воздухе.

Отчет подготовила старший воспитатель
МБДОУ ЦРР детский сад №95 М.К. КациеваЗаведующая МБДОУ ЦРР детский сад №95 З.Х. Томаева