Урок русского языка в 3 классе Изменение имён прилагательных по числам и родам


Открытый урок по русскому языку в 3 «Б» классе
Тема: Изменение имён прилагательных по числам и родам.
Дата проведения: 27 апреля 2010г.
Цели: познакомить с морфологическим признаком прилагательных -изменением по родам;научить определять род имён прилагательных по существенным признакам.
Задачи:
Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте;вырабатывать умение употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
Способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
Развивать коммуникативные мыслительные операции,обогащать словарный запас.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности с использованием ИТ.
Формы организации учебной деятельности:коллективная,индивидуальная.
Оборудование: компьютер,проектор,магнитофон,индивидуальные карточки для учащихся,презентация «Путешествие на лесную полянку».

Ход урока:
I.Организационный момент.
-Добрый день,ребята!В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.{Слайд 1.Демонстрация Солнца.}
Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом,но и придаст сил и уверенности в знаниях.
- Покажите улыбкой,что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по стране знаний.Каждый из вас любит путешествовать.
Путешествуя,человек узнаёт много нового,интересного.Мы совершим путешествие на весеннюю лесную полянку.
{Слайд 2.Демонстрация весенней полянки.}
- А с каким настроением вы отправляетесь в путешествие?(ответы уч-ся).С этим настроением мы будем работать весь урок.
- Адля этого нужно сесть красиво,правильно положить тетрадь и взять ручку.
- Записываем сегодняшнее число, классная работа.
{Слайд 3.Демонстрация числа и классной работы.}
- На лесной полянке мы видим цветок, а на его лепестках- слоги.
{Слайд 4.Демонстрация цветка .}
II.Минутка каллиграфии.
- Прочитайте эти слоги.Составьте слова,запишите.Такие слова вы составили?
{Слайд 5.Демонстрация слов.}
- Какое слово лишнее? Почему?(имена существительные.)Что вы знаете об имени существительном?
{Слайд 6.Демонстрация правила о сущ.}
III.Работа над новым материалом.
1)На полянке среди цветов нас встречает весенний цветок.
{Слайд 7.Демонстрация ландыша.}
-Что это за цветок?Опишите ,какой он? (уч-ся называют прилагательные).
- Послушайте,как описывает образ ландыша в своём произведении С.Я. Маршак.
Чернеет лес ,теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточке жемчужины
От ветра каждого дрожат
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и полны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый
Завёрнутый в зелёный лист
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен,хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
- Слова какой части речи помогли его образно описать? (имена прилагатат) Давайте повторим,что такое имя прилагательное?Скакой частью речи связано имя прилагательное?
2)Сообщение темы и целей урока.
-Рассуждая об имени существительном,мы отметили,что имена сущест-ные имеют ряд морфологических признаков.
{Слайд 8.Демонстрация таблицы.}
-Сегодня на уроке мы:познакомимся с морфологическим признаком прил-ых- изменением по родам;научимся определять род имён прилагательных; будем развивать умения,в процессе общения друг с другом,на основе которых вы обогатите свой словарный запас.
3)Введение в тему.
-Солнышко послало на землю ласковые лучики с заданием.
{Слайд 9.Демонстрация лучиков со словами.}
-Прочитайте слова.Что вы заметили?Чем отличаются существительные?
-Прочитайте слова на полянке.Что вы можете о них сказать?
-Составьте словосочетания сущ+прил,поставьте вопрос от сущ-го к прил-му
(Уч-ся по очереди выходят к доске и объясняют.)
Ветерок(он мой) м.р.-какой?-ласковый,весенний,озорной.
-Какого рода прилагательные?Почему?Запишите их.
Трава(она моя)ж.р.-какая?-зелёная,ранняя.
-Какого рода прилагательные?Почему? Запишите их.
Облачко (оно моё)ср.р-какое?-лёгкое,синее.
-Какого рода прилагательные?Почему?Запишите их.
-Какой вывод можно сделать?
-Откройте учебник на стр.109.Прочтите.
{Слайд 10.Демонстрация вывода из учебника.}
-Правильно ли мы сделали вывод?
-Понаблюдаем за окончанием имён прилагательных разных родов,выделив их в тетради. (уч-ся самостоятельно выделяют окончания,затем фронтальная проверка.)
-Ребята, выполнив это задание,сделаем вывод:
Изменение имён прилагательных по родам-морфологический признак имён прилагательных.
IV.Физ.пауза(звучит медленная музыка)
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит ,лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают,головой качают.
V.Закрепление изученного.
1)Самостоятельная работа.{Слайд 11.Демонстрация слов.}
-Обратите внимание,какие яркие весенние цвета:весна,солнце,подснежник. -Составьте предложения с этими словами,используя прилагательные. -Прилагательные какого рода вы употребили?
2)Фронтальная проверка.
-Как вы определяли род имён прилагательных?
-Какую роль играют имена прилагательные?
3)Выборочный диктант.
-А сейчас я хочу проверить как вы самостоятельно умеете определять род имён прилагательных. {Слайд 12.Демонстрация слов.}
-Работаем по рядам:1ряд-м.р., 2ряд-ж.р., 3ряд-ср.р.
-Какое словосочетание вызвало у вас затруднение? Почему? В каком числе стоит имя существительное?А прилагательное? Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД:Род имён прилагательных можно определять только в единственном числе.
VI.Домашнее задание.
-Используя слова,словосочетания и предложения,составьте дома тексты по теме «Весна».Это могут быть сказка,рассказ,стихотворение,загадка.
VII.Творческая работа.
Работа по карточкам.
VIII.Тестовая проверочная работа.
{Слайд 12-13. Демонстрация тестовой работы.}
IХ.Итог урока:
-Вот и закончилось наше путешествие на лесную полянку. Какие прилаг-ые вам сегодня запомнились?Вы сегодня отлично поработали.
{Слайд 15.Демонстрация слова.}
Х.Оценивание ребят.