Конспект занятия на тему Формирование духовных ценностей

Введение

Очевидным является тот факт, что молодое поколение Росси переживает кризисную социально- психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации.
Выработка новых происходит хаотично, бессистемно, лавинообразно, Молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Одним из конкретных шагов по пути формирования массовой педагого- психологической профилактической компании для младших и средних школьников является разработанная в Центре «Социум плюс»


Цель программы «Становление»: через концепцию системного подхода формирования у школьников 1-6 классов осознания духовных ценностей и преимуществ здорового образа жизни, как профилактики наркомании.

Задачи
Развитие социальной и личностной компетентности детей.
Выработка навыков самозащиты и предупреждения возникновения проблем
Информирование о действиях и последствиях злоупотребления табакокурением, алкоголем, наркотическими и психоактивными веществами, и связи этих форм саморазрушающего поведения с изменением личности.

Решение каждой задачи предполагает формирование определённых социально- психологических навыков:
-эффективное общение
-критического мышления
-принятие решений
-адекватной сомооценки
-умение постоять за себя
-решение конфликтов
-избегание ситуаций неоправданного риска

Методы работы
Групповая работа
Игровая терапия
Тренинг поведение
Психогимнастика
Элементы телесно-ориентированной терапии
Ролевые игры
Беседы
Мозговой штурм




Формы работы:
10 занятий по 2 часа 1 раз в неделю
20 занятий по 1 часу 2 раза в неделю, при этом каждое из описанных далее занятий делится на две части.

Требование к помещению, в котором проводятся занятия:
- помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр
- в помещении должно быть отсутствие лишних предметов, плакатов.
-помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности.
Темы занятий
Представление программы. Знакомство. Правила и задачи группы. Палитра внутренних состояний. Какой я. Мои особенности. Проба составления психологического портрета.
Чувства. Различие и единство чувств. Идентификация чувств. Учусь видеть и чувствовать состояния другого.
Спектр чувств. Единство связи ситуаций чувств, мыслей и действий. Нахождение позитивного выхода из негативной ситуации с помощью компенсирующих механизмов.
Отношение к себе. Самооценка. Зеркало. Психологический портрет со стороны сверстников. Ценность наших личностей
Личная презентация. Красота и сила общения. Мы похожие. Мы разные. Кто я: ведущий или ведомый. Умею ли я дружить?
Личностные ассоциации. Метафоры собственного Я. Границы личности, Защита своего Я. Навыки распознавания скрытых мотивов во взаимоотношениях.
Легко ли быть взрослым. Выбор и ответственность. Серьёзный разговор. Табакокурение. Так ли это безобидно.
Учусь импатии и аффилиации. Серьёзный разговор. Психическое и физическое развитиеи алкоголь.
Серьёзный разговор. Наркотики , легальные и нелегальные. Психическая и физическая зависимость. Разрушение физического здоровья и деградация личности. «Нет!»- людям, занятиям, мешающим здоровому образу жизни.
Моя семья- моя вселенная. Жизнь- есть! Мои жизненные ценности радости.

































Методика проведения занятий.



Занятие 1
Представление программы. Знакомство. Правила и задачи группы. Палитра внутренних состояний. Какой я. Мои особенности. Проба составления психологического портрета.

Методы работы
Задачи
Содержание

1
Представление ведущего
Создание дружелюбного настроя. Демонстрация открытого стиля общения.
Формирование круга из стульев. Рассаживание. Информация ведущего о себе. Информация о целях и задачах программы. Своё отношение к тематике.

2
Правила и задачи группы. Мозговой штурм.
Демонстрация открытого и безопасного стиля общения.
Выработка правил. Открытое обсуждение. Возможен вариант- ведущий сам предлагает правила.

3
Знакомство. Выполнение визиток: имя, знак внутреннего состояния.
Установление контакта. Погружение в мир собственного состояния. Обсуждение различных состояний человека..
Предлагается назвать своё имя по кругу каждому участнику – как бы я хотел что бы меня называли. Предлагается оформить свою визитку: написать имя и нарисовать знак внутреннего состояния.
Предлагаемые знаки см. Приложение.

4
Упр. «Мой сосед справа, мой сосед слева»
Невербальная и вербальная коммуникация. Единение.
Со словами « мой сосед справа , мой сосед слева» участники образовывают круг сцепленных рук.
По окончании формирования круга предлагает почувствовать тёплый ток, пробегающий по рукам.

