Конспект урока русского языка (3 класс) по ФГОС на тему Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам и числам.

Учитель: Шеина Светлана Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 3 «А»
Тема урока: Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам и числам.
Учебник: Русский язык: учебник для 3 класса, часть 3, Чуракова Н.А.
Цель: Создать условия для осознания и осмысления учащимися новой информации о именах прилагательных (изменение имен прилагательных по родам и числам).
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать знания о имени прилагательном как части речи;
- содействовать овладению и осмыслению информации о изменении имен прилагательных по родам и числам;
- формировать умение определять безударные окончания имен прилагательных.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развивать умение самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.
Воспитывающие:
- воспитывать желание самостоятельно думать, рассуждать, высказывать свое мнение;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок открытия «нового» знания.
Необходимое техническое оборудование: учебник часть 3, тетрадь для самостоятельной работы № 2, рабочая тетрадь, компьютер, интерактивная доска.







Ход урока


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1
Самоопределение к деятельности

- Ребята, к какому уроку вы подготовились?
- Прочтите слова известного русского писателя А. Куприна. (написаны на доске)
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
- Правильно ли я подобрала цитату к нашему уроку?
- Что мы с вами будем изучать?
- К русскому языку.





- Да.

- Русский язык.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
- Ребята, проведем словарную работу, запишите следующие слова:
автобус, ботинки, герой, дорога, одеяло, лестница, болото.
- Найдите лишнее слово.
- Почему?

- На какие группы можно разделить данные слова?


- Правильно.
- Ребята, составьте 3 словосочетания с данными словами (м.р., ср.р, ж.р). Составляя словосочетания, вспомните слова А. Куприна «красив, певуч, выразителен.».
- Подумайте слова какой части речи делают нашу речь красивой, певучей, выразительной?
- Вспомните на какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- А теперь, составляем словосочетания.


- Ребята, в словосочетаниях выделите у прилагательных окончания. Вспомните, что такое окончание?

- Почему окончания, которые мы выделили разные?
- Ребята, запишите следующие словосочетания, задавая вопрос от главного слова к зависимому, вставьте пропущенные окончания у прилагательных, определите род и число у прилагательных:
соломенн.. лето, соломенн.. песок, соломенн.. шляпа, соломенн.. дали, соломенн.. дни.




- Ботинки.
- Потому что это слово мн.ч., а все остальные ед.ч.
- Можно разделить на 3 группы по родам (м.р. – автобус, герой, ж.р. – дорога, лестница, ср.р. – одеяло, болото)





- Имена прилагательные.


- Какой? Какое? Какая? Какие?

- Составляют словосочетания: пушистое одеяло, отважный герой, узкая дорога.
- Окончание – это изменяемая часть слова.
- Выделяют окончания - ое,
-ый, -ая
- Высказывают свои мнения.

- Выполняют задание.



Соломенное лето, соломенный песок, соломенная шляпа, соломенные дали, соломенные дни.
Познавательные:
Логические - анализ слов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.


3
Постановка учебной задачи
- Ребята, все ли справились с заданием? В чем вы испытали трудность, выполняя его?

- Что мы будем изучать с вами сегодня на уроке, как вы считаете?
- Правильно.
- Какие цели мы с вами поставим? Чему мы должны научиться?
- Трудность в правильном написании безударных окончаний у прилагательных.
- Изменение имен прилагательных по числам и родам

- Научится определять род и число у имен прилагательных, правильно писать безударные окончания.
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.
Коммуникативные: постановка вопросов;

4
Построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, откроем учебник на стр. 100, прочитайте стихотворение «Соломенное лето» и проверьте правильно ли вы вставили окончания в словосочетаниях с прилагательным «соломенный».
- В каких словосочетаниях прилагательное употреблено в прямом значении?
- В каких – в переносном?

- Выполним упражнение № 113 на стр. 101
- Прочитайте выделенные существительные.
- Определите, в форме какого числа стоят эти существительные?
- Назовите род существительных в форме ед.ч. и предположи, в какой форме должно быть прилагательное перед каждым существительным.
- Прочитайте отрывок из песни, подставляя вместо точек нужную форму слова «оранжевый», запишите, что у вас получилось.
- Ребята, все справились с заданием?
- Что интересного вы заметили?




- Правильно, род и число имени прилагательного зависят от рода и числа имени существительного.
Физминутка Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями учителя.
- Читают и проверяют, исправляют ошибки, если таковые есть.


- Соломенная шляпа.

- Все остальные.


- Читают: песня, небо, море, зелень, верблюд, мамы, песни.
- Определяют.

- Называют, высказывают предположения.


- Записывают.


- Да.
- Что у различных форм прилагательного «оранжевый», род и число тоже, что и у существительных, от которых оно зависит.













Дети повторяют движения учителя.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Прочитаем замечания Маши на стр.102,
- Что она нам говорит?




- Прочитаем, что Маше подсказывает Анишит Йокоповна?



- Ребята, внимательно прочитаем инструкцию на стр. 103
- Так как же мы будем определять безударные окончания прилагательных? Какой алгоритм будем соблюдать?












- Выполните упражнение № 114, работая с прилагательными согласно инструкции.
- Произведите взаимопроверку с соседом по парте.
- Что интересного вы увидели?


- Ребята, окончания -ая/-яя – одно и тоже окончание, это видно, если выполнить их звукобуквенный разбор. В случае прилагательного с твердой основой пишется окончание -ая, с мягкой основой пишется - яя
- Читают.
- Что писать окончания в именительном падеже не очень трудно, а вот как быть с окончаниями в других падежах не знает.
- Подсказывает, что есть два пути, можно пользоваться инструкцией, а можно таблицей. Сначала предлагает познакомиться с инструкцией.
- Читают.

- 1. Найти, к какому существительному относится данное прилагательное.
2. Определить род и падеж существительного (в форме ед.ч.) или только падеж существительного (в форме мн.ч.).
3. Задать вопрос от существительного к прилагательному.
4. По ударному окончанию вопроса определить безударное окончание прилагательного (учитывая, после какой – твердой или мягкой основы идёт окончание).
- Выполняют.
На ней была белая (какая?) блузка, а на нём - синяя (какая?) футболка.
- Окончание у прилагательного «синяя» не совпало с окончанием вопроса.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурироваться знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: управление поведением партнера, умение работать в парах, контроль, коррекция, оценка действий.


6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Ребята, на странице 103 самостоятельно выполните упражнение № 114 (Выписать формы прилагательного вместе с существительными, к которым они относятся. Над формами прилагательного в ед.ч. указать род).
- А теперь, проверьте правильность выполнения задания по эталону (верно выполненное упражнение показано на интерактивной доске)
- Выполняют.
небо (какое?) веселое (ср.р.)
старик (какой?) веселый (м.р.)
солнце (какое?) веселое (ср.р.)
в окне (каком?) веселом (ср.р.)
бульдог (какой?) веселый(м.р.)
Личностные: самооценка на основе критерия успешности
Регулятивные: планирование, прогнозирование

7
Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового сегодня узнали?
- Что ещё хотели бы узнать?
- Что на уроке для вас было интересно?
- Что оказалось трудным?
- Оцените свою собственную работу. На оценочном листе допишите предложения.
Я научился____
Мне ещё нужно отработать_______
Сегодня я узнал__________
Оценивание.

- Ребята, всем спасибо за урок!
Домашнее задание: Упражнение № 61 в тетради для самостоятельной работы № 2, стр.56-57.
Отвечают на вопросы.






Заканчивают предложения.

Познавательные: рефлексия.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.





15