Конспект урока-решения в 11 классе Поэт в России — больше, чем поэт (по творчеству Б.Пастернака)


Урок-размышление
по творчеству Б.Л.Пастернака (1890-1960)
тема: «Поэт в России – больше, чем поэт…» (Е.Евтушенко)
Чтоб вовек твоя свеча горела…
Е.Евтушенко
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил.
И вся земля была его наследством,
И он ее со всеми разделил.
А.Ахматова
Цели:
Обучающие:
1. Познакомить учащихся с биографией Б.Пастернака, раскрыть всю глубину и трагедию творческой личности;
2. дать краткое представление о творчестве поэта, создать атмосферу «погружения в творчество мастера», чтобы для учащихся просто пастернак превратился в «моего» Пастернака, чтобы и после урока захотелось почитать стихи поэта; пробудить интерес к творчеству Б.Пастернака, формировать художественный вкус, развивать умение обобщать материал и выражать свои мысли;
Развивающие:
3. всем содержанием урока подвести учащихся к принятию самостоятельного решения на проблемный вопрос: Кто он – Б.Пастернак?
- совесть нашего поколения, нравственный ориентир или поэт, которому ни один честный человек, ни один писатель не подадут ему руки, т.к. он человек, предавший родину и ее народ.
Воспитывающие:
4. на примере жизни Б.Пастернака показать, что самое трудное и в то жесамое главное в жизни – остаться самим собой, не потерять своего лица. Но для этого нужно мужество, смелость, уважение к самому себе, трудолюбие, высокая духовность, твердость характера.
Тип урока: изучение новой темы, урок-размышление с применением технологии проблемного обучения.
Методические приемы: беседа, лекция, чтение наизусть, опережающее задание, прослушивание музыкальных фрагментов, обобщение материала.
Оборудование: учебник литературы, листы с высказываниями, сборники стихов Б.Пастернака, презентация, запись музыкального фрагмента, компьютер, проектор.
Ход и содержание урока.
Организационный момент.
Новая тема.
А) Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы вновь обращаемся к поэзии. Когда мы говорим о рядовом поэте, принято привязывать его к стране. И, как правило, это мало о чем говорит. Но когда мы называем Великого Поэта, ситуация меняется. Меняется потому, что это своего рода второе название страны – страны Шекспира, страны Пушкина. Этот Великий Поэт, перешагивая любые территориальные границы и рубежи, расширяет поле своей страны, своего родного языка, он создает единое культурное пространство земного шара. Но, как сказал наш современник Е.Евтушенко,-
Поэт в России – больше, чем поэт
В нем суждено поэтами рождаться лишь тем,
В ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
И сегодня мы поведем разговор о Великом Поэте, который расширил поле своей страны, расширил поле литературы. Мы поведем разговор о Борисе Леонидовиче Пастернаке – крупнейшем русском писателе и поэте, поднявшемся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. И темой нашего урока будет строчка из поэмы Е.Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт…».
А эпиграфом к уроку являются слова того же Е.Евтушенко: «Чтоб вовек твоя свеча горела» и слова А.А.Ахматовой, которая так метко и ярко написала о Пастернаке. (зачитываются слова А.Ахматовой)
- На ваших листах даны 2 высказывания о Б.Л.Пастернаке (зачитать)
1) «Он был совесть нашего поколения… Русская интеллигенция искала у него решения всех вопросов времени, гордилась егонравственной твердостью, творческой силой. Я всегда считал, что в жизни должны быть люди, наши современники, которым мы могли верить, чей нравственный авторитет был бы безганичен… Тогда нам легче жить, легче сохранять веру в человека. (В.Шаламов Воспоминание о Б.Пастернаке)
2) Что делать Пастернаку в пределах Советской страны? Кому он нужен? Чьи мысли он выражает? Не следует ли этому внутреннему эмигранту стать эмигрантом действительным». И пусть незавидная судьба эмигранта – космополита, предавшего интересы родины, будет ему уделом. Собрание обращается к правительству с просьбой о лишении гражданства предателя Пастернака. Ни один честный человек, ни один писатель – все, кому дороги идеалы прогресса и мира, не подадут ему руки, - как человеку, предавшему родину и народ», (Резолюция общего собрания писателей г.Москвы, состоявшегося 31 октября 1958г.
