Конспект по литературному чтению на тему Л. Н. Толстой Лев и собачка УМК Школа России


Дата 7.12.2016 г.
Класс: 3 «В»
Технологическая карта урока № 52

Целевой блок
Тема Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
Цель
познакомить учащихся с произведением Толстого Л.Н. «Лев и собачка» продолжить работу над формированием умений и навыков чтения.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты Предметные: уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Инструментальный блок
Задачи урока Образовательные: формировать умение читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.
Способствовать развитию: речи, выразительного чтения, эмоционально-чувственного отношения к действительности.
Воспитывать: любовь к чтению; развивать эстетический вкус.
Тип урока Открытие новых знаний
Учебно-методический комплекс -учебник для 3-го класса «Литературное чтение» Климанова Л. Ф. Часть 1
-презентация.
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия Л. Н. Толстой «Лев и собачка».
Организация пространства Фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи литературное чтение
Действия обучающихся учебник для 3-го класса «Литературное чтение» Климанова Л. Ф. Часть 1
Диагностика результатов урока
(итог урока) - С каким новым произведением Л.Н.Толстого мы с вами сегодня позна-комились?
- О чём этот рассказ? (О дружбе героев.)
- Какие общечеловеческие ценности нам открылись? (Ум, преданность, доб-рота, терпимость, любовь, жалость.)
- Что с нами будет, если исчезнут доброта, красота, любовь? (Мир погибнет.)
Домашнее задание Д/з стр. 160 - 161 пересказ
Ход урока
Организационный момент.
Я желаю вам успехов в открытии нового и уверена, что у нас все получится.
Повторение изученного материала. Сообщение темы урока и постановка цели урока
С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках лит.чтения?
К какому литературному жанру можно отнести знакомые нам произведения?
-Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.
Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом? (Пересказ «Прыжок»)
- Как вы думаете, для чего был написан рассказ?
- Что автор хотел показать, рассказать читателям?
(Надо быть ответственным к своим поступкам, сначала думать, потом делать)
Будь храбр по уму и сердцу! - пословица.
Автор показал нам, к чему приводит безрассудство. Мальчик из-за обезьяньей шало-сти и своей глупости и обидчивости мог просто погибнуть.
Изучение нового материала.
- Познакомимся с новым произведением Л.Н.Толстого
- Как вы понимаете смысл пословицы
Старый друг лучше новых двух. (Эпиграф к уроку)
Кто главные герои были? Отгадайте загадки.
1) Загадки.
- Кто главные герои были? Отгадайте загадки.
а) С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать по пути,
С царской особой ты не шути.
(Лев) картинка.
б) Лежит - молчит,
Подойдешь - заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
(Собака) картинка.
- Итак,«Лев и собачка». Толстой написал много поучительных, интересных рассказов, кото-рые интересно читать и в наше время. Сегодня мы узнаем о судьбе сильного свирепого льва и маленькой собачки. Эта история произошла далеко от России. Возможно, её рассказал Толстому кто-нибудь из моряков, бывавших в лондонском порту.
- Ребята, вы наверно были в зоопарке.
- Каких зверей вы там видели? (Бегемот, крокодил, жираф, слон...)
- А видел кто-нибудь, как кормят этих зверей???
- Так вот, раньше хищников нередко кормили бездомными животными. Подумайте, что произошло в одном из таких зоопарков (стр. 160 - все открыли?)
- Посмотрите на иллюстрацию (стр. 161).
- Что вы видите? (Лев и собачка сидят очень дружно, даже очень странно, можно по-думать).
Почему? Мы узнаем сейчас.
Чтение учащихся (первичное восприятие текста).
- Какое впечатление у вас осталось после прослушивания этого рассказа? (Тяжёлое, жалко и собачку и льва)
- Какие мысли и чувства вызвало чтение? (Восхищение, переживание. Лев не просто привязался к собачке, он полюбил ее).
Чтение по цепочке.
ФИЗМИНУТКА
Укротительница львов (наклоны головы влево/вправо)
Удивит учеников (плечами вверх/вниз)
Укрощает льва и львицу (наклоны туловища влево/вправо)
Ужас, как мышей боится! (приседания)
Закрепление. Работа над текстом.
Вопросы.
1) Прочитайте, как начинается рассказ? (В Лондоне ...)
2) Почему автор так начинает рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалост-ны - вместо того чтобы брать просто деньги, они уничтожают животных и смотрят на эту расправу)
3) Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было, он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собач-ка добрые)
4) Прочитайте, как лев встретил собачку. (Посмотрел с любопытством, интересом, удивлением.)
5) Почему, по вашему мнению, лев сразу не съел собачку? Что его удивило? (Поко-рила умом собачка льва)
6) Как автор относится к собачке? (Он её любит)
- Какими словами он пишет о ней? (Собачка, собачонка, лапки, хвостик)
- Какова же собачка? (Добрая, этим понравилась льву)
- Как лев относился к собачке? (Лев относился к ней ласково, он подружился с ней, полюбил её)
7) Что связывало потом двух животных? (Дружба)
В чём выражалась эта дружба? Прочитайте (Лев не трогал, делился, играл)
8) Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца вернуть собачку вла-дельцу? (Ощетинился, зарычал.)
9) Сколько прожили герои вместе? (1 год)
10) Что произошло с собачкой? (Умерла)
11) Как лев воспринял смерть друга? (Тосковал)
12) Как смерть друга повлияла на льва? (Умер)
Так о чём же эта быль?
О Дружбе, о преданности
- Почему эпиграфом урока стала эта пословица?
Пословицы.
- Прочитайте пословицы, (на доске-3)
- Прочитайте, какие пословицы подходят к теме рассказа, который мы читали на уро-ке?
1. Сила сломит всё, а ум силу.
2. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
3. Кто сеет мир, пожнёт счастье.
№1.
а) Как вы понимаете пословицу №1? (Умом можно победить сильного противника)
б) Почему вы отнесли эту пословицу к рассказу? (умная собачка смогла покорить грозного льва)
№2.
а) Подумайте, если бы лев не дорожил дружбой, смог бы владелец собачки забрать её? (да) (Да, но правда собачка не выжила бы сразу, он съел бы её в первый день)
б) Правильно ли кормить зверей в зоопарке бездомными животными?
в) Почему недопустимо подобное отношение к бездомным животным?
г) Ребята, а что нужно делать, чтобы не было бездомных животных? (Не выбрасывать, создавать питомники)
Проблемный вопрос.
Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими меньшими братьями - любимцами?
Истории из жизни: (Картинки, рисунки детей, своих друзей.
Видеоклип.
«Лев»
Итог урока. Вывод.
- С каким новым произведением Л.Н.Толстого мы с вами сегодня позна-комились?
- О чём этот рассказ? (О дружбе героев.)
- Какие общечеловеческие ценности нам открылись? (Ум, преданность, доб-рота, терпимость, любовь, жалость.)
- Что с нами будет, если исчезнут доброта, красота, любовь? (Мир погибнет.)
Д/з стр. 160 - 161 пересказ