Тема: «Об актуальности темы семинара методического объединения учителей математики «Способы проверки знаний учащихся на уроках математики» »

ДОБРОВСКИЙ УВК «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ - ГИМНАЗИЯ»









Тема: «Об актуальности темы семинара методического объединения
учителей математики «Способы проверки знаний учащихся на уроках математики» »




Ступина В.В.,
заместитель директора
Добровского УВК
«общеобразовательная школа
I-III ступеней - гимназия»












С. Доброе
2011г.


Одной из задач учителя на уроке является задача не только донести до ученика какие-то знания, но и проконтролировать, как усвоены эти знания. То есть работает прямая связь (учитель - ученик) и обязательно должна работать обратная связь: ученик – учитель. Только тогда можно говорить о результативности обучения. Таким образом, контроль знаний, умений и навыков в учебном процессе является одним из звеньев в сложной цепочке процесса обучения. То есть данная тема является действительно актуальной.
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов.
Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.
- Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель изучает уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль. На основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит изучение нового материала, предусматривает повторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания, невостребованные до того времени.
- Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во – вторых, для ученика – внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться , верно ли они усвоили учебный материал, усвоили ли вообще, в чем проявляются неточности в знаниях и умениях учащихся. В зависимости от ответов учитель корректирует учебный процесс. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их быть постоянно готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других – исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих – постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.
- Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Особенность проверочных заданий и вопросов в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера. В порядке тематического контроля уместно проводить коллоквиум (от латинского colloquium – разговор, беседа). Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указывается литература.

- Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, полугодия или года. Это - контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Так во 2-11 классах подводятся итоги за полугодие, год. При этом учитываются результаты текущего контроля и, кроме того, проводятся контрольные работы, охватывающие основной учебный материал. В старших классах итоговый контроль может проводиться и в форме зачёта. Его методика сводится к следующему. Учащимся сообщаются разделы учебного предмета, по которым предстоит сдать зачет, программные требования по предмету (объём знаний, практических умений и навыков). Затем в порядке собеседования, выполнения практических заданий учитель выясняет, каков объём учебного материала, которым твёрдо, прочно овладел учащийся, каково качество знаний и умений по проверяемому предмету, достаточны ли они для того, чтобы на их базе продолжать изучение новых разделов по предмету. Результаты зачетов в баллах не оцениваются; фиксируется записью «зачтено». От процедуры зачёта учитель освобождает учащихся отлично успевающих по предмету, что является моральным поощрением прилежания и старательности ученика.
- Заключительный контроль. Он имеют в виду аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении: при окончании 9-го класса, общеобразовательного учебного заведения. Это выпускные экзамены, которые принимает не один учитель, а экзаменационная комиссия. По результатам экзаменов ученик получает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство, аттестат). Вопросы, задания, программа выпускных экзаменов обычно содержат ключевые и базовые понятия и связи за все годы обучения по предмету. Учебный материал, выносимый на экзамены, ученикам сообщают заблаговременно, организуют консультации.
Кроме выпускных классов, в средних классах школ по некоторым предметам то практикуются, то нет переводные экзамены. В отличие от выпускных экзаменов они охватывают материал только одного учебного года. Следует отметить, что к переводным экзаменам отношение педагогов, родителей и общественности не однозначное. Это лишняя перегрузка для учащихся, лишние стрессовые состояния. Но с другой стороны при подготовке к переводным экзаменам учащиеся развивают умения и навыки самостоятельных учебных занятий, обобщают знания по предмету.

Методы и приёмы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие: 1) устные; 2) письменные; 3) графические; 4) практические (работы); 5) программированные; 6) тесты. Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приёмов контроля. Один и тот же приём может быть использован в разных методах контроля.

