Развитие инновационной деятельгости педагога — стратегическое направление в современном дополнительном образовании детей.


Развитие инновационной деятельности педагога – стратегическое направление в современном дополнительном образовании детей.
Образование является ведущим институтом государства и общества по предоставлению личности возможностей развития посредством различных образовательных систем.
Инновационность - характеристика современной образовательной системы. Главная задача современного дополнительного образования детей - создать ребенку условия для саморазвития, самореализации, самоорганизации, творчества, помочь в жизненном и профессиональном самоопределении. Для решения этой задачи инновационная деятельность в системе образования становится актуальной, но, как и любая деятельность в педагогике, она невозможна без непосредственного участника - педагога. В науке и практике развитие инновационного потенциала педагогических работников является одной из актуальных проблем образования.
Главным достоинством дополнительного образования детей является то, что оно инновационно, оперативно откликается на постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные запросы общества. Здесь предоставляется широкий спектр вариативных программ для практически любой образовательной области, ориентированных на глубокую исследовательскую и творческую работу с детьми и готовых к коррекционной работе с теми, кто в этом нуждается. Эволюция сферы дополнительного образования детей связана с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности, что на практике предусматривает необходимость организации условий для наиболее полной реализации инновационного потенциала педагога дополнительного образования.
Инновационный потенциал педагога дополнительного образования - интегральная характеристика профессионально-личностных качеств, включающая творческую мотивацию, активность, способность к самореализации, самоорганизации в условиях различных нововведений, профессиональную и методологическую компетентность, которые в совокупности позволяют эффективно генерировать, продуцировать, проектировать новые представления, подходы, идеи и реализовать их в различных видах и формах педагогической инновационной деятельности в сфере дополнительного образования детей.5 смыслов инновации:
- Изменение психологического климата в организации дополнительного образования, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования.
- Внедрение и распространение разработанных педагогических систем.
- Разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в образовательных организациях, занимающихся инновационной деятельностью, вынужденных постоянно преодолевать возникающие противоречия.
- Втягивание инновационными образовательными организациями в свою орбиту новых финансовых, информационных, социокультурных структур и механизмов.
- Педагогическая деятельность приобретает характер устойчивой творческой деятельности и оказывает положительное влияние на все компоненты образовательного (воспитательного) процесса.
Инновационные механизмы развития дополнительного образования детей включают:
- создание творческой атмосферы, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;
- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы;
- перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Инновационная деятельность и ее процесс в сфере дополнительного образования детей во многом зависят от инновационного потенциала педагога дополнительного образования. Развитие инновационной деятельности педагога дополнительного образования является одним из стратегических направлений в современном дополнительном образовании детей. Решение этой задачи имеет особо важное значение сегодня, когда любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами-исследователями.
Инновационный потенциал педагога дополнительного образования:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;- культурно-эстетическая развитость и образованность;
- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).Готовность педагога к инновационной деятельности включает: сформированность необходимых для этой деятельности личностных качеств (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и сформированность специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
В контексте содержательной трактовки дополнительного образования детей необходимо исходить из того, что ключевой фигурой сферы дополнительного образования детей является педагог. Дальнейшее реформирование образовательной системы дополнительного образования детей в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит как от профессионального уровня педагогического корпуса, так и от степени заинтересованности и участия каждого педагогического работника в развитии инновационной деятельности в дополнительном образовании детей.
Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового. Иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности.
Инновационный научно-методический потенциал педагога дополнительного образования раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Заметную роль в процессе преобразования играют педагогические коллективы образовательных организаций дополнительного образования, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности. Педагог дополнительного образования должен быть в постоянном развитии, пополнять знания и повышать свою профессиональную компетентность.
Педагогическая деятельность определяется не только наличием профессиональных знаний, развитых способностей к общению, эмпатии и рефлексии. Для педагога очень важно обладать потребностью и способностями к саморазвитию, самовоспитанию и самоорганизации. Система российского образования на современном этапе развития претерпевает значительные изменения. Меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования, вводятся новые образовательные стандарты. В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становится главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Качество образования определяется уровнем инновационного потенциала педагогического коллектива, научно-методического потенциала педагога. Именно инновационная деятельность образовательных организаций рассматривается обществом и государством в качестве основы для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательной организации.