5
Игра « Симпозиум».
Двигательное упр.
Коммуникация вербальная и невербальная. Наблюдательность. Личная идентификация. Опыт приобретённых чувств. Сплочение вокруг поставленной цели.
1 часть. Участники расходятся. Свободно передвигаются по комнате. Входят в контакт друг с другом. Ведущий сопровождает игру свободным рассказом. Важно каждому установить как можно больше знакомств, проявить наблюдательность.
2 часть . По сигналу ведущего участники закрывают глаза и останавливаются на месте. Одного из них ведущий прячет.
Ведущий: «Всели на месте? Кого нет? Как зовут его?»
Повтор игры 3-4 раза.

6
Обсуждение игры.
Выработка умения описывать свои чувства, своё отношение к происходящим действиям..
Опрос ведущим главных участников игры: какие чувства испытывали, когда спрятали.

8
Упр. «Горячий стул»
Коммуникация. Развитие интереса к миру другого человека, повышение значимости другого, погружение и осознание собственных интересов, размышление о психологических особенностях человека и выражении их в различных человеческих пристрастиях.
Участники сидят полукругом. Один из участников, на стуле чуть отдельно, лицом к ним напротив. Ведущий предлагает задать 5 вопросов типа: « Что ты любишь больше всего из?» ( любимый цвет, еда, одежда ,дело, предмет в школе, книга, музыка, время года)
По ходу упражнения идут пояснения по поводу открытых и закрытых , корректных и некорректных вопросов.
Затем составляется психологический портрет абстрактного человека, такие же интересы. У главного игрока спрашивают, есть ли что-то похожее между этими портретом и ним самим.


8
Обмен впечатлениями. Работа в круге.
Навыки словесного выражения своих чувств, открытое общение.
Участники проговаривают свои впечатления от занятий.


Можно по желанию ведущего и ребят, давать домашнее задания.

Предлагаемое домашнее задания.
Рассмотреть себя в зеркале, выписать в тетрадь свои внешние особенности.
« Что я люблю больше всего»



Занятия №2

Чувства. Различие и единство чувств. Идентификация чувств. Учись видеть и чувствовать отношение другого.


Методы работы
Задача
содержание

1
Приветствие. Разминка. Упр. «Доброе слово соседу слева». Работа в круге.
Вхождение в атмосферу группы. Создание положительного психологического климата. Навыки комплиментарного общения.
Участники по кругу приветствуют друг друга, делая при этом небольшие комплименты, благодаря за полученные добрые слова.

2
Игра «Маски и чувства». Групповая и индивидуальная работа. Коллективное обсуждение. Мозговой штурм. Работа в круге.
Погружение в мир чувств. Проигрыш собственных состояний. Развитие мимики. Коммуникативность.
Ведущий раскладывает 8 масок с различными изображениями человеческого лица. Раздаёт карточки с названиями чувств. Участники выкладывают карточки-чувства под маски, на их взгляд соответствующими этим чувствам.
При затруднении тут же предлагается вспомнить про себя какое-то событие, которое вызвало у участника аналогичное чувство и посмотреть, если есть в наличии на своё отражение в зеркале.
Роль «зеркала», повторяющего мимику участника может исполнять любой желающий.
Коллективное обсуждение: Какие чувства отражает маска? В каких ситуациях она возможна?

3
Игра в чувства. Работа в круге.
Погружение в мир чувств. Проигрыш собственных состояний. Наблюдательность. Развитие мимики.
Участник изображает и проигрывает выбранное из карточки чувство, вспоминая про себя реальное событие. Остальные отгадывают, что это за чувство. При затруднении возможна помощь другого участника, вспоминающего своё событие, вызвавшее в нём такое же чувство.
При готовности и желании участники рассказывают о своих событиях.


4
Упр. «Моечная машина». Двигательное упражн.
Активизация группы, повышение эмоционального тонуса. Телесные коммуникации. Ощущение чувства телом- знакомство с собственным телом.
Группа делится на две шеренги. Участники стоят лицом друг к другу. Один из участников в начале шеренги «машина», последний «сушилка», остальные «мойка». «Машина» проходит через «мойку», её «моют»- поглаживают, протирают. «Сушилка» «высушивает»-обнимает.
После «сушки» «машина становится «сушилкой».
Для дополнительного интереса в упражнении , ведущий может предложить «машинам» рассказать историю своего «загрязнения»

5
Обсуждение игры. Рефлексия собственного состояния. Работа в круге.
Описания своих чувств, отношения к происходящим действиям.
Ведущий предлагает участникам поделится своими впечатлениями, рассказать о своих чувствах во время игры здесь и сейчас.

6
Упр. «Закончи предложения»
Понимание индивидуальности и общности проявления чувств.
Ведущий предлагает участникам по очереди закончить каждое предложение:
-Я веселюсь, когда
-Мне особенно грустно, когда
-Что меня бесит, так это
-Я чувствую себя лучше, когда

7
Завершение работы
Единение. Сплочение. Положительная эмоциональная подзарядка.
Участники передают свою улыбку по кругу. Ведущий предлагает удержать свою улыбку до тех пор, пока последний не получит улыбку соседа.








