Урок литературного чтения с мультимедийным сопровождением 2 класс Е.И.Чарушин


Ф.И.О. учителя: Машкина Елена Михайловна
Класс: 2
Учебный предмет: литературное чтение
Образовательная система «Школа России».
Тема урока: Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"
Тип урока: Урок введения нового знания.
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.
Ведущие технологии: технология развития критического мышления.
Цель: создание условий для развития критического мышления на основе знакомства с рассказом Е.И.Чарушина "Страшный рассказ"
Задачи:
Образовательные:
познакомить с биографией Е.И.Чарушина и его произведением «Страшный рассказ»;
актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
Развивающие:
развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
расширять кругозор;  
развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Воспитательные:
воспитание интереса к литературе;
пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
осознание значимости чтения для личного развития;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Познавательные:
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг Е.И.Чарушина, карточка с названием рассказа «Страшный рассказ».
Оборудование для учащихся: карточки для каждого ученика с таблицей «Верные – неверные ответы», индивидуальные карточки для учащихся «Восстанови фразы», учебник по литературному чтению.
Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.
На уроке используются приёмы ТРКМЧП: чтение с остановками, инсерт, метод «Толстых и тонких вопросов», составление синквейна.
Задачи: Стадия вызова: актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом; пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Стадия осмысления: помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми, расширять и активизировать словарный запас детей, прививать любовь и бережное отношение к природе и животным. Стадия рефлексии: помочь учащимся обобщить изучаемый материал. Урок был проведен во 2 классе 3 декабря 2013 года. Данный урок разработан по учебнику: «Родная речь для 2 класса», составители учебников: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Используемые сокращения: (л) - личностные, (р) - регулятивные, (к) - коммникативные, (п) - познавательные.
Ход урока:
Этап урока Ход урока Формируемые УУД Изображение
1. Самоопределение к деятельности (организационный  момент)
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке, несмотря на то, что урок сегодня необычный: у нас много гостей.
Формирование личностной заинтересованности (л).
Саморегуляция (р).
Слайд 2

2. Вызов
1. Актуализация внимания: проверка д\з по рассказу М.Пришвина «Ребята и утята»
Учитель: Вам предлагается поработать с таблицей «Верные – неверные ответы»(дети отмечают верные ответы «+», неверные «-»).
1. Верно ли то, что действие рассказа происходит в городе?(не верно)
2. Верно ли то, что персонажами рассказа являются взрослый человек, ребята, уточка и утята?(верно)
3. Верно ли то, что ребята закидали шапками утят?(верно)
4. Верно ли то, что утят было 3?(неверно)
5. Верно ли то, что в конце рассказа ребята кричали: «До свидания, утята»?(верно)
Выполняется ПРОВЕРКА В ПАРАХ (Предлагается образец для проверки) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р). Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности (р).
Использование знаково-символических средств представления информации (п).
Слайд 3

2. Вызов
2. Активизация
Учитель: Назовите писателя, являющегося автором этого рассказа.
Ученики: Михаил Михайлович Пришвин
Учитель: М.Пришвин – писатель, он написал рассказ. А может еще писатель быть и художником к своим рассказам?
(на доске появляется вопрос «А может еще писатель быть и художником к своим рассказам?»)
Формирование уважительного отношения к иному мнению (л).
Умение излагать свое мнение (л).
Активное использование речевых средств (п).
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).
Вопрос на карточке
Сообщение темы, цели урока
Составление КЛАСТЕРа Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос. А поможет нам в этом еще один рассказ из нашего раздела.
(Переворачиваю карточку на доске, на которой написано название.)
Учитель: Прочитайте название рассказа.
Ученики: Страшный рассказ.
Учитель: Подумайте о том, какие ассоциации (представления) вызовет у вас такое название рассказа. Высказанные вами предположения я буду кратко записывать. О чём может быть этот рассказ?
Ученики: Наверное, это рассказ-ужастик.
- Произойдет в рассказе что-то очень страшное.
- Может быть, это рассказ о войне.
- Рассказ о привидениях.
- Про несчастный случай.
- С кем-то что-то случится.
Учитель: Давайте подумаем, может что-то в наших предположениях изменится, когда вы узнаете немного о самом писателе, которого зовут
Ученики: (читают по слайду) Евгений Иванович Чарушин Развитие этических чувств, доброжелательности (л).
Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р).
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач (п).
Карточка с названием рассказа
Кластер
Слайд №4

3. Осмысление
Метод «Инсерт» (чтение с пометами)
Работа с таблицами «Знаю – Узнал новое»
Словарная работа (работа над «трудными словами») (Учащиеся получают раздаточный материал – статья о Чарушине – помечают понятное «+», непонятное «?»)
Отец Евгения Чарушина был архитектором (придумывал, рисовал дома) – ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. С детства Е. Чарушин полюбил поездки за город с отцом. Матери сын помогал собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Е. Чарушина с животными. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах — банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери. С 15 лет он стал писать стихи всё о тех же животных, птицах.
Став взрослым, Чарушин стал иллюстратором книг М.Горького, В. Бианки, М. Пришвина. Среди лучших работ Чарушина – иллюстрации к книге С.Маршака «Детки в клетке». Е.Чарушин – анималист. Это - художник, который рисует животных.
(После прочтения следует аналитическая работа: ученики заполняют таблицу, расположенную на доске)
Знаю Узнал новое
Любит природу
Пишет
Рисует
30 лет писательской деятельности архитектор
ватман
иллюстратор анималист
Учитель: После этого сообщения есть у вас новые предположения о чем будет наш новый рассказ?
Ученики:- Может быть рассказ о каком-то очень страшном животном
- Или что-то случится с каким-нибудь животным
- В беду попадет хозяин животного.
Учитель: Прочитав текст, вы узнаете, как было все на самом деле.
Учитель: Чтобы нам лучше понять текст, нужно поработать над
«трудными словами».
Чулан– небольшая комната в деревенской избе, используемая для
хранения продуктов.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чтение трудных слов с доски.
в маленьком
крокодилов
Бросится
Рассказали
Дёргается
Учитель: Чтение рассказа будет осуществляться по частям с остановками, чтобы вы получили возможность предсказывать дальнейший ход событий. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками (л).
Использование знаково-символических средств представления информации (п).
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (л).
Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (к).
Использование разных видов чтения (п).
Слайды №5 – 7



