Конспект урока по окружающему миру на тему Чем человек отличается от животного

Конспект   урока  окружающий мир, 4 класс
УМК« Начальная школа 21 века»
Учитель : Хорзова Ирина Анатольевна
«Чем  человек  отличается от животных»

Тема:  Человек   умеет   думать   и   говорить 
Цели: Объяснить отличие  человека  от других объектов живой природы

Задачи.
Образовательная.
1) Формировать представление о человеке.
2) Познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств.
3) Познакомить со строением и функциями органов чувств.
Воспитывающая.
Воспитывать:
- воспитывать самоуважение, стремление к самопознанию и саморазвитию

- интерес к предметно-исследовательской деятельности;
- ориентацию на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Развивающая.
Развитие регулятивных УУД:
(базовый уровень)
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать установленные правила планирования и контроля способа решения;
- принимать роль в учебном сотрудничестве.
(повышенный уровень)
- на основе результатов решения практических задач развивать теоретические выводы об изучаемом объекте в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Развитие познавательных УУД:
(базовый уровень)
- пользоваться знаками, символами;
- строить сообщения в устной форме;
- находить ответы на заданные вопросы;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
(повышенный уровень)
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию), указанную учителем информацию об окружающем мире.
Развитие коммуникативных УУД:
(базовый уровень)
Развитие умения
- договариваться;
- приходить к общему решению;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы, адекватные в данной ситуации, позволяющие оценить в процессе общения;
(повышенный уровень)
- строить монологические высказывания;
- ориентироваться на позиции партнёра в общении и взаимодействии.




Ход  урока .
1.Мотивационный момент
(слайд 2)
-Ребята! Посмотрите небольшой фрагмент и будьте готовы ответить на вопросы. (Ералаш выпуск №53) -Сколько учеников было в первобытной школе? (9)
-Что ел первобытный ученик? (банан)
-С какой парты пошёл первый ученик? (3)
-Что сказал учитель? - Завтра с родителями в пещеру директора)
-Где появилась шишка у педагога? (на лбу, справа)
-Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. А что помогло вам это сделать? (внимание и память).
-Дайте определение этих понятий. (ответы учеников)
-Вы сказали, что память основана на органах чувств. Маленький тест вашему вниманию. (дети делают тест «Органы чувств»)

(слайд 3)
2. Постановка проблемы
- Постарайтесь по данному толкованию определить понятие, и вы узнаете, кому будет посвящена тема нашего урока.
Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. С. И. Ожегов
Появляется слово « человек ».
-Как вы думаете, какая цель стоит перед нами?(Цель: Объяснить отличие человека от других объектов живой природы.)
Вывешивается «Человекэто часть природы, её живого мира.»
Слайд 4.
-Итак, человек - это часть природы, ее живого мира. Расскажите, что вы уже знаете о человеке. (строение его тела, умение воспринимать и запоминать) (Ответы учащихся.)
3. Слово экспертам. (Салтыкова Аня.)
Слайд 5
- Древнегреческий философ Платон отвечал на вопрос «Кто такой человек?» «Человек это двуногое животное без перьев.»
-Через 2000 лет известный физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:
« Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится.»
Слайд 6
-Выскажите предположения :Чем человек отличается от животных?
-Сверьте свои высказывания с текстом с.90. (самостоятельное чтение)
4. Работа в группах: распределите карточки с умениями на две доски.
Животные
Человек

Произносят отдельные звуки
Произносит звуки, слова, предложения

Речь не связная
Речь связная

Не могут объяснять, анализировать, сравнивать
Может решать умственные задачи

Не изготавливают орудий труда, берут из природы приспособления
Создают различные орудия труда, машины, механизмы

Не могут создать чертёж, проект
Может создать чертёж, проект

Некоторые могут рисовать
Выполняет разнообразную работу,

Пользуются инстинктами
Может писать, резать, пилить и многое другое

Опирается на инстинкты
Использует мышление

Не ставят цель работы
Может ставить цель предстоящей работы

Не проявляет творчество
Может работать творчески


Слайд 7
--Какой можно сделать вывод? (Человек-разумное, общественное существо).

5.Физминутка

Слайд 8
- Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф (учащимся демонстрируется отрывок из м/фильма «Маугли», где он ходит на двух ногах, разговаривает)
- Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нём знаете? (отвечает подготовленный ученик)
Андриянов Станислав:
-Все вы, наверное, помните историю Маугли из «Книги зверей»,
посвященную жизни зверей и человеческого детеныша, которую написал английский писатель Редьярд Киплинг. Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».
Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вместе с волчатами начинает сосать молоко их матери - грозной волчицы Ракши. Так он становится приемным сыном волчицы.
Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втолковывает ему законы джунглей.
  -Спасибо. Что Маугли умеет делать так же, как и люди?
(на доске появляется запись: «Маугли в сказке ведёт себя как человек»)
- Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение?
Слайд 9 «Слово экспертам» (подготовленные дети)
-Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.
-Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные.
-Влад и Лаврентий нам расскажут о случаях, произошедших в действительности. (слайд---)
5. Групповая, исследовательская работа
Работа