Предлагаемое домашнее задание.

Листок 1. Когда люди испытывают чувства..
Листок 2. Когда люди чувствуют себя.
Листок 3. как я проявляю свои чувства







занятие №4
Отношение к себе, самооценка. Зеркало. Психологический портрет со стороны сверстников. Ценность твоей и моей личности.


Методы работы
Задача
Содержание

1
Разогрев группы. Упр. «Имена-качкства». Работа в группе.
Создание доброжелательной атмосферы. Работа по созданию себя как личности.
Ведущий предлагает каждому из участников, сидящих в круге, придумать какие-либо качества личности, свойства характера и т.д., начинающиеся на те же букву, что и его имя ( например: Ира- искренность, Андрей- активность).

2
Упр. «Зеркало». двигательное упражнение.
Формирование ощущение значимости собственных жестов. обратная связь.
Один из участников показывает какое-либо движение. вся группа повторяет его.(3-4 участника)

3
Упр.»Зеркало качеств». работа в круге. Динамика. Обсуждение. Мозговой штурм. Индивидуальная работа.
Опыт принятия отражения группы. Формирование положительной «Я- концепции». опыт осознания уникальности своеобразия себя и других людей, многогранности структуры личности.
Подготовка к игре.
Ведущий прговаривает с участниками о сути механического зеркала в жизни человека. Что оно может отразить в данный момент времени. Подведение ребят к обсуждению многогранности личности человека и отражение его в окружающем мире людей через выделение ими его каких-либо сторон, качеств и отношение к ним.
Игра. Ведущий выкладывает на стол карточки с качествами( см. приложение). Общими усилиями разъясняются непонятные кому- либо определения. Затем, один из участников ( по желанию) выходит, другие набирают на отдельный стол на него карточки определения.
Вышедший прочитывает и со словами «Я принимаю» или «Я отказываюсь» раскладывает их на две кучки.
Внимание! В процессе практической работы с ребятами было введено следующее правило:
Принимать без обсуждения отказ от негативного качества.
Вводить в обсуждение отказ от положительного качества. Вопрос принадлежности данного определения к психологическому портрету игрока решается большинством участников.
Затем главный участник зачитывает окончательный вариант «портрета» начиная со слов: «Я, ( своё имя)-.

4
Обсуждение игры «Зеркало- качества»
Осознание себя как ценной личности. Расширение представлений о себе.
Главные участники отвечают на вопросы ведущего:
-Что я знал и ценил в себе?
-Что нового я узнал о себе?

5
Упр. «Эхо»
Разрядка. Взаимодействие «личность- группа». Обратная связь.
Один из участников произносит слово или фразу, остальные повторяют как эхо. Желательно ввести эмоциональную окраску в произношение.

6
Упр. «Прощание жестом и голосом»
Сплочение. Эмоциональная подзарядка, опыт взаимодействия «личность-группа», навыки «присоединения»
Ведущий предлагает участнику при прощании использовать и голос и жест. Остальные повторяют показанное и услышанное.







Предлагаемое домашнее задание.
Работа с тетрадью: За что я люблю себя? Какие качества ценят во мне родители?
























Занятие № 3

Спектр наших чувств. Единство связи ситуаций, чувств, мыслей и действий. Нахождение позитивного выхода из негативной ситуации с помощью компенсирующих механизмов.

Методы работы
Задача
содержание

1
Разогрев группы. Упр. «Моё состояние здесь и сейчас»
Вхождение в атмосферу группы. Осознание его внутреннего состояния
Ведущий предлагает описать своё внутреннее состояние «Здесь и сейчас» всем частникам по кругу

2
Упр. «Спектр чувств». Индивидуальная работа.




Работа в круге. Обсуждение. Мозговой штурм.
Анализ переживаний событий, собственных чувств.





Анализ состояний переживания другого человека. Понимание состояния и поведения другого человека.
Ведущий предлагает участникам вспомнить все события с момента последней встречи в группе и составить спектр испытанных чувств на рабочих листах или в своей тетради.

Затем желающие зачитывают свои «спектры чувств». Ведущий задаёт вопрос, обращаясь к остальным участникам : «В каком бы состоянии находился любой другой человек сейчас, испытавший аналогичный «спектр чувств». Участники делают свои предложения.

3
Упр. «Восковая палочка». Двигательное упр.
Снятие внутреннего напряжения. Доверие к окружающим, умение оказывать поддержку участнику.
Участники становятся в круг. Ладонями плавно раскачивают стоящего в центре, поддерживают его.