- Устные методы. Они наиболее распространены в учебном процессе и проводятся как опрос учащихся и собеседование. Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что учитель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных учащихся, с которыми затем проведет собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если учащиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы.
- Письменные методы проверки знаний и умений также широко используются в школе на разных стадиях учебного процесса. Это математические диктанты, письменные самостоятельные и контрольные работы. В старших классах в качестве письменной контрольной работы может быть реферат. Достоинство письменных контрольных работ состоит в том, что они позволяют учителю судить обо всех сильных и слабых сторонах ученика по проверяемой теме: и об уровне умственного развития, и о навыках грамотного письма, и о вычислительных навыках, и о культуре письменной речи, и об умении самостоятельно работать. Контрольные работы учитель тщательно проверяет и их результаты анализирует и для себя, и для учащихся; в классе проводится работа над ошибками.
- Графический метод используется вовремя выполнения контрольных работ связанных с вычерчиванием графиков, диаграмм, схем, гистограмм, составлением и заполнением матриц, таблиц (по разным предметам). По ним также хорошо видно, в какой мере осмыслил ученик причинно-следственные связи учебного материала, владеет ли минимумом графического изображения усвоенного материала.
- Практические работы как метод проверки знаний, умений и навыков применяются на уроках по тем предметам, где предусмотрены практические работы: физика, география, биология, химия, труд. По математике практическая работа, например изготовление модели фигуры по стереометрии, дается в качестве домашнего задания или выполняется во время проведения внеклассной (кружковой, факультативной) работы.
- Программированный контроль. Он, естественно, имеет непосредственное отношение к программированному обучению или, точнее, контроль здесь выступает как его неотъемлемая составная часть. Известно, что при программированном обучении весь материал, подлежащий усвоению, разбивается на порции (шаги, кванты, ступени). Они изучаются последовательно одна за другой. Переход от первой порции к последующей возможен тогда и только тогда, когда она усвоена полностью и притом – безошибочно, т.е. только верно. И чтобы быть уверенным, что порция усвоена правильно, после подачи информации тут же предъявляются вопросы и задания, который обучающийся обязан выполнить. Ответы могут быть конструктивными (ученик сам формулирует их) или выборочно – альтернативными (из числа предлагаемых ответов ученик выбирает тот, который он считает единственно верным). На следующем этапе выполненное задание (или ответ) ученика оценивается: верно или неверно оно выполнено. Результат этой проверки тут же становится известным ученику и учителю. В данном случае проверка выполняет функцию обратной связи в системе обучения.
- Тест является средством контроля знаний, умений и навыков, и уровня развития учащихся. Тесты выполняют и диагностическую, и контролирующую функции. Тесты представляют собой серию вопросов и заданий по проверяемой теме. В этом смысле внешне они похожи на программированный контроль. Отличие в том, что тест имеет в виду установить качество знаний, умений и навыков и уровень развития школьника, но не даёт ученику (и учителю) никаких указаний как поступить дальше, надо ли дополнительно учить что-либо по теме, а если надо, то что именно. Тест замеряет и фиксирует факт: учащийся на каком-то (высоком, среднем, низком) уровне владеет материалом, который проверяется.

