Урок письма и развития речи в 6 классе на тему: Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 3 г.о.Тольятти











Открытый урок
письма и развития речи
в 6 «А» классе
«Имя прилагательное. Изменение имён
прилагательных по числам и по родам».










Учитель: Е.В. Шакурская



Тема: Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам.
Тип урока: урок обобщения, закрепления знаний, умений и навыков.

Цель: обобщить, закрепить, систематизировать знания учащихся об изменении имён прилагательных по числам и по родам.

Задачи:
- формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных;
- развивать умение определять род и число имен прилагательных;
- корректировать внимание, память, мелкую моторику;
- воспитывать культуру общения, интерес к предмету.


Используемые современные образовательные технологии:
технология личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения; технологии адаптивного обучения; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
Русский язык. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. -М.: Просвещение, 2013г.
Презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран.



Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

Организационный момент
(1 минута)
- Ребята, каждый из вас называет по одному прилагательному к существительному день и садится на своё рабочее место.
Учащиеся называют по одному прилагательному к существительному день, психологически настраиваются на работу.

Гимнастика для пальцев рук.
(30 секунд)
Приготовили пальчики, поставили локти на парты.
1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять (дети поочередно разгибают пальчики на руках);
1,2,3,4,5 – в домик спрятались опять (дети поочередно сгибают пальчики на руках в кулак).

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.







Сообщение темы урока.
(10 секунд)




- Тема нашего урока: «Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и по числам».


Дети слушают учителя.






Минутка чистописания. (5 минут)
- Запишем сегодняшнее число.
- Перед вами сочетания букв.
На экране:

- По образцу на экране запишите в тетрадях элементы букв и слияния букв.
- Посмотрите на сочетания букв и скажите, что они вам напоминают?
- Разделите эти соединения на группы.
На экране появляется таблица окончаний имен прилагательных.



Дети открывают тетради и записывают число.
Дети слушают учителя, смотрят на экран, прописывают слияния букв.
Дети думают и отвечают, что эти сочетания букв напоминают окончания имён прилагательных.
Дети делят соединения на четыре группы: окончания имён прилагательных множественного числа и мужского, женского и среднего рода.



Словарная работа. (7 минут)
- Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися, появляется картинка на экране):
- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).

- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).

- Самый крупный водоем на земле (океан).

- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).

- Деталь будущего изделия, выполненная из бумаги, кальки, ткани, кожи или других материалов (выкройка).

- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).
- Военный человек (солдат).

- Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное).
-Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).
- Придумайте предложения с прилагательным «интересный».



Дети заменяют высказывания словарными словами (кефир, шоколад, океан, медаль, выкройка, интересный, солдат) и записывают их в тетрадь.

























Дети читают словарные слова. Учащиеся называют лишнее слово интересный, так как это имя прилагательное, а остальные слова – имена существительные.


Физминутка для глаз (20 секунд)
Глазки быстро закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.



Дети выполняют зарядку для глаз.

Обобщение и систематизация знаний (4 минуты)






Беседа (на экране опорная схема):


- Что такое имя прилагательное?
- Для чего нужны в речи имена прилагательные?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определить род и число имени прилагательного?


Учащиеся отвечают, что имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные делают нашу речь красивой, точной, выразительной. Имена прилагательные связаны с именами существительными. Имена прилагательные изменяются по числам и по родам.
Род и число имен прилагательных определяется по роду и числу имен существительных, с которыми они связаны.

Формирование умений и навыков (8 минут)
« Найди пару»
- Перед вами слова.

В правом столбике имена существительные, в левом – имена прилагательные.
Задание: правильно соедините каждое имя существительное с соответствующим ему именем прилагательным. Определите число и род имён существительных и имён прилагательных и выделите родовые окончания.






Учащиеся соединяют каждое имя существительное с соответствующим ему именем прилагательным, определяют число и род имён существительных и имён прилагательных и выделяют родовые окончания, записывают словосочетания в тетрадь.

Физминутка (1 минута)

Раз – поднялись, подтянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Дети выполняют зарядку вместе с учителем.

Формирование умений и навыков (9минут)
- Прочитайте текст.

- О каком времени года идёт речь?
В тексте пропущены окончания имен прилагательных. Задание: поставьте нужные окончания в именах прилагательных. Слова какой части речи помогут вам в этом? (Имена существительные).
- Запишите текст. Выделите окончания имен прилагательных.


Один ученик читает текст вслух, остальные учащиеся внимательно слушают.

Учащиеся отвечают, что речь идёт о зиме. Дети задают вопрос от имён существитель - ных и ставят нужные окончания имён прилагательных.
Учащиеся записывают текст и выделяют окончания имён прилагательных.

Подведение итогов. Оценки. (4 минуты)
Опрос:

- Что такое имя прилагательное?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определить род и число имени прилагательного?

Оценки.
Домашнее задание: придумать как можно больше имен прилагательных к существительному утро.


Учащиеся отвечают, что имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные связаны с именами существительными. Имена прилагательные изменяются по числам и по родам.
Род и число имен прилагательных определяется по роду и числу имен существительных, с которыми они связаны.










13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Объект 1Рисунок 4C:\Users\геша\Desktop\картинки к уроку\кефир.jpgРисунок 6C:\Users\геша\Desktop\картинки к уроку\океан.jpgРисунок 9C:\Users\геша\Desktop\картинки к уроку\солдат.JPGОбъект 11Объект 12Объект 14Объект 1515