Урок русского языкам по теме Изменение имен прилагательных по родам и числам ( 3 класс)


Тип урока: ОНЗ (Постановка и решение учебных задач)
Класс: 3 а
Учитель: Жигулина Е.Н.
Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам и числам
Образовательные цели:
Познакомить детей со словоизменением прилагательных по родам и числам.
Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи.
Развивать умение сравнивать и делать выводы, творческое мышление.
Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам.
Умение: определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Задачи:
Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя  прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – поисково-исследовательскийПо результатам выполнения – практическийМатериалы: Презентация  «Изменение имён  прилагательных  по родам и числам», учебники, словари, индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями.
Структура урока:
1. Орг. момент.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
3. Орфографическая минутка.
4 . Введение в тему  урока .
5. Постановка проблемной ситуации.
6. «Открытие» нового знания.
1) -Что мы уже знаем о прилагательном ?Гимнастика для глаз
2) Связь имён прилагательных с существительными
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
Физкультминутка.
7. Первичное закрепление.
8. Рефлексия. Итог  урока. Оценки.
Ход урока
Мотивация учебных действий
– Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке:Книжка, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь!С усердием трудитесь!
– Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие. Рассмотрите карту нашего путешествия (Приложение 1).
– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Правильно, имя прилагательное) (Приложение 1)– Вы уже поняли, что на уроке мы будем работать в группах. А так как мы путешественники, то работать мы будем с маршрутными листами, и по ходу урока будете вести свои маршрутные листы (Приложение 2).
– Назовите критерии устной работы:
– активность– актуальность– быть дружными– уметь в группе договориться
– Назовите критерии письменной работы:
– аккуратность– правильность– осанка
II. Минутка чистописания (Приложение 1)– Чтобы подняться на наш корабль, надо построить мостик (трап) из букв и слогов и вставить подходящие по смыслу слова в текст.(Учащиеся работают на маршрутном листе)
НННН
НО, НА, НУ, НЫ, НИ, НЕ, НЯ, НЕ
Погода стояла ____________. Мы сели на ___________ парусник. Вокруг было __________ море.
Нас ждали ____________ приключения.
(синее, ясная, интересные, красивый)
-Что вы делали, чтобы правильно выполнить задание? ( От имён существительных ставили вопросы к именам прилагательным)
– Тот, кто напишет красиво, чисто, и правильно вставит слова, не упадет в море, а сядет на наш корабль.
III. Целеполагание– Чем интересны слова, из которых вы выстроили мостик? (это имена прилагательные).
– Как вы догадались? (Отвечают на вопросы, обозначают признаки предметов).
– Что мы уже знаем о прилагательном? (Приложение 1)– самостоятельная часть речи– обозначает признаки предметов– отвечает на вопросы:Какой?Какая?Какое?Какие?
– Как вы думаете, мы уже все знаем об этой части речи?
– Что еще нам предстоит узнать? (как изменяется, как пишется, какую роль играет в речи?)
– Сформулируйте цели урока (Приложение 1).
IV. Работа по теме урока
– Прямо по курсу старая крепость. Чтобы не сесть на мель около нее, необходимо выполнить следующее задание: Прочитайте стихотворение на слайде (Приложение 1):
Голубое небо, речка голубая,Голубой дымок на берегу.Белые кувшинки, белых чаек стаи,Белые березки на лугу.Красное на ветке яблоко тугое,Красные от красных зорь края.Поле золотое, солнце золотое,Золотая Родина моя. (И. Беляков)
– Что заметили интересного? (Одно и то же прилагательное в разных формах.)
– От чего зависит форма прилагательного? (В каком роде и числе существительное, в таком же роде и числе и прилагательное)
– Почему прилагательное согласуется с существительным? (Потому что прилагательное обозначает признак предмета).
– Как же изменяются прилагательные? (По родам и числам).
– Давайте заполним сравнительную таблицу на слайде (Приложение 1)Изменяются По родам По числам
Имя существительное - +
Имя прилагательное + +
– Как можно назвать таблицу? (Изменение существительных и прилагательных по родам и числам).
Определите род и число имен прилагательных
шаль ( …?) тёпл.. син.. шерстян..
платок (…?) тёпл.. син.. шерстян…
платье (…?) тёпл.. син.. шерстян..
носки (…?) тёпл.. син.. шерстян..
Давайте сделаем вывод: как определить род и число имен существительных?
1) по вопросам ( какой? какая? какое? какие?)
2) по формам имён существительных, с которым оно согласуется.
- У каких имён прилагательных род определить нельзя? ( у имён прилагательных во множественном числе)
V. Орфографический шторм (письмо по памяти)
– Мы проплыли мели у старой крепости, но попали в шторм. Строчки четверостишия разбросало в стороны, и они перепутались. Нам необходимо восстановить текст четверостишия и объяснить орфограммы в этом тексте.
Белеет парус одинокийВ тумане моря голубомЧто ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?М.Лермонтов
– Найдите прилагательные, определите род и число.