Формы контроля. Их можно рассматривать в разных отношениях к видам, методам и приёмам. В практической учебной работе для нас представляют интерес две стороны: 1) форма как внутренняя организация процесса проверки – или организационная форма и 2) форма как внешнее выражение процесса проверки. Естественно, обе эти стороны взаимодействуют между собой, а также с видами, методами и приёмами проверки.
- Организационные формы. К ним относятся: индивидуальная, групповая, фронтальная, комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль и «поурочный балл». Кратко их охарактеризуем:
- Индивидуальная проверка знаний. Её задача – всесторонний и глубокий контроль знаний, умений и навыков ученика, уровня его разностороннего и, прежде всего, интеллектуального развития. Такая проверка даёт значительный материал для объективного суждения и соответствующих выводов о каждом ученике, для организации индивидуального подхода к нему в процессе учебно – воспитательной работы. Индивидуальная проверка отнимает много времени на уроке, в этом её недостаток.
-Групповая проверка предполагает контроль учебной работы целой группы. Это особенно удобно, если учащиеся выполнили работу группой. Здесь проявляется взаимопомощь ребят. При такой проверке следует дойти до каждого, а не ограничиваться «огульной» оценкой всей группы. Необходимо выяснить, каков вклад каждого в общее дело.
- Фронтальная проверка организуется следующим образом. Опрашивается весь класс, вопросы задаются небольшие, требующие краткого ответа. Весь класс в момент опроса работает напряженно и в быстром темпе. Если в момент опроса какой-то ученик затрудняется ответить на вопрос, то учитель не ждет, когда он подготовит основательный ответ, а обращается к другому, третьему ученику, предлагает ответить тому, кто уже готов. Разумеется, после постановки вопроса учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся сумели осмыслить его и обдумать ответ. В процессе фронтальной проверки, которую также называют «беглым опросом», по сути, каждый ученик успевает хотя бы один раз ответить на какой-либо вопрос, дополнить или уточнить предыдущий ответ товарища. Фронтальная проверка позволяет в короткий срок повторить (воспроизвести, актуализировать) для учащихся класса материал, на который учитель будет опираться при изучении новой информации на данном уроке. К такому же беглому опросу учитель прибегает в конце урока для того, чтобы убедиться, что учащиеся правильно, без искажений усвоили новую тему.
Таким образом, мобильность, экономия времени, охват большинства, а в лучшем случае – даже всех учащихся класса активной работой являются достоинствами фронтального опроса. Его недостаток выражается в том, что, во-первых, ученики не успевают дать ответ на каждый вопрос, ответы каждого как бы фрагментарны и лишь активное участие, напряженная, внимательная работа на протяжении всего времени опроса обеспечивают ученику цельную картину опрашиваемого и проверяемого материала. В виду фрагментарности ответов после беглого опроса учитель делает обобщение по теме. Другой недостаток такого опроса: учитель не успевает основательно выявить качество знаний ни одного отдельного ученика; он может сказать, что такие-то ученики были активны или пассивны, а какова широта или глубина знаний отдельного ученика по данной теме? Для объективной оценки усвоения беглый опрос не дает достаточной информации. Поэтому учитель сочетает фронтальную проверку с индивидуальной.
- Комбинированный (уплотненный) опрос. На одном уроке на этапе проверки домашних заданий учителю хочется, не затрачивая лишнего времени, решить целый ряд контрольных задач – проверочных, диагностических, стимулирующих. Возникает сложная ситуация: каким образом все это совместить? Поиски привели учителей к комбинированному, уплотненному опросу, суть которого состоит в следующем. До уроков учитель заготавливает задания на отдельных листах (билетах), в зависимости от сложности задания их может быть 2-5. кроме того ряд вопросов предназначен для устного ответа. Учитель заранее определяет тех учащихся, которых он будет проверять. На самом уроке отвечать одновременно выходят 5-7 человек. Двое выполняют задание на доске. В это время остальные (каждый самостоятельно) письменно выполняют свои задания. Пока у доски устно отвечает первый ученик, остальные успевают подготовиться. Затем слушаются другие. Ответы отвечающего у доски ученика развёрнутые, с дополнительными вопросами и ответами, т.е. идет глубокая индивидуальная проверка. Те ученики, которые на листочках выполняли задания и писали письменные ответы, сдают свои работы учителю. Если позволяет время, то ответы анализируют, если нет, то их проверяют после уроков. Таким образом, при уплотненной проверке удается опросить и оценить многих учащихся, глубоко проверить 1-3 из них, повторить значительный по объему материал. Но при этом следует видеть и его недостатки, а также трудности проведения. К примеру, в тот момент, когда учащиеся пишут ответы на листочках, они не слышат ответов у доски и не принимают участия в работе класса, а также учащиеся класса не могут знать ответов, предоставленных в письменном виде.