- Два мнения об одном человеке, мнения прямо противоположные. И ваша задача в течение урока решить, каким же на самом деле был Б.Пастернак – совестью эпохи, нравственным ориентиром или предателем России, внутренним эмигрантом. А чтобы сделать вывод, мы на уроке будем говорить о жизни поэта, о его поступках, читать и слушать его стихи.
Беседа с учащимися.
- Каковы биографические предпосылки широкой одаренности Б.Пастернака? Рассказать о семье поэта, в которой он родился?
О: - Б.Пастернак родился в 1890 г. в Москве, в семье, принадлежавшей к русской художественной элите. Его отец, Леонид Осипович, замечательный русский художник, профессор училища г.Москвы. огромную известность ему принесли иллюстрации к романуЛ.Н.Толстого «Война и мир». Мать, Розалия Исидоровна Кауфман, была замечательной пианисткой. В доме родителей собирался цвет русской творческой интеллигенции. Здесь были художник Серов, Врубель, Н.Ге, К.Коровин, композитор Скрябин. Сам Б.Пастернак до 10-12 лет много рисует, а позднее занимается музыкой, готовясь к поступлению в Московскую консерваторию по классу композиции. Большое влияние на увлечение Пастернаком музыкой оказало влияние Скрябина, который до конца жизни остался любимым композитором.
- Где учился Б.Пастернак, какое получил образование?
О: - Пастернак сначала закончил с золотой медалью пятую Московскую гимназию, а затем в 1908 г. был принят на юридический факультет Московского университета, а затем по его просьбе он был переведен на философское отделение историко-филологического факультета. В 1912 г. Пастернак отправился в Германию в знаменитый Марбургский университет, где будущий поэт изучает философию.
- Как начинается поэтическая деятельность Б.Пастернака?
О? – Летом 1913г. пастернак живет на подмосковной даче, где он отдается поэтической стихии. В 1914г. выходит первая книга Пастернака «Близнец в тучах». К этому времени пастернак окончательно определился в призвании; он особенно увлекся творчеством А.Блока. «С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников», - вспоминал впоследствии Пастернак.
Но символизм, к которому примыкал А.Блок, как литературное направление в это время переживал кризис, активно заявили о себе литературные направления, противостоящее ему, - акмеизм и футуризм. Пастернак примкнул к футуристической группировке «Центрифуга». И отношения пастернака с футуризмом – это прежде всего отношения с Маяковским. Сначала стихи Маяковского произвели на Пастернака колоссальное впечатление. Но постепенно начался отход Пастернака от футуризма и самого Маяковского, вплоть до окончательного разрыва. У них появились расхождения во взглядах на искусство. Пастернак не понимал пропагандистского усердия Маяковского, компанейства, подчинения голосу злободневности, т.е написанию стихов по заказу. В первом сборнике стихов Пастернак опубликовал стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать». И все последующие сборники он открывал этим стихотворением.
- Как назывался следующий сборник Б.Пастернака, который он издал в 1922 году, и как приняли этот сборник стихов?
О: - в 1922 г. вышел сборник стихов пастернака «Сестра моя – жизнь» после этого сборника заговорили о Пастернаке как об одном из крупнейших поэтов современности. Его стихи высоко оценили М.Цветаева. А Осип Мандельштам отметил, что «стихи Пастернака прочитать – горло прочистить, дыхание укрепить, обновить легкие». Но раздавались и другие голоса. Были критики, которые обвиняли Пастернака в оторванности от жизни. В последующие годы еще вышло несколько поэтических сборников: «Темы и вариации», «Второе рождение», «На ранних поездах». Когда наступил в творчестве простой, пастернак много занимался переводами. И высшим переводческим достижением Пастернака стал перевод трагедии Гете «Фауст».
