Конспект занятия по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе

Конспект занятия по приобщению к социокультурным ценностям
в подготовительной группе
« О Рождестве Христовом».
Цель: приобщать к православной культуре на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей – празднику Рождества.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с событиями православной жизни: праздником Рождество Христово;
Развивающие: Развивать творческие способности детей; содействовать развитию положительных эмоций, мотивации общения посредством искусства, стимулировать желание порадовать близких (родителей, педагогов, сверстников) плодами своей творческой деятельности.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к православным традициям.
Предварительная работа: Ознакомление с иконой «Рождество Христово».
Чтение: Православный календарь для детей « Егорушка»- 2015г, сборник рождественских рассказов, стихов и песнопений «Свет Христова Рождества» Коротенко Л. – М.: Издательство «Отчий дом», 2003; Слушание музыки: П.И.Чайковский. « Святки.» Цикл «Времена года»; «Рождество» сл. С. Надсон; экскурсия в храм « Преподобного Сергия Радонежского», вертеп; рассматривание поделок в православной гимназии « Свет Рождества».
Материал: презентация - «Рождество Христово» , плоскостной театр, цветная бумага, заготовки для открыток, паетки, клей, тесьма.
Ход занятия:
Встречает « бабушка» ( переодетый воспитатель) и внучка Настенька ( девочка)
-Здравствуйте, дорогие ребята, мы с моей внучкой очень рады таким гостям, проходите, пожалуйста, а я как раз собралась рассказать интересную историю .
Бабушка: (Садится на скамейку, вяжет и рассказывает о празднике Рождества ,дети встают вокруг. Внучка Настенька, играет возле новогодней ёлочки, а после- подходит к бабушке.)

Внучка Настенька:

-Бабуля, а почему этот праздник называют Рождеством Христовым?

Бабушка:

- А потому, что явился в этот мир Младенец Иисус.
Родился Он в пещере скромной
Пришел Он, чтобы мир спасти.

Земля покрыта снежным серебром,
Морозный воздух ободряет.
Все празднично, торжественно кругом.
Народ, ликуя, Рождество встречает.
Округу оглашает перезвон,
Соборы, храмы люди наполняют.
«Христос рождается!»-
Звучит со всех сторон,
И все Богомладенца прославляют
( митрополит Димитрий)

Внучка:
-Так Рождество - значит день рождения Бога!
-Ах, бабушка, какой это чудесный праздник – Рождество Христово! Ребята, а вы хотите услышать о празднике? ( ответы детей).
Расскажи нам ещё раз про Рождество Христово! (дети присаживаются на стулья перед экраном -1 слайд - Звучит музыка «Аве Мария».)
-Давным-давно в красивый город Вифлеем пришли добрые люди - старец Иосиф и Мария. Большой путь прошли они, устали, измучились и захотели отдохнуть. Но в домах ни у кого не оказалось место для ночлега. Тогда пошли они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера. В эту пещеру пастухи загоняли коров и овец от непогоды. В пещере было тепло, смирно стояли овцы и коровы, а на соломе было мягко лежать. Вот там-то и родился Иисус Христос, тот самый чудесный младенец, о котором все говорят и которого все полюбили. Мать, спеленав Младенца, положила Его в кормушку для скота и с любовью склонилась над новорожденным.
Да, царь Неба и Земли, сын Божий, родился не во дворце. Даже в простом доме ему не нашлось места. Он родился там, где было холодно и сыро.
В час, когда на Земле появился Младенец, пастухам явился Ангел и сказал, что принес радостную весть, которая будет радостью всему миру: «Ныне родился Спаситель рода человеческого, идите в пещеру, там вы увидите в яслях дитя. Это и есть Иисус – сын Божий.
- О каких «яслях» говориться здесь? (ответы детей).
Едва произнес Ангел эти слова, как полились с неба чудесные звуки, словно заиграли там, на большом органе.
Это хоры ангелов сошли с неба, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, своего Царя и Создателя. Когда ангелы улетели, пастухи отправились в пещеру и, увидев там божественное дитя, поклонились ему до земли. Так пришел в наш мир Иисус Христос, Сын Божий. С тех пор этот день считается величайшим праздником на Земле.

Бабушка:
- Засиделись лапушки, хотите поиграть, вставайте скорее в круг.( дети берут инструменты )

Песня- игра: «Пойдём вместе в Вифлеем».