-Взаимоконтроль. Опытные учителя практикуют взаимоконтроль тренировочных письменных работ учащихся. Он проводится так: ученики-соседи после выполнения письменных заданий обмениваются тетрадями и проверяют, нет ли ошибок. Если да, то совместно обсуждают, в чем она состоит, как правильно должно быть и почему. В случае разногласий обращаются за справкой к учебнику, справочникам или за консультацией к учителю. Взаимоконтроль как форма организации проверки имеет много достоинств. Зная, что свою тетрадь надо будет отдавать на проверку своему товарищу, ученик старается тщательно и чисто выполнить свое задание. При проверке задания следует быть и компетентным, и внимательным, и тактичным по отношению к товарищу. Без этого не заметишь ошибок, не объяснишь ему, почему так, а не иначе надо выполнить упражнение. Заметив ошибку, нужно постараться не обидеть товарища, не злорадствовать , не подчеркивать свое превосходство, а тактично помочь разобраться в допущенных промашках, помочь ликвидировать пробел в каких-то знаниях. Как видим, в этом проявляется взаимопомощь. Кроме того учитель уверен, что все работы тщательно проверены, а результаты проверки служат хорошей информацией для ученика в качестве обратной связи в процессе его учения. Так что взаимоконтроль нужно широко практиковать уже с младших классов. Эту форму контроля постоянно практиковал в своей работе учитель-новатор В.Ф. Шаталов.
-Самоконтроль - один из видов проверки учеником результатов собственной работы. Это стремление школьника заслуживает большой похвалы, потому что в жизни невозможно к каждому человеку приставить контролера, а надо постоянно и во всем проверять себя самому. Потребность в самоконтроле – это не только черта школьника, но черта общечеловеческая. Итак, как же организовать самоконтроль? Учитель советует учащимся при выполнении письменных заданий быть очень внимательными, проверить написанное еще и еще раз, при этом прибегать к различным вариантам проверки. При сомнениях следует обращаться к учебникам, другим книгам и справочникам, товарищам и, наконец, к учителю. Если же ошибка оказалась незамеченной, то постараться спокойно разобраться, как и почему должно быть иначе. Самоконтроль выполняет функцию обратной связи в обучении школьника.
- Поурочный бал – одна из организационных форм учета знаний. В школу он пришел из опыта липецких учителей (начало 60-х годов). Липецкие учителя отказались от членения (разбивки) урока на такие традиционные этапы, как проверка домашнего задания, изложение нового материала, закрепление и дача домашнего задания. Они решили объединить их всех в учебном процессе: новый материал изучается на уроке по частям, тут же идут упражнения, широко практикуется комментирование, которое предупреждает ошибки учащихся, одновременно проверяется усвоение материала и сегодняшней, и предыдущей темы. И так – весь урок. Проверка знаний как самостоятельный этап как бы растворяется во всем уроке, по сути, она проводится на всем его протяжении. Поскольку весь материал изучается и закрепляется на уроке, то отпадает надобность в домашних заданиях. А как же учитывать знания учеников? Вот здесь-то придумали липецкие учителя «поурочный бал». В начале темы уже говорилось, что контроль предполагает проверку и наблюдение. В опыте липецких учителей вместо проверки проводится наблюдение за работой учащихся на протяжении всего урока от его первой до последней минуты. Учитель учитывает активность школьника на уроке: как он работает при изучении нового материала, задавал ли он учителю или классу вопросы, отвечал ли, комментировал, исправлял ли ошибки своих товарищей, приводил ли примеры, верно ли анализировал задачи, участвовал ли в обобщении материала и т.д. Все, что делал ученик на уроке, учитель не выпускает из поля зрения и учитывает. Результатом его наблюдения и учета становится общая оценка познавательной активности школьника, выраженная в поурочном балле. Учитель выставляет их 10-12 ученикам в конце урока, комментирует перед классом.
Следовательно, поурочный балл стимулирует познавательную активность учащихся на уроке, позволяет вести учет знаний и развития одновременно многих учащихся. Но здесь есть опасность, что некоторые малоактивные учащиеся останутся вне поля зрения учителя. В то же время наблюдения показывают, что получив высокий балл за только что изученный материал, иной ученик к нему больше не возвращается. Полученная отметка становится для него самоцелью. И потому учитель использует поурочный балл вместе с другими организационными формами контроля.

-Формы контроля по их внешнему выражению.
Это – контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен.
Контрольный урок и контрольное практическое занятие составляют необходимое звено и проводятся в виде итогового контроля после изучения большого раздела учебного предмета или в конце учебного полугодия, года.
Таким образом, контроль знаний учащихся – очень важный этап в обучении и развитии учащегося.
15