Тьюторство как особая педагогическая позиция в современном образовании общества


М.В. Баракова, преподаватель
ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»
Тьюторство как особая педагогическая позиция в современном образовании общества
Сегодня в разных странах мира, да и у нас в России считается престижным получить образование в старейших университетах Великобритании и у всех на устах Оксфорд и Кембридж.
Интерес представляет особая педагогическая позиция, которая характерна для этих старейших университетов, начиная с XII века вплоть до настоящего времени. Это оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы под названием – тьюторство.
Слово «тьютор» в переводе с английского означает педагог- наставник.
Современный Оксфордский словарь английского языка определяет тьютора в качестве лица, имеющего ученую степень, которому вверен надзор за студентом. Причем, «надзор» больше понимается как защитник и покровитель.
Вернемся к средневековой истории. В это время в Европе возникло мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества. Людей сознательно стремившихся познать науки было довольно много, и они устремились в города-университеты, где уже к XIV веку вполне сформировалась тьюторская система образования.
Тьюторство предполагает свободную образовательную деятельность, как для преподавателя, так и для обучающегося, т.е. нет обязательных программ, стандартов и сроков обучения. Каждый магистр читал то, что представляло предмет его интереса, а каждый студент сам выбирал, кого и когда ему слушать и у кого учится. Студенты могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Однако, университет предъявлял свои строгие требования на экзаменах, поэтому студент должен быль самостоятельно определить правильный путь, которым он постигнет необходимые знания. В этом, безусловно, ему помогал тьютор.
Тьютор помогает составить индивидуальный план учебной работы, советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше посещать. Тьютор обязан заботиться, чтобы студент занимался в полную силу и был готов к университетским экзаменам.
Попробуем сравнить тьютора и учителя:
Сравним Учитель ТьюторВ каком процессе участвует, в каком качестве? Обучение, управляет процессом Самообразование, сопровождает, поддерживает процесс
За что отвечает в идеале? Передает знание Участвует в формировании индивидуальной ответственности за знание
На что опирается в своей деятельности? Методика обучения Рефлексия опыта самообразования
Учитель – это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у студентов в виде знаний, умений и навыков.
Тьютор – это тот, кто проектирует и организует условия для реализации индивидуальной образовательной траектории студента.
Выделяют следующие функции, которые тьютор должен исполнять:
управленческая функция;
диагностическая функция;
функция целеполагания;
мотивационная функция;
функция планирования;
коммуникативная функция;
функция контроля;
функция рефлексии;
методическая функция.
В своей работе тьютор активно использует технологии педагогической психологии. Наряду с этим, в России разработаны новые технологии тьюторства:
«Горизонты» (создание условий для формирования обучающимся образа будущего, организация целеполагания в образовании, проявление имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении цели);
«Зеркала» (создание условий для рефлексивно-аналитической деятельности, формы организации образовательного процесса, открытые формы организации мониторинга, методы аутентичного оценивания);
«Бумеранг» (методика соотнесения целей и результатов, открытые формы мониторинга текущих результатов);
«Вызовы» (действия в ситуации неопределенности, создание ситуации преодоления, проектирование зоны ближайшего развития);
«Рефлексия» (анализ способов построения реализации и оценки индивидуальной образовательной программы, проектирование перспектив).
Тьюторство востребовано в сфере образования, где понимание требует персональных, личных усилий личности обучающегося.
Тьюторство возникает там, где появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ.
Ценность и способность к самообразованию – обязательное и необходимое условие успешной жизнедеятельности в современном обществе.
Одна из проблем общего и профессионального образования, порожденная самим принципом обучения – это проблема мотивации к образованию, которая, по нашему мнению, во многом может решатся за счет введения некоторых элементов тьюторской практики.
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей и способностей восприятия студента.
Для тьюторства в современной системе образования Великобритании характерны:
высокая мотивация студента к образованию;
достаточно высокий уровень свободы как для обучающегося, так и для преподавателя;компетентностный подход в обучении;
полная индивидуализация обучения;
практикообразующая идея образования.
Современному государственному стандарту профессионального образования России, в целом, не противоречат характеристики тьюторства.
Во-первых, в своей педагогической деятельности мы хотели бы опираться на высокую мотивацию обучающегося, чтобы иметь возможность дать студенту достаточный уровень свободы в овладении знаниями. С другой стороны, уже сегодня достойные преподаватели, думается, сумели бы с умом и пользой для общего дела воспользоваться свободой в педагогической деятельности.
Во-вторых, Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения базируется на компетентностном подходе, имеет практикоориентирующую направленность, а также ему характерны индивидуальные подходы обучения.
В-третьих, в настоящее время, думается, не лишним было бы задействовать к работе со студентами очной формы обучения не только кураторов как основных наставников, но и профессиональных тьюторов, тем более, что выполнение выпускных дипломных работ и проектов стало общеохватывающей формой итоговой аттестации.
В-четвертых, тьюторское сопровождение, возможно, станет необходимым для студентов, которые по уважительной причине много пропустили и теперь не в силах самостоятельно догнать остальных. Такие студенты обычно уходят в академический отпуск или еще хуже – бросают учебу. Жаль, ведь многие из них способные и вполне могли бы решить проблемы при помощи тьюторов.
В-пятых, из своего педагогического опыта я не раз сталкивалась со студентами, которые отличаются от других: быстро и правильно все понимают и выполняют. Они обычно обладают способностью быстро запоминать, отличаются аналитическим складом ума и логическим мышлением. Обычно им довольно скучно на классном уроке, тему они уже поняли, задания выполнили и свои «пятерки» уже получили. Их не спрашивают, так как уделяют внимание другим студентам. Они откровенно мучаются от безделья – просто убивают время. Такие одаренные студенты нередко параллельно учатся заочно в ВУЗе, т.е. фактически совмещают одновременно учебу в двух учебных заведениях.
Время является ценным ресурсом не только для нас преподавателей, но и для студента. Поэтому целесообразным было бы организовать образовательный процесс для одаренных студентов по тьюторской технологии, которая даст возможность таким студентам сократить сроки обучения.
Разработка данной темы доклада ни в коем случае не означает тотального переключения на модную западную модель организации учебного процесса, но ценность многовекового опыта тьюторства в Великобритании нельзя отрицать.
Мы должны внимательным образом изучать опыт в образовании, отмечать положительные стороны и, возможно, самое ценное внедрять в организацию учебного процесса для достижения целей образования в условиях реализации новых стандартов образования.