Методическая разработка открытого урока на тему:Нуклеиновые кислоты

Учебно-методический план занятия №10
Дисциплина биология

Тема занятия Нуклеиновые кислоты

Группа 1Н177
Тип занятия: комбинированный


Цель занятия: Познакомить студентов с нуклеиновыми кислотами

ОК1
ОК2
ОК3
ОК4
ОК5
ОК6
ОК7
ОК8
ОК9


+
+









учебная: охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот
раскрыть роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации.
воспитательная: воспитывать у студентов культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и выполнения заданий;
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.


Обеспечения занятия:
1. Наглядные пособия мультимедийный комплекс.
2. Раздаточный материал дидактический материал
3. Литература Константинов В.М.Гальперин М.В.

Обеспечивающие: химия, математика
Обеспечиваемые: химия









Ход занятия:



Этапы
Формы и методы обучения. Деятельность обучающихся
Время (мин)

1

Организация начала урока
1.взаимное приветствие
2.Проверка отсутствующих
3.состояние аудитории, рабочих мест и внешнего вида
4.организация внимания.

беседа
3

2
Проверка знаний по предыдущей теме:
1 Определение термина «клетка»
2. Определение термина «цитология»
3 Основные положения клеточной теории

Устный опрос
5

3
Актуализация опорных знаний:
Какие органоиды входят в состав клетки?
Какие химических вещества входят в состав клетки и на какие две группы их можно разделить?


Беседа, опрос
5

4
Начальная мотивация знание как о том какое строение имеют нуклеиновые кислоты и какими свойствами они обладают, поможет понять сложный механизм наследственности.

Беседа
2

5
Сообщение темы и плана урока:
1.Нуклеиновые кислоты
2.Строение молекул нуклеиновых кислот
3.Составление цепочки молекулы ДНК
Сообщение

3

6
Изложение материала
1.определение нуклеиновых кислот.
2. нахождение нуклеиновых кислот в клетке
3. классификация нуклеиновых кислот
4.открытие нуклеиновых кислот
5.строение молекулы ДНК
6. Нуклеотиды – мономеры нуклеиновых кислот
7. Строение нуклеотидов ДНК
8.Репликация молекулы ДНК
9. Соединения азотистых оснований. Правило Чаргаффа. (принцип комплементарности)
10 Функции молекулы ДНК
11. Молекула РНК
12Строение нуклеотидов РНК
13 Виды РНК
14. Функции РНК в клетке.




лекция
25

7
Закрепления нового материала
Решение задачи на комплементарность в молекуле ДНК
Заполнение таблицы «Сравнение молекул ДНК и РНК» 
Беседа, опрос
8

8
Рефлексия
письменные ответы на вопросы
5


9

Домашнее задание Константинов В.М.с13-16


сообщение



4

































ХОД УРОКА
1. Организационный момент 
2. Проверка знаний по предыдущей теме:
1.определение термина «клетка»
2.определение термина «цитология»
3 основные положения клеточной теории

3.Актуализация опорных знаний:
Чтобы ее определить тему нашего урока давайте вспомним и ответим на вопросы,
Что является наименьшей и  элементарной единицей жизни на земле?
– Клетка
Назовите органоиды, входящие в состав клетки
– Ядро, митохондрии, эндоплазматическая сеть, рибосомы, лизосомы
На прошлом уроке мы с вами изучили химический состав клетки.
Назовите вещества, которые входят в ее состав : – вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты
Слайд 1. (классификация химических веществ в клетке)
На какие две группы можно разделить все эти вещества? – Органические и неорганические Далее студенты распределяют названные ими вещества на группы:
Органические: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты Неорганические: вода, минеральные соли. 
Затем студенты выясняют, что нуклеиновые кислоты они еще не изучали.

Объявляется тема урока: «Нуклеиновые кислоты»

4.Начальная мотивация: знание как о том какое строение имеют нуклеиновые кислоты и какими свойствами они обладают, поможет понять сложный механизм наследственности.