Пойдём вместе в Вифлеем ду-да, ду-да, ду-да, ду-да-да.
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза). (Все качают воображаемого младенца на руках).
Будем весело играть ду-да, ду-да, ду-да, ду-да-да.
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза).
Девочки на дудочках (этот ритмический рисунок играют девочки, у которых в руках дудочки)
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза).
Мальчики на молоточках (этот ритмический рисунок играют мальчики, у которых в руках молоточки).
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза).
Девочки на колокольцах (этот ритмический рисунок играют девочки, у которых в руках колокольчики).
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза).
Мальчики на погремушках (этот ритмический рисунок играют мальчики, у которых в руках погремушки).
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза).
Будем весело играть (этот ритмический рисунок играют все, на своих музыкальных инструментах).
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза).
Бабушка:
-Поиграли, молодцы, а вот древние предания рассказывают нам о том, что поклонялись Христу в те дни не только люди и животные, но и деревья и цветы.

-А может быть вы нам покажете, а мы послушаем «Легенду о рождественских розах».(плоскостной театр)- (дети стоят полукругом )

«Легенда о рождественских розах»
(А. Николов.)
То было в давние года:
Над спящим миром ночь царила,
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.

И дети бедных пастухов,
Узнав, что родился Спаситель,
Со всех сторон, из всех шатров
С дарами шли в Его обитель.

Несли Ему ягнят живых,
И соты меда золотого,
И молока от стад родных,
И хлеб от очага родного.

И только девочка одна
В святой вертеп войти не смела.
Стояла поодаль, грустна,
А дети шли, смеясь над нею

"О Боже! – плакала она. –
Зачем меня Ты создал нищей?
Я одинока, я бедна
С чем я войду в Его жилище?"

Вдруг свет, как тысяча огней,
Сверкнул вокруг, во тьме унылой.
И видит девочка - пред ней
Посланник неба светлокрылый.

«Не плачь, бедняжка, не грусти! –
Промолвил кротко гость небесный. –
Ты можешь Богу принести
Своих слезинок дар чудесный.

Взгляни, малютка, на земле,
Куда твои упали слезы, -
Там вырастают, там, во мгле,
Цветут прекраснейшие розы.

Ты розы светлые сорви,
Иди к заветному порогу,
И дар страданья, дар любви
Отдай, дитя, Младенцу Богу!»

И вот, с кошницею цветов,
Цветов, усеянных шипами,
Она вошла под Божий кров,
Сияя светлыми слезами.

И ей в ответ в очах святых,
Как искры звезд, сверкнули слезы,
И изо всех даров земных
Христос Младенец выбрал розы.

-Вот какое чудесное рождественское предание мы посмотрели. (Мнения детей.)
-За что Младенец Христос выбрал розы? ( ответы детей)

Внучка Настя:
- Бабулечка, а как раньше праздновали Рождество, нам очень интересно узнать.
Бабушка:

- Садитесь поудобнее и слушайте: русский народ всегда благоговейно относился к Рождеству и отмечал его красиво, ярко и щедро. Это светлый и радостный праздник. В каждой семье с любовью украшали дома еловыми ветками, пекли пироги, печенья да булочки. В доме царили мир, покой и согласие, приветливость и доброжелательность. Все горечи, неудачи и печали забыты. Вся семья накрывала праздничный стол. По- старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном. А уж как пели да хороводы водили – на другом конце деревни слышно было. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца – Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.
«Рождество».
Всей семьею в этот вечер соберемся за столом.
Скажет мама: Может свечи, ради праздника, зажжем?
Электричество погасим, обойдемся без него.
И торжественно украсим общий ужин в Рождество.
Пусть огонь веселый скачет над малиновой свечой,
А подсвечник тихо плачет нам прозрачною слезой.
Скоро, совсем скоро, мы будем отмечать Рождество Христово. На день рождения всегда приносят подарки. Лучший подарок Иисусу Христу от нас любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность, послушание.
В рождественские праздники хорошо обменятся с друзьями подарками, поздравить родителей, взрослых, бабушек, дедушек, всех тех, кто вам дорог, вы можете сейчас украсить рождественские открытки (изготовление поздравительных рождественских открыток )
Рефлексия:
- Ребята, что нового вы узнали о Рождестве Христовом?
- О христианских традициях?
- Кто такой Иисус Христос?
-Какие обычаи и традиции в праздновании Рождества вам больше всего понравились?



Литература и используемые ресурсы:

1.Православный календарь « Егорушка» - 2015 год
2.Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
3.Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
4.Священник Сергей Коротких Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. М.:, 2003. – 153 с.
5. Сборник рождественских рассказов, стихов и песнопений «Свет Христова Рождества» Коротенко Л. – М.: Издательство «Отчий дом», 2003;
6.http://nsportal.ru/podborka
7. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/prazdniki-v-dou/zimnie-prazdniki-v-dou/scenari-na-rozhdestvo-dlja-detei-doshkolnogo
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315