Кислоты в свете электролитической диссоциации


Тема урока: Кислоты в свете электролитической диссоциации
8 класс апрель 2010-2011 учебный год
Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о химических свойствах кислот.
Задачи урока
1. Образовательная: изучить химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.
2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
4. Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.
  Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
Знать:
а) определение понятий – электролитическая диссоциация, кислоты;
б) химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
б) уравнения реакций ионного обмена;
в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
г) пользоваться таблицей растворимости.
  Оформление доски
На доске (слева) записаны этапы урока.
Этапы урока:
Целеполагание.
Химическая разминка.
Лабораторный опыт.
«Воспоминание о лете».
На доске (центральной части) записаны число и тема урока.
На доске (справа) - «Химический цветок» (на лепестках цветка написать формулы веществ: А u, Zn, CuO, CO 2, NaOH, KCl, Na 2 SiO 3, и слова: фенолфталеин, лакмус; при помощи магнитов прикрепить на доску в виде цветка; в центре которого формула серной кислоты). В начале урока «Химический цветок» не виден.
  На столах учащихся:
Оборудование и реактивы к лабораторному опыту.
Инструкционные карты.
Листы самопроверки к лабораторному опыту.
  Структура урока
I. Мотивация
Дорогие ребята, здравствуйте! Вы любите фрукты?
Вхожу в кабинет с лимоном в руке.
Я не люблю лимоны. Как вы думаете, почему?
Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?
Овощи и фрукты содержат органические кислоты: лимонную, яблочную, щавелевую, аскорбиновую и др. Они играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, которые очень важны для человека, так как он использует их в своей практической деятельности, несмотря на то, что с большинством кислот надо обращаться крайне осторожно. Назову некоторые продукты и материалы, при производстве которых используются кислоты: красители, лаки, эмали, минеральные удобрения, пластмассы, волокна, искусственная кожа, каучуки, резина, лекарственные вещества, маргарин, ароматические вещества, пищевые добавки, средства косметики, парфюмерии и многое другое.Мы же поговорим о кислотах в узком аспекте, потому что тема нашего урока: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации»
Великий Шекспир когда-то сказал: «От кислых яблок сразу скисну», я же пожелаю вам, себе самой и, прежде всего нашим гостям не скиснуть от наших ответов!
II. Целеполагание
Определим цель и задачи урока.
Цель урока: расширить и углубить наши представления о кислотах, ведь они так важны для человека.
Что значит «описать химические свойства кислот»?
Нам предстоит большая и серьёзная работа. Этапами сегодняшнего урока являются:
1. Целеполагание.
2. Химическая разминка.
3. Лабораторный опыт.
4. «Воспоминание о лете».
Итак, первый этап пройден.
Понятны ли вам тема, цель и задачи урока?
Тогда переходим к химической разминке.
  III. Подготовка к восприятию нового материала
Целеосуществление
Химическая разминка
Работа с карточками, словарная работа. Учитель показывает карточки с формулами кислот, солей, ионов – ученики называют вещества или ионы.
Ca, NaOH, CaO, Ca2+, OH-, NaCI, H2O,CO2, CO32-, HCI.
Перед нами ряды формул или названий веществ, ответьте на вопрос.
Как назвать их одним словом ? (Кислоты, индикаторы, металлы, основные оксиды, основания, соли.)
Какова логическая взаимосвязь указанных понятий с кислотами? (Кислоты взаимодействуют с ними, а именно: с индикаторами, металлами, основными оксидами, основаниями, солями.)
Сейчас нам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации.
Лабораторный опыт
Тема: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».
Работа с инструкционной картой
Прочитайте тему лабораторного опыта, уясните цель.
Техника безопасности
Расскажу вам о Юстусе Либихе, знаменитом учёном-химике Х IХ века. «Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? Конечно, неправильно, после этой пробы у Фогта долго болела рука, и остался белый шрам на руке.
А вы знаете, как обращаться с кислотами и другими реактивами? (Ученики проговаривают правила обращения с реактивами.)
Будьте предельно осторожны, берегите глаза! Кому понятны техника безопасности, название опыта, цель и ход работы поднимите руки.
В качестве напутствия я хотела бы привести слова Козьмы Пруткова: «Бросая в воду камешки, гляди на круги, ими образуемые, иначе такое бросание обратится пустою забавою…».
Проводя опыт, сделайте выводы и найдите ответ на вопросы:
Как объясняет ТЭД химические свойства кислот?
Почему у кислот есть общие свойства? Это самый главный вопрос сегодняшнего урока.
 