Слайды 8- 9


Физкультминутка (выполнение упражнений – имитирование действий животных)
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Осмысление Чтение рассказа с остановками.
Чтение 1-й части текста: 1, 2 абзац
Первая остановка.
Чтение 2-й части текста: до слов «Топ…топ...шлёп…шлёп…»
Вторая остановка.
Чтение 3-й части текста (последние 2 абзаца на стр.137)
Третья остановка.
Чтение 4-й части.
Общее итоговое обсуждение.
Учитель: Что вы почувствовали, когда прочитали первые два абзаца?
Ученики: Было опасно и не очень страшно.
-Дача была у самого леса.
Учитель: Почему?
Ученики: Было очень темно. Кто-то ползал-шуршал, что-то скоро случится.
Учитель: Что может произойти в данной обстановке?
Ученики: Приползет змея. Это лягушка. Может это ветерок. Мальчика укусит скорпион. Появится привидение. Придут грабители. Домик маленький в лесу, значит, соседей нет, может прийти кто угодно. Может быть, это ночная бабочка.
Учитель: Что произошло?
Ученики: Кто-то действительно пришел.
Учитель: Что напугало детей?
Ученики: Кто-то ползал, шуршал, негромко топал ногами по полу.
Учитель: Какие ощущения у вас возникли?
Ученики: Шура и Петя боятся, но сами вида не показывают. Мне тоже страшно.
Учитель: Какие картины вы представили: кто мог издавать такие звуки?
Ученики: Я представил, что пришел опасный человек, может быть вор.
- Медведь из лесу забрел в избушку.
Учитель: Какие чувства вы испытали по отношению к героям?
Ученики: Мне их жалко. Страшно за них.
Учитель: Как вы думаете, поможет им кто-нибудь?
Ученики: Может быть, придут мама и папа. Может быть, они не долго будут в гостях. Или кто-нибудь к ним в гости придет.
Учитель: Как вы думаете, что случится дальше?
Учитель: Что произошло?
Ученики: Пришли папа с мамой. Петя и Шура им все рассказали.
Учитель: Зная о том, что произошло до настоящего момента, можете вы предсказать, как закончится этот рассказ?
Ученики: Мама и папа посмотрят, кто ходил и топал ногами. Мы узнаем, кто это был.
Учитель: Как вы думаете, чем все это закончится?
Учитель: Прочитаем последнюю часть и узнаем.
Учитель: Рассказ закончился так, как вы думали?
Ответы учеников
Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев (п).
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).
Активное использование речевых средств (п).
Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (л).
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).
4. Рефлексия
Игра «Восстанови последователь
ность»
Составление коллективного синквейна про ежика
Самооценка
Игра «Восстанови фразы»: надо правильно восстановить пропущенные слова: (пишут на индивидуальных карточках), затем в парах проверяют
1. Мальчики остались….
2. За дверью кто-то ….ногами по полу.
3. Но тут пришли ….
4. Смотрят – да это ….
5. Он и потом пыхтел по ночам, но никто уже его не …..
Возвращение к записям на доске, которые делались на этапе вызова.
Учитель: Действительно ли он был страшным?
Ученики: Нет
Учитель: А как вы думаете, зачем автор так назвал свой рассказ?
Ученики: Чтобы читателям было страшно. Чтобы посмеяться над мальчиками.
Учитель: Какое название рассказа придумали бы вы?
Ученики: «Случай с мальчиками»
«История с ёжиком»
Учитель: О чем М.Пришвин заставляет задуматься маленьких читателей своего рассказа?
Ученики: Чтобы не бояться. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВОПРОСУ: А может еще писатель быть и художником к своим рассказам?
Учитель: Найдите иллюстрацию к нашему сегодняшнему рассказу. Как вы думаете, кто ее автор?
Ученики: М.М.Пришвин
Учитель: А может еще писатель быть и художником к своим рассказам?
Ученики: Может.
Составление коллективного синквейна про ежика
Примерный синквейн про ежика
Ёжик
Маленький, колючий
Пыхтит, шуршит, топает
Ёж уничтожает мелких грызунов
Зверёк
Учитель: Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и выберите соответствующую надпись на слайде.
1) Я сегодня доволен своей работой
2)Я сегодня на уроке не всё понял
3)Сегодня на уроке мне многое было непонятно
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р).
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (л).
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (р)
Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Домашнее задание
Оценки за урок Учитель: Какое домашнее задание вы могли бы предложить?
Ученики: Еще раз прочитать рассказ. Сделать рисунок – иллюстрацию. Написать эссе о прочитанном рассказе.
Учитель: Каждый попробует сделать одно из трех перечисленных заданий по выбору.
Учитель: Закончить урок мне хочется словами Михаила Пришвина:
«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину»
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (л).
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (р).
Слайд 13