– Прочитайте выразительно. Даю вам 20 секунд, чтобы вы запомнили.
Напишите по памяти.
– Взаимопроверка. Какой лист дадите на проверку? (Открываю доску-помощь)
Можете поставить отметку.
VI. Дифференцированная работа
– Наш парусник двигается дальше по морю прилагательных и на пути грозное препятствие – подводные рифы.
– Объясните значение слова “рифы”.
– Прочитаем статью из толкового словаря (Приложение 1)На слайде: Риф – ряд подводных или выступающих из воды каменистых возвышений, опасных для судов.
– Чтобы их обогнуть, необходимо выполнить следующее задание. Вы должны выбрать для себя, как вы чувствуете: если вы уверены в своих знаниях – выберите задание посложнее – на желтой карточке, кто сомневается – на красной.Красная карточка.
1. Выберите верное утверждение:
1) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
2) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
3)Имя прилагательное изменяется по числам и родам)4)) Имя прилагательное не изменяется по числам и родам5) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает главным членом6) В предложении имя прилагательное чаще всего второстепенным членом
2.Списать вставить пропущенные окончания имён прилагательных, выделить окончание.
Домаш…..очаг, ближн… деревня, зимн…. пальто, богат… человек, замёрзш…. озера.
Желтая карточка.
Имя прилагательное обозначает:
1) слово 2) признак предмета 3) действие предмета
С какой частью речи связано имя прилагательное?
1) с глаголом 2) с именем существительным
3) с местоимением
Как изменяется имя прилагательное?
1) по родам 2) по числам 3) падежам
Как узнать род имени прилагательного?
1) по роду имени существительного, с которым оно связано
2) по окончанию имени существительного
3) по окончанию имени прилагательного
Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
1) главным членом предложения
2) второстепенным членом предложения
Задание: раскройте скобки, определить род и число имён прилагательных.
(голубая) подснежник_____________________________________________
(тёплый) куртка__________________________________________________
(яркий) солнце____________________________________________________
(красивая) люди__________________________________________________
Проверка на слайдах. (Приложение 1)VII. Физкультминутка
– Мы успешно преодолели рифы, и теперь отдохнем.
Раз – подняться, потянуться.Два – нагнуться, разогнуться.Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.На четыре – руки шире.Пять – руками помахать.Шесть – на место тихо сесть.
VIII. Беседа о роли имен прилагательных
– Мы приблизились к последнему испытанию.
– Какую еще цель мы ставили в начале пути? (Определить роль имен прилагательных в речи).
– Послушайте, как две девочки рассуждают, зачем нужны имена прилагательные. (Инсценируют дети)
Очень занимательное –Имя прилагательноеТрудно будет без негоЕсли пропадет оно.Ну, представь-ка себе это!Как без признаков предметаБудем спорить, говоритьВеселиться и шутитьЧто тогда получиться?Стоит разве мучиться?Не скажем мы “прекрасное”Не скажем “безобразное”Не скажем маме милаяКрасивая, любимая.Отцу, и брату, и сестреНе сможем говорить нигдеЭти замечательныеПри-ла-га-тель-ные.Чтобы все отличным сталоРазных признаков немалоБудем всюду замечатьИ к месту в речиИх вставлять!
– Зачем же нужны имена прилагательные в речи? (Чтобы украшать нашу речь).
IХ. Творческая работа
– А вот у осьминожка все прилагательные смыло волной. Давайте ему поможем сочинить сказки. Вам необходимо в группах поработать и вставить разные имена прилагательные в нужной форме. Можно придумывать свои, а можно использовать прилагательные со слайда.(Приложение 1)Тексты на карточках:
На _______ планете жили _______ человечки, у них были __________глаза, _______волосы, ________уши. Зато очень ______ характер. Домики у человечков были с _________крышами. Возле каждого домика сидела _______ собачка. Собачки на этой ________ планете были вместо кур, потому что __________домики охраняли _______дракончики и _________ страусы. Они сидели на веревочках и рычали.
На _______ деревьях пели ________ песни мухи. В _______ лесах водились _______ слонята, ________ цыплята, _______ – ежики и _________ ящерицы. А на _______ черепахах ______ – человечки ездили в гости. Правитель _______ – планеты был человеком ______ и ________. Он жил во ________ дворце с __________ окнами и дверями. У него были _______ слуги. Раз в _______ саду возле _______ дворца выросло _______ растение.
Слайд
Голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый и т.д.Проверка. Чтение сказок.
Х. Рефлексия. Итог урока
– Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего путешествия. Заполните маршрутные листы.
(Используем: красный цвет – отлично, желтый – сомневаюсь, зеленый – не получается)
Оцените свою работу.
– Что нового узнали во время путешествия?
– Достигли мы поставленных целей во время путешествия?
– Вы помогали друг другу, активно работали сами, благодаря этому мы справились со всеми заданиями.
– Как вы думаете, закончилось наше путешествие по морю прилагательных? (Конечно, нет, еще многое предстоит узнать и многому научиться). (Приложение 1)XI. Домашнее задание с.81 № 140