Методическая разработка учебного занятия по химии Карбоновые кислоты


ТЕМА: Методические разработки учебного занятия с использованием новых образовательных технологий
Выполнила учитель химии МБОУ Воротынская средняя школа
Недопивцева Татьяна Витальевна
Конспект урока
«Карбоновые кислоты» 10 класс
Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением
Цель: формирование представлений о карбоновых кислотах, их классификации, строении, свойствах, способах получения и применения.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Содержание темы предполагает изучение классификации, строения, свойств, способов получения и применения карбоновых кислот.
Карбоновые кислоты, сложные эфиры, реакция этерификации
Организация образовательного пространства
Ресурсы:  интерактивная доска
Оборудование образцы органических кислот: уксусная, лимонная, муравьиная; лакмус, метилоранж, фенолфталеин, цинк, медь, оксид кальция, сульфат меди(11), карбонат натрия, гидроксид натрия. Межпредметные связи: биология, 8 класс, тема «Пищеварение»
Оформление выставки: «Применение карбоновых кислот»
Муравьиная кислота бумага, белая ткань, кусочек кожи, 1,25% раствор муравьиной кислоты в спирте (муравьиный спирт), растворитель, зеркальце.
Уксусная кислота Кусочек орг.стекла, клей ПВА, крем для лица и рук, хлеб, таблетка аспирина, ацетатное волокно, бутылка с уксусом
пальмитиновая и
стеариновая кислоты крем для бритья, духи, дезодорант для тела, свечи
Планируемые результаты
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
1)Проявление эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме.
2)Проявление творческого отношения к процессу обучения Познавательные умения:
1)Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.
2)Вести наблюдение.
3)Прогнозировать ситуацию.
Регулятивные умения:
1)Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
2)Соотносить учебные действия с известными правилами.
3)Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
1)Формулировать высказывание.
2)Согласовывать позиции и находить общее решение.
3)Адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. 1)Распознавать карбоновые кислоты, называть их по тривиальной и международной номенклатуре, 2)Составлять уравнения реакций, подтверждающих их химические свойства и способы получения.
3)Осуществлять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности.
Технология изучения темы
Самоопределение к деятельности
Цели
Актуализировать имеющиеся знания по темам «Спирты», «Альдегиды».
Мотивировать обучающихся к изучению темы
Ситуативное задание
   Для осознанного восприятия новой темы необходимо вспомнить некоторые понятия из пройденных тем.
1.Какие вещества называют спиртами? Приведите общую формулу и примеры спиртов.
2.Какие вещества называют альдегидами? Приведите общую формулу и примеры альдегидов.
3.Что произойдет при окислении этих веществ?
4.К какому классу можно отнести образующиеся вещества?
Предметный результат
Умение называть вещества изученных классов, составлять формулы важнейших представителей этих классов.
Коммуникативные результаты:
Умение работать с информацией на опережение.
Умение работать в паре.
Учебно – познавательная деятельность
Цели Научить:
Формулировать понятия: карбоновые кислоты, карбоксильная группа, реакция этерификации.
Составлять формулы гомологов и изомеров карбоновых кислот. Называть  кислоты по тривиальной и международной номенклатуре.
Записывать уравнения реакций, характеризующих свойства и получение кислот.
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Объяснять значение карбоновых кислот в жизни человека.
Характеристика основных видов деятельности (на уровне УУД)
Исследовать физические и химические свойства карбоновых кислот.
Моделировать их строение.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств карбоновых кислот в гомологическом ряду.
Различать виды изомерии, характерные для карбоновых кислот.
Характеризовать способы получения, свойства и области применения карбоновых кислот.
Объяснять зависимость свойств кислот от их состава и строения.
Выполнять химический эксперимент по распознаванию кислот.
Описывать генетическую связь между карбоновыми кислотами и представителями уже изученных классов органических соединений.
Учебные задания и методы работы с информацией
Обучающиеся с помощью учителя формулируют проблему урока: изучить органическое вещество, определив его молекулярную формулу, сделать предположения о его строении и свойствах. Подтвердить предположения в ходе       исследования и сделать вывод о принадлежности вещества к определенному классу органических соединений.
Задание 1. Решение расчетной задачи на вывод молекулярной формулы исследуемого вещества.  
  Определите молекулярную формулу вещества по следующим данным: относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 30. При сжигании 24 г этого вещества образуется 35,2 г диоксида углерода и 14,4 г воды.
Задание 2. Моделирование строения  вещества.
Учитель предлагает учащимся записать возможные структурные формулы исследуемого вещества, его изомеров и назвать их.
Задание 3. Лабораторная работа (проводится по карте – инструкции).
Учитель предлагает учащимся в ходе экспериментальной деятельности, используя имеющиеся реактивы, изучить физические и химические свойства выданного им незнакомого органического вещества и сделать вывод о принадлежности его к определенному классу соединений.
Задание 4. Химические свойства изучаемого вещества.
Учитель предлагает обучающимся  записать уравнения проделанных ими химических реакций, используя выведенную формулу кислоты.
Задание 5.Учитель предлагает прослушать сообщения №1 и №2, ответить на вопросы и выполнить задание в парах по вариантам
Задание 6. Д/З Составьте схему генетической связи карбоновых кислот с уже изученными классами органических соединений.
Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Карбоновые кислоты»
Учащиеся выполняют тест по вариантам.
Регулятивный результат
Умение выполнять задание в соответствии с целью.
Умение внимательно слушать
Предметный результат
Умение составлять формулы карбоновых кислот, давать им названия, определять продукты реакции.
Умение устанавливать взаимосвязи свойств веществ и их применения
Задание 1. Решите задачу.
 Определите молекулярную формулу вещества по следующим данным: относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 30. При сжигании 24 г этого вещества образуется 35,2 г диоксида углерода и 14,4 г воды
Задание 2. Моделирование строения  вещества.
 Запишите возможные структурные формулы исследуемого вещества, его изомеров и назовите их.
Задание 3. Лабораторная работа.
Определите  физические свойства выданного вам вещества: цвет и запах, соблюдая правила техники безопасности.
На кусочек бумаги поместите индикаторы: метилоранж и лакмус нанесите каплю раствора изучаемого вещества. Сравните изменение окраски индикаторов   и сделайте вывод о возможных свойствах вещества.
В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте  каплю фенолфталеина и по  каплям добавляйте изучаемый раствор до изменения окраски. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в сокращенном ионном виде.
Задание 4. Химические свойства изучаемого вещества.
Запишите уравнения проделанных химических реакций, используя выведенную формулу кислоты.
Задание 5. Ситуационная задача
Прослушайте сообщение и выполните задание
Вариант №1.
а) Прослушайте сообщения « Муравьиная кислота»
б) Составьте схему области применения данной кислоты
в) Укажите какие свойства лежат в основе данных применений.
г) Какую качественную реакцию можно предложить для определения данной кислоты.
Вариант №2
а) Прослушайте сообщение « Уксусная кислота».
б) Составьте схему области применения данной кислоты
в) Укажите какие свойства лежат в основе данных применений.
г) Какую качественную реакцию можно предложить для определения данной кислоты.
г) Оцените роль Уксусной кислоты в промышленности.
Задание 6. Д/З Составьте схему генетической связи карбоновых кислот с уже изученными классами органических соединений

Спасибо за внимание!