Методическая разработка урока на тему карбоновые кислоты (10 класс)


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ХИМИИ
Гришечкина Ирина Александровна,
учитель химии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 12»,
г. Железногорск, Курская область
Технологическая карта урока
Предмет Химия
Класс 10
Автор УМК О.С. Габриелян
Базовый учебник Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2013
Тема урока Карбоновые кислоты.
Тип урока Урок изучения нового материала
Цель урока Формирование понятий: карбоновые кислоты, функциональная группа, гомологи, номенклатура, изомерия карбоновых кислот; навыков грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента; умений проводить расчеты по химическим уравнениям; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
Образовательные результаты Личностные:
Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.
Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки.
МетапредметныеПознавательные УУД:
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить
логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять
классификацию явлений.
Проводить наблюдение и эксперимент.
Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и
таблицах.
Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций).
Регулятивные УУД:
Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении
эксперимента в рамках предложенных условий.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании
и контроле способа решения поставленной задачи.
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата
в соответствии образцами (алгоритмами).
Коммуникативные УУД:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками.
Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью.
Предметные:
Знать общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты, их номенклатуру и виды изомерии;
Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества;
Уметь использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;
Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;
Основные понятия Карбоксильная группа, гомологи, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот; структурная формула; виды изомерии.
Тема и номер урока в теме Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения, 8 урок
Технология Критического мышления
Формы работы Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Межпредметные связи Математика («Нахождение наименьшего общего кратного», «Вычисления по пропорциям»)
Биология («Человек»)
физика («Атомно-молекулярное учение», «Закон сохранения и превращения энергии»)
русский язык («Состав слова»)
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы Презентация; мультимедийный проектор, ноутбук,
мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс»,
Органическая химия. Полный мультимедийный курс органической химии + все опыты органики. /ООО «Руссобит-Паблишинг».
Материалы и оборудование Реактивы и лабораторное оборудование: растворы уксусной кислоты, медного купороса, гидроксида натрия, карбоната натрия, цинк, оксид меди (II); спиртовка, спички, держатель пробирок, универсальная индикаторная бумага, стеклянная палочка, штатив с пробирками – для учеников. На столе учителя – спички, спиртовка, штатив с обезжиренной пробиркой, штатив с пробирками, держатель пробирок, муравьиная кислота, аммиачный раствор оксида серебра, этанол, уксусная кислота.Набор для моделирования строения органических веществ.
Список используемой литературы 1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа.
2. Габриелян О.С. Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2013.
3. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа.
4. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 10 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс.
5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А.. Книга для учителя. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа.
6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. – М.: Дрофа.
7. Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы. 10 класс. О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа.
8. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа.
9. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы: учебно-методическое пособие /Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2015
10. Органическая химия. 10 класс. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2011
11. Уроки химии с применением информационных технологий. 10-11 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. М.: Глобус.
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся Планируемые результаты (включая УУД)
Ι Организацион-ный (1 мин) Приветствие обучающихся.
Мотивация обучающихся на эффективную работу.
Взаимодействуют с учителем. Готовятся к началу урока.
Личностные (развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения).
Коммуникативные (умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами).
Регулятивные (умения регулировать и прогнозировать свою деятельность на уроке).
ΙΙ Вызов (актуализация знаний)
(7 мин) Организация работы с классом для актуализации имеющихся знаний и умений, побуждение интереса к получению новой информации:
1) фронтальный опрос: Дайте определение кислот. По каким признакам классифицируют кислоты и на какие группы они делятся? Приведите примеры кислот? Как определить наличие кислоты в растворе? Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с кислотами?
2) организация работы обучающихся у доски (решение расчетной задачи на выведение формулы этилена, если известны массовые доли углерода, водорода, кислорода и относительная плотность вещества по водороду) и анализ решения.
3) постановка проблемы: «В чем заключается особенность строения органических кислот?», «Можете ли Вы зная строение вещества, сделать предположение о его свойствах?»
4) уточняет цели и тему урока. 1) Отвечают на вопросы.
2) Обучающийся у доски решает задачу: Массовые доли углерода, водорода и кислорода в некотором веществе равны соответственно 40.00, 6.67 и 53.33% Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 30. Установите молекулярную формулу вещества? Составьте структурную формулу вещества.
3) Используя структурную формулу вещества, делают выводы о взаимосвязи состава, строения и свойств веществ, дают определение термина «функциональная группа».
4)Определяют цель урока. Записывают в тетрадях тему урока. Личностные (умения управлять своей познавательной деятельностью, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях).
Коммуникативные (умения владеть монологической и диалогической формами речи, слушать и вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем).
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция правильности ответов).
Познавательные (умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, постановка и решение проблемы).
ΙΙΙ Осмысление (получение новой информации)
(25 мин) Организация работы по освоению новых знаний, сохранение интереса к изучаемому материалу, поддержание активности обучающихся.
1. Объясняет новый материал, организует работу обучающихся по получению новой информации (использование информационных ресурсов). Предлагает обсудить вопрос: Что же объединяет такие разные по происхождению и нахождению в природе вещества?