Инструкционная карта
Лабораторный опыт
Класс 8…Фамилия, имя учащегося…………………………………………………………………….………
Тема: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».
Цель: проделать реакции, характерные для кислот на примере серной (соляной )кислоты, сделать вывод о химических свойствах кислот, закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Ход работы
Опыт 1
Действие кислот на индикаторы
Раствор серной (соляной )кислоты налейте в три пробирки. В первую ячейку добавьте раствор фиолетового лакмуса, во вторую - раствор метилоранжа, в третью – раствор фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
Задание:
Вставьте пропущенные слова в предложении: «Кислоты изменяют окраску индикаторов: фиолетового лакмуса – в ………………………………………, метилоранжа – ……………………………...…., фенолфталеин остаётся………………………..……....
  Опыт 2
Взаимодействие кислот с металлами
В четвёртой пробирке лежит магний, в пятой – медь. Добавьте к ним раствор кислоты. Что вы наблюдаете? Сравните результаты.
Задания
Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах.
М g + …. H 2 SO 4 > ………… + Н 2^
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Cu + H 2 SO 4 >
раствор
Вывод. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до………………………………………………………………………...…...
Опыт 3
Взаимодействие кислот с основными оксидами
Опыт взаимодействия оксида меди ( II) с серной кислотой не проводим , вам нужно предположить: растворится ли оксид меди ( II) в серной кислоте?
Задания
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что формулы оксидов пишутся в молекулярном виде).
С uО + H 2 SO 4 > ………….. + Н 2О
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Вывод. Кислоты взаимодействуют с …………………….…………...……….., при этом получаются …………………… и …….….….………..……………………
Опыт 4
Взаимодействие кислот с основаниями
В седьмой ячейке находится гидроксид меди ( II), добавьте к нему серную кислоту, перемешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете?
Задания
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).
С u(ОН) 2 + H 2 SO 4 > …………… + Н 2О
…………………………………………………………………………………………………………Вывод. Кислоты взаимодействуют с …………………….. при этом получаются ………………………………………………….. и ………………………..…………………………
Опыт 5
Взаимодействие кислот с солями
В пустую пробирку налейте несколько капель серной кислоты. Добавьте 2 -3 капли раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Какое вещество выпадает в осадок? (Воспользуйтесь таблицей растворимости). Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Обратите внимание на то, что формулы нерастворимых веществ записываются в молекулярном виде).
ВаС l 2 + H 2 SO 4 > ..…….… + ……..….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями при условии, что образуется…………………. ……или выделяется …………………………………………....
Общий вывод
Ответьте на вопросы (устно):
1. Каковы общие свойства кислот?
2. Как объяснить тот факт, что кислоты имеют общие свойства?
(Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкционные карты. Часть из них исследует свойства серной кислоты, другая – свойства соляной кислоты (инструкционная карта аналогична).
Надеюсь, что вы нашли ответы на поставленные вопросы.
1. Каковы химические свойства кислот?
Кислоты взаимодействуют:
а) с индикаторами;
б) с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений до водорода, при этом образуется соль и выделяется водород
в) с основными оксидами с образованием соли и воды.
г) с основаниями с образованием соли и воды.
д) с солями более летучих или слабых кислот.
(Обсуждаются результаты опытов взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра ( I), хлорида бария с серной кислотой.
2. Почему кислоты обладают сходными свойствами?
Внимательно посмотрите на ионные уравнения проделанных вами реакций.
Под действием каких ионов происходят все рассмотренные реакции? (Под действием ионов водорода. Кислоты обладают сходными свойствами потому, что в растворах кислот при их диссоциации всегда образуются катионы водорода.) I V. Закрепление
«Воспоминания о лете»
«Химический цветок»
В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с серной кислотой? (На лепестках формулы: Аu, Zn, CuO, CO 2, NaOH, KCl, Na 2SiO 3 и слова: фенолфталеин, лакмус). Отрываем ненужные лепестки, остаются: Zn, CuO, NaOH, Na 2SiO 3, лакмус.
Расположите лепестки в логической последовательности (лакмус, Zn, CuO, NaOH, Na 2 SiO 3).
 
V. Домашнее задание
Напишите уравнения реакций взаимодействия данных веществ ( Zn, CuO, NaOH, Na 2 SiO 3) с серной кислотой. Все уравнения составьте в молекулярном и ионном виде.