- Особенно интересной была книга стихов «Второе рождение», написанна им в 30-е годы. Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз. Это о ней, вдохновительнице, друге, жене написал он стихотворение «Любить иных – тяжелый грех».
Чтение стихотворения «Любить иных – тяжелый грех». (стр 106)
- Жизнь Зинаиды Николаевны сложилась так, что красавица, талантливая пианистка, она, защищая интересы Пастернака, вынуждены была заниматься «прозой жизни», домом, семьей. Зинаида Николаевна И Борис Пастернак разлучались редко, о чем свидетельствует небольшое количество писем. Вот что писал Б.Пастернак своей жене:
«Ты постоянно оказываешься совершеннее того большего, что я думаю о тебе. И как ни смертельно хороша ты в моем обожании, в действительности ты – еще лучше. Счастье даешь и будешь давать ты мне, не тебе не давать». Так мог написать только человек влюбленный и любимый, обожающий женщину. И кто знает, может быть, стихотворение «Никого не будет в доме» тоже было навеяно этими чувствами.
Песня «Никого не будет в доме»
- Что вы можете сказать о довоенном творчестве Б.Пастернака?
О: - Начиная с 1936 г., жизнь в подмосковном поселке Переделкино носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи, прозу, занимается переводами. В это же время началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937г. Пастернак стал едва ли не единственным среди писателей, который не подписал петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов. Он все поставил на карту: семью, творчество, но не побоялся, не отрекся от друзей, коллег, не струсил. Сталину несколько раз докладывали о желательности арестовать Пастернака, но он ответил: «Оставьте этого юродивого в покое». Таким образом, 40-е годы – это годы мрачного безвременья.
Чтение стиха «Быть знаменитым – некрасиво» (стр.145)
- Какое произведение в области художественной прозы стало итогом творческой деятельности Б. Пастернака?
О: - итогом творческой деятельности стал роман «Доктор Живаго», работа над которым шла 10 лет, с 1945-1955гг. именно этот роман стал причиной нападок на Б.Пастернака. его обвиняли в отрыве от народа, в неприятии коммунистического строя. А.Фадеев, на тот момент секретарь Союза писателей СССР, прямо назвал поэзию Пастернака безыдейной и аполитичной, что она не может служить идеалом для наследников великой русской поэзии». Но Пастернак не обращал внимания на травлю, продолжал писать свой роман и читал друзьям законченные фрагменты из него. Пастернак долго искал название для своего романа, и в 1948 г. остановился, наконец, на названии «Доктор Живаго». Параллельно с прозаическим текстом писались стихотворения Юрия Живаго, главного героя романа. Эти стихи составили последнюю, 17 часть романа. 10 декабря 1955 г. роман был закончен, о чем писал Пастернак В.Шаламову: «Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от бога». Итак, роман закончен. Он читается в списках, но разрешения на печатание его нет.
Наступает 1956г. Редакции молчат, как затишье перед бурей. И вдруг, как гром среди ясного неба: 15 ноября 1957г. выходит на итальянском языке его роман «Доктор Живаго». А через 2 года он был переведен на 24 языка. Само это произведение – духовная автобиография Пастернака, написанная с предельной откровенностью. В центре романа – образ интеллигента, Юрия Живаго, стоящего на трагическом распутье между личным миром и бытием.
После опубликования романа на Западе Пастернак жил в ожидании расплаты. В 1958г. Б.Л.Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Это вызвало резкую критику в Советской России. Для Пастернака наступила черная неделя.
25 октября «Литературная газета» опубликовала резко отрицательный отзыв о писателе Пастернаке от 1956г. в этот день состоялась демонстрация студентов с требованием: «Вон из СССР».
28 октября было опубликовано Постановление об исключении из Союза писателей Бориса Пастернака.
29 октября на Пленуме ЦК ВЛКСМ выступил комсомольский вожак Семичастный: «Как говорится в русской пословице – и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака».
31 октября более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства.
- Вся эта разнузданная антипастернаковская история в газетах и журналах вынудила писателя отказаться от Нобелевской премии. Вот она вынужденная телеграмма: «Стокгольм. В Шведский комитет. В связи с тем значением, которое придает Вашей награде общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой отказ. Б.Пастренак».
- Глубокие нравственные потрясения спровоцировали уже тогда, видимо, гнездившуюся в нем болезнь. И через 2 года Б.Л.Пастернака не стало. Он умер от рака легких 30 мая 1960г. для советской власти было довольно удобно: неудобный писатель с мировой славой, ставший поперек горла, ушел. 2 июня, в день похорон, люди спешили в Переделкино, чтобы проститься с Борисом Леонидовичем. Поток нарастал: шли дети, старики, студенты, но не было ни одного писателя. Распорядители похорон спешили, они торопливо заколачивают крышку, а еще быстрее зарывают. Так хоронят великих.
Разбросали венки на венки,
На полчасика погрустили…
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!
И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощание,
Он не мылил петли в Елабуге
И с ума не сходил в Сучане.
Даже киевские «писменники»
На поминки его поспели!
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели.
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул.
А за гробом встали мородеры
И несут почетный караул.
Александр Галич
Чтение стихотворения «Во всем мне хочется до самой сути…» (стр.144)
Заключение.
Итак, Б.Л. Пастернак прожил свою жизнь именно так, как ему хотелось: «ни единой долькой не отступая от лица». 19 февраля 1987г. Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1956г. «Об исключении Б.Пастернака из членов Союза писателей СССР». В 1988г. роман «Доктор Живаго» был напечатан в журнале «Новый мир», в журнале, который когда-то отказал Пастернаку в печатании романа. А в декабре 1989г. Шведская академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что самого лауреата уже нет в живых.
- КТО ЖЕ ОН: нравственный ориентир, человек, обладающий творческой силой ИЛИ человек, предавший Родину, народ, внутренний эмигрант?
(Что помогло Пастернаку остаться нравственным ориентиром? Какие черты характера способствовали этому?)
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ:
Б.Пастернак – действительно Великий Поэт России и Мира. И это высочайшее звание, которое не требует больших залов, орекстров, сцен, огней, прожекторов, громких оваций и уж тем более решений Политбюро. Великий судья Время. И время вынесло свой вердикт, все расставило на свои места.
Это истинный интеллигент, человек, которым может гордиться страна, потому что в самые трудные для него минуты он остался верен своим идеалам, не отступил от своих принципов, не изменил самому себе. О том, что он высоконравственный человек, говорят его поступки.
- В 1934г. был арестован О.мандельштам, написавший стихи, порочащие Сталина. И чтобы вступиться за автора этих строк в то время требовалось незаурядное мужество. Пастернак вступился и благодаря этому заступничеству гибель поэта была на несолько лет отсрочена.
- Гернштейн вспоминала: «Осенью А.Ахматова неожиданно появилась в Москве, пришла ко мне, произнесла вместо приветствия одну только фразу: «Они арестованы». Они – это ее муж Николай Пунин и сын Лев Гумелев. Через 2 дня А.Ахматова сообщила, что было написано 2 письма на имя Сталина, и одно из писем было от Б.Пастернака.
- Вот какие воспоминания оставил Е.Евтушенко о Пастернаке.
(зачитать кн. Е.Калан «Анализ лирики в старших классах» стр.239-240)
Зажигаем свечу в честь великого поэта, сумевшего несмотря ни на что остаться самим собой.
Литература.
Журнал «Литература в школе» №6, 1989г. стр.3 – 18
Е.Каплан «Анализ лирики в старших классах» М., Издательство «Экзамен», стр.239-240.
Журнал «Вечерняя средняя шкла», №1, 1990г., стр.52-60.
Интернет – ресурсы.