4
Упр. «Даже если в любом другом случае я». Вербальный разбор. Проигрыш ситуаций. Коллективное обсуждение.
Определение взаимосвязи «события- чувства- мысли».
Нахождение выхода из ситуаций с компенсаторными механизмами психологической защиты. Сопереживание. Взаимопомощь.
Ведущий наглядно показывает 3 различных состояния.
3 стакана:
1-й- чистая вода. Человек чувствует себя хорошо, спокойно, он доволен, всех любит.
2-й- блёстки в стакане.
Радостное, игривое состояние. Мысли похожи на салют, в голову приходят различные идеи.
3-й- мутная вода. Грусть, обида, тоска и т.д. Мысли грустные, неприятные.





Ведущий раздаёт карточки с различными ситуациями. (См. приложение). Участник описывает ситуацию, обозначает возникшие в нём чувства и мысли. Предполагает каковы его последующие действия.
Ведущий предлагает изменить ход мыслей, меняя тем самым возникшую ситуацию. «Даже если,в любом другом случае я»
Ведущий обращает внимание что происходит в этом случае с чувствами.
При затруднении в выходе из ситуации участнику предлагается помощь- варианты других ребят

5
Упражнение « Я- сильный, Я – слабый»
Почувствовать телесное единство мыслей и действий
Ребята становятся в круг. Задание- вытянуть руки и оказывать сопротивление, когда ведущий будет на нее надавливать, Вслух произносятся слова: «Я- сильный», после прохождения ведущим всего круга участников, «Я- слабый». Ведущий второй раз проходит круг ребят.
Далее идёт обсуждение. Когда было легче оказывать сопротивление?

6
Упр. «Дерево»
Эмоционально двигательная разрядка. Единение.
Ребята, сцепившись за руки. Закручиваются вокруг одного из участников, стоящего в центре. Закручивание вокруг ствола начинается с конца цепочки. Первый из цепочки держится за руку стоящего. Выполняется 2-3 раза, по желанию ребят.



Предлагаемое домашнее задание
1 Попытаться использовать в жизненных ситуациях механизм изменения мысли и описать результаты.
2 Блокнот успехов за неделю. «Я- успешный».







Занятие №5

Личная презентация. Красота и сила общения. Мы похожи, Мы разные. Умею ли я дружить? Кто я: ведущий или ведомый?


Методы работы
Задача
Содержание

1
Упр. «Полминуты о себе». Работа в круге. Коллективное обсуждение.
Формирование навыков личной презентации. Введение в атмосферу занятия.
Ведущий предлагает каждому участнику дать « открытый эфир» немного важной информации о себе.
Время «открытого эфира»- 30 сек. Для каждого из ребят.
Затем проходит обсуждение: Что мы из «эфира» узнали о каждом из участников? Кто вызвал интерес с ним бы хотелось встретиться, познакомиться?

2
Упр. « Мы похожие и разные».
Работа по малым группам.
Основы формирования команды, активного взаимодействия. Выявление сходства участников группы и одновременно их индивидуальности. Спонтанное распределение ролей.
Умение отстоять свои интересы.
Группа делится на подгруппы по 5-6 человек, выбирают категорию обсуждения, например, «Музыка», « Хобби», «Цвет», «Фильм», «Еда»
В процессе обсуждения необходимо найти три элемента, которые нравятся всем в группе; Три элемента, которые нравятся лишь нескольким участникам и три элемента, которые нравятся лишь одному человеку.
Результаты заносятся в рабочий листок №1 (см. Приложение).
По окончании работы представители групп зачитывают свои результаты.

3
Упр. «Невербальное знакомство». Подвижное упражнение.
Коллективное обсуждение.
Осознание и активизация невербального компонента в общении. Осознание собственных сложностей.
Ведущий предлагает молча и хаотично знакомится друг с другом:
-глазами;
-руками с закрытыми глазами( используя тыльные стороны ладоней);
-спинами.
Участники делятся приобретённым опытом, своими ощущениями.

4
Работа по теме « Выбираем друзей». Работа в круге. Обсуждение.
Обмен опытом.
Осознание и анализ собственных привычных приёмов знакомства и общения.
Расширение опыта находить друзей с помощью обмена опытом. Рост доверия между членами группы. Развитие позитивных отношений.

Ведущий предлагает группе участников обсудить следующие вопросы:
-Где можно найти себе друзей?
-Как ты выбираешь себе друзей?
-Как ты даешь понять другому. ---Что хочешь с ним подружиться?
-Что вы делаете вместе?
После обсуждения каждый ребёнок по кругу заканчивает фразу:
-Настоящий друг всегда.
-Настоящий друг никогда

5


























15