2. Вводит новые понятия: «карбоновые кислоты», «карбоксильная группа»
3. Ставит перед обучающимися проблемный вопрос: «Будут ли карбоновые кислоты проявлять такие же химические свойства, как и неорганические кислоты?»
Организует исследовательскую работу.
Корректирует самостоятельные выводы обучающихся.
Проверяет правильность написания уравнений реакций.
Демонстрирует опыт «Взаимодействие уксусной кислоты с этанолом» (или видеофрагмент) и записывает уравнение реакции кислоты со спиртом, называет класс полученного вещества.
Записывает формулу муравьиной кислоты в ином виде и выделяет альдегидную группу.
Демонстрирует опыт взаимодействия муравьиной кислоты с аммиачным раствором оксида серебра (или видеофрагмент) и записывает уравнение реакции «серебряного зеркала».
4. Показывает взаимосвязь состава, строения, свойств и применения (рис.53, 54. Применение карбоновых кислот, стр.87-88 )1. Находят связь между новыми
и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала.
Изучают материалы предложенных информационных ресурсов.
Заполняют таблицу в тетради.
Выводят общую формулу предельных карбоновых кислот.
На местах по группам моделируют шаростержневые модели муравьиной, уксусной, пропановой кислот.
Определяют, что в составе всех карбоновых кислот имеется одинаковая функциональная группа, определяющая их свойства.
2. Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях определения карбоновых кислот.
3. Обсуждают проблемный вопрос.
Проводят химические опыты группами по инструкции.
(1 гр. Определение физических свойств и кислотности уксусной кислоты.2 гр. Взаимодействие уксусной кислоты с цинком.
3 гр. Взаимодействие уксусной кислоты с оксидом меди (II).
4 гр. Взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидом меди (II).
5 гр. Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрия.
Отчет групп: записывают уравнения химических реакций, делают выводы о химических свойствах уксусной кислоты.
Слушают дополнения учителя.
Делают общий вывод о свойствах карбоновых кислот по существу поставленной проблемы.
4. Знакомятся с областями применения карбоновых кислот. Личностные (умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира, знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки, понимать значимость химических знаний в практической жизни, понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира, грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту).
Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, учёт позиций других людей, постановка вопросов и активное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической нормами речи, адекватно использовать письменную речь, устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы).
Регулятивные (мобилизация сил,определение и понимание учебной задачи, планирование учебной деятельности и работа по плану, организация рабочего места, распределение времени, контроль и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников).
Познавательные (умения осуществлять поиск информации,самостоятельно работать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, осуществлять наблюдения, моделировать, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемы, формировать понятия, делать обобщения, выводы).ΙV Информация о домашнем задании
(2 мин) Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
§12
Ответить устно на вопросы 7,9, стр. 91-92
Выполнить письменно задание 6, стр. 91
Инд задания. Подготовить выступление по темам: 1. Получение в промышленности уксусной кислоты. 2. Получение в промышленности муравьиной кислоты. 3. Применение и правила безопасного обращения с карбоновыми кислотами в быту. Воспринимают информацию, выбирают уровень задания, уточняют информацию, фиксируют информацию в дневнике. Личностные (умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения).
Коммуникативные (продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем).
Регулятивные (осуществление выбора задания, прогнозирование и предвосхищение результата и уровня усвоения).
Познавательные (извлечение необходимой информации).V Рефлексия
(10 мин) Предлагает выполнить тест по материалам ЕГЭ.
Выберите правильный ответ
1. Вещество, формула которого C3H6O2 относится к классу
1) альдегидов
2) спиртов
3) карбоновых кислот
4) кетонов.
2. Функциональную группу –COOH содержат
1) Спирты
2) карбоновые кислоты
3) альдегиды
4) кетоны.
3.При укусе муравья пораженный участок нужно обработать
1) раствором питьевой соды
2) раствором спирта
3) раствором уксуса
4) водой.
4. Уксусная кислота вступает в реакцию с1) ацетиленом
2) серебром
3) сульфатом цинка
4) метанолом.
5. В реакцию «серебряного зеркала» вступает
1) уксусная кислота
2) муравьиная кислота
3) пропионовая кислота
4) масляная кислота
Обсуждает с обучающимися результаты теста.
Подведение итогов урока.
Выставление отметок.
Предложение детям дать оценку урока и своей деятельности на уроке, прости продолжить предложения:
Сегодня на уроке
Я узнал…..
Я научился….
Мне было легко….
Мне было сложно…
Я хотел бы узнать …
Самым интересным было … …. .Выполняют задания теста.
Оценивают свою работу.
Отвечают на поставленные вопросы.
Личностные (умения управлять своей познавательной деятельностью, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях, оценивание усвояемого материала, понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни).
Коммуникативные (умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, использовать речь для регулирования своего действия).
Регулятивные (умение слушать, уточнение и дополнение высказываний обучающихся,осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, оценка качества и уровня усвоения материала
прогнозирование, коррекция,
саморегуляция).Познавательные (умения строить речевое высказывание, работать с тестами, логически рассуждать, сравнивать, участвовать в обсуждении в фронтальном режиме, анализировать свою деятельность).