5. Сообщение темы и плана урока
1.Нуклеиновые
2.строение молекул нуклеиновых кислот
3.составление цепочки молекулы ДНК

6. Изложение материала
Слайд 2. (определение нуклеиновых кислот)
Нуклеиновые кислоты – природные высокомолекулярные органические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации в живых организмах. 

Слайд 3. Нахождение НК в клетке
Слайд 4.(классификация нуклеиновых кислот)
ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота).
Слайд 5. (открытие нуклеиновых кислот)
Слайд 6.(строение молекулы ДНК)
Студенты рассматривают модель ДНК.
Проблемный вопрос:
«Что вы можете сказать о молекуле ДНК, глядя на модель?»
– Модель ДНК представляет собой двухцепочечную спираль, закрученную вокруг собственной оси.
следующий проблемный вопрос:
«Что является структурным элементом полимера?» – Мономер
Мономерами нуклеиновых кислот являются   нуклеотиды

Слайд 7. Нуклеотиды – мономеры нуклеиновых кислот.
Определение: «Нуклеотид»
Нуклеотид – химическое соединение, состоящее из остатков трех веществ: азотистого основания, углевода и фосфорной кислоты.
Слайд 8. Строение нуклеотидов ДНК
В состав нуклеотида ДНК входят:
азотистые основания четырех видов: аденин(А),гуанин(Г),цитозин(Ц),тимин(Т).
углевод дезоксирибоза
остаток фосфорной кислоты

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Слайд 9.Репликация молекулы ДНК.

Слайд 10. Соединения азотистых оснований
Вводится понятие « принцип комплементарности»:
Согласно правилу Чаргаффа:
1)Против аденина одной цепи располагается тимин другой цепи,против гуанина одной цепи располагается цитозин другой цепи,то есть А комплементарен тимину и между ними две водородные связи,а гуанин цитозину и между ними три водородные связи.
2.Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина- цитозину:
А=Т, Г=Ц.
3.Сумма аденинов и тиминов плюс сумма гуанинов и цитозинов составляет 100%: (А+Т)+(Г+Ц)=100%
Какие связи возникают между азотистыми основаниями?
– Водородные.
Слайд 11. Функции молекулы ДНК
Сохранение и передача генетической информации

Слайд 12. Молекула РНК
Помимо ДНК есть еще одна нуклеиновая кислота – РНК.
молекула РНК одноцепочечная.
Слайд 13. Строение нуклеотидов РНК
РНК также является полимером, мономером которого является нуклеотид.
Отмечаем, что в строении нуклеотида
1.вместо углевода дезоксирибоза другой углевод рибоза
2.вместо азотистого основания тимина появляется другое основание урацил,п.э. А=У,Г=Ц


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Слайд 14. Виды РНК
Слайд демонстрирует виды РНК:
информационная РНК (и-РНК)
транспортная РНК (т-РНК)
рибосомальная РНК (р-РНК)

Слайд 15. Функции РНК в клетке.
Принимает участие в биосинтезе белка.
7.Закрепление изученного материала
1)1.Давайте с вами вспомним определение «комплементарность» 2.Студентам предлагается достроить по принципу комплементарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи. 1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т 2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А





2)Заполнение таблицы «Сравнение молекул ДНК и РНК»

Признак
ДНК
РНК

1.
Структура



2.
Азотистые основания



3.
Углевод



4.
Местонахождение в клетке



5.
Функции





8.Рефлексия.
Сегодня мы с вами рассмотрели строение нуклеиновых кислот, которые отвечают за одно из главных свойств живых организмов – наследственность.
Перед вами лежат листочки с вопросами,ответьте пожалуйста на них:
На этом уроке я узнал______________________
Мне было трудно понять ____________________
На этом уроке мне понравилось______________
9.Домашнее задание.
Константинов В.М.с13-16








15