ВВЕДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ProClass В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


Наталья Николаевна Солдатова,учитель математики и информатики первой кв. кат.
МКОУ «Гимназия №25» городского округа Ревда
ВВЕДЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ProClass
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
«С урока начинается учебно-воспитательный процесс,
уроком он и заканчивается. Только на уроке можно определить роль учителя в учебном процессе, только на уроке
можно увидеть его рост и развитие».
В связи со сменой «знаниевой» парадигмы образования на компетентностную меняется цель образовательного процесса. В новых условиях изменятся и подходы к конструированию урока, требования к профессиональной компетенции педагога.
Как изменятся подходы к конструированию урока в условиях внедрения ФГОС?
1. Изменение установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».
2. Переход от «образования для всех» к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика.
3. Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному (продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока).
4. Создание информационно-коммуникационной образовательной среды.
5. Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности.
6. Персонализированная система контроля результатов, учитывающая индивидуальные возможности и цели каждого ученика (причём оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой).
Остановимся на системе контроля результатов.
Контроль означает проверку чего-либо. В техническом представлении контроль рассматривается как принцип обратной связи, в нашем случае такая связь осуществляется между учителем и учеником.
Перефразируя известного классика В.Маяковского, можно сказать:
Книгу переворошив, намотай себе на ус:
Все контроли хороши – Выбирай на вкус.
Использование на уроках математики современных образовательных технологий значительно повышает познавательную активность учащихся. В своей работе я использую на уроках различные образовательные технологии и ресурсы сети Интернет, которые являются эффективным инструментом для развития мышления. Учащиеся постоянно растут в своих знаниях и требуют от учителя новых технологий и форм преподавания. Очень важное значение имеет то, как преподнести ученикам материал, как заинтересовать их и получить наивысший результат. Обычно, на традиционных уроках повторения материала ученики, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают. Поэтому-то и целесообразно отыскать для проведения таких уроков различные нестандартные виды работ.
Оценить качество знаний учащихся – важная задача любого урока. В традиционной схеме это выглядит так. Учитель задает вопросы классу, кто знает ответ – поднимает руку, кто не знает – нет. Кто знает, но сомневается или стесняется, тоже не поднимает руку.
Некоторое время назад на смену малоэффективному фронтальному устному опросу пришел письменный тестовый контроль, обеспечивающий быстрое проведение и 100% охват учащихся. Однако письменные тесты необходимо подготовить и проверить. Подготовить – значит, разработать и размножить бумажные копии теста для всех учащихся (долго и дорого, даже если брать готовые тестовые задания). Проверить – потратить драгоценное учительское время. Причем, надо не только проверить тесты, но и сохранить результаты, чтобы провести мониторинг качества знаний учащихся.
Современные технологии не стоят на месте. На смену письменным тестам приходит эффективное средство мониторинга учебных достижений и качества знаний учащихся – интерактивная система тестирования (ИСТ) ProClass.
ProClass позволяет участвовать в опросе всем детям, включая так называемых детей-интровертов, другими словами, стеснительных. Они, порой зная правильный ответ, просто боятся поднять руку, чтобы ответить. Немаловажно еще и то, что при тестировании с помощью ИСТ исчезает субъективный фактор оценки учителем. Система безапелляционно и независимо выдает реальный уровень знаний школьника.
В условиях подготовки ребят к сдаче независимых экзаменов в форме ГИА или ЕГЭ, когда работы (большую часть) проверяет машина - использование интерактивной системы опроса оказывает неоценимую помощь не только в качественной подготовке к самому экзамену, но и моральному настрою на то, что надеяться надо на свои знания и стараться их показать.
Интерактивные системы тестирования (ИСТ) предназначены для оперативной проверки знаний учащихся, могут быть успешно использованы в начальной, основной и старшей общеобразовательной школе, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. В аудитории, где проводятся занятия, необходимо наличие одного компьютера (учителя), и проектора.
С помощью программы на экран компьютера выводятся тесты (выполненные в программе Power Point самим учителем заранее), а участники тестирования отвечают на вопросы этих тестов с помощью пультов. Экран должен быть достаточно большого размера, чтобы демонстрировать изображение для группы из нескольких человек (например: мультимедиа-проектор с проекционным экраном или любая интерактивная доска). Тест представляет собой набор вопросов. На каждый вопрос предлагается до пяти вариантов поименованных (от А до D) ответов. При ответе на вопрос участнику тестирования необходимо нажать на кнопку с буквой, которая соответствует букве правильного ответа. Вопрос и варианты ответа теста могут содержать как текстовую, так и графическую информацию. При подготовке теста в программе можно задать вариант показа ответов на пульте (верный - загорается зелёная лампочка, не верный – красная лампочка).
Интерактивность – влияние системы на атмосферу урока в целом и ее польза индивидуально для каждого ученика:
Учитель может представить вопрос всему классу, и все ученики могут отвечать и участвовать в обсуждении. При этом даже те учащиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать правильно ли они ответили.
Вопросы адресуются всему классу, полученные ответы немедленно отражают понимание материала каждым учеником. Темп опроса задается в соответствии с потребностями большинства учащихся (можно выставить время для прохождения того или иного теста).
По окончании занятия ИСТ автоматически создает подробный отчет для учителя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников, а также ответов на все вопросы во время урока. По данным отчёта можно создать диаграммы, графики.
По результатам опроса учитель может определить, кому из учеников было трудно усвоить материал на уроке, и оказать дополнительную помощь.
Через некоторое время можно провести аналогичный тест по этой же теме и сравнить результаты с прежними, чтобы отследить уровень усвоения материала.
Удобство, простота эксплуатации, повышение эффективности работы учителя – это положительная сторона такой формы тестирования. Применение системы ProClass позволяет так же в конце опроса или урока провести индивидуальную и коллективную рефлексию – осознание выполненной деятельности. Можно предложить ответить на вопросы, которые заранее составляет учитель в любой программе (WORD, POWER POINT) и моментально увидеть результаты ответов в виде диаграммы. Вопросы задавать с вариантами ответов «да», «нет», «не знаю» и отвечать на них можно анонимно, чтобы увидеть общее настроение класса на показанных диаграммах.
Но такой вариант опроса имеет и существенный минус: при коллективном опросе (когда учитель переходит к следующему вопросу только после того, как все учащиеся ответят на предыдущий вопрос) приходится «тормозить» тех ребят, которые быстро ответили на вопрос, и «подгонять» тех, кто медленно работает и долго думает.
Таким образом, считаю, что система контроля и проверки результатов ProClass это достаточно эффективная система для работы с учащимися разного уровня. И для качественной работы с этой системой необходимо совершенствовать свои навыки в освоении информационных технологий и изменять подходы к конструированию урока в условиях внедрения ФГОС.
Ну а пока.... пока мы учимся, размышляем, думаем, отвечаем, получаем оценки, делаем работы над ошибками. И с каждым днём ошибок должно быть и становится чуть-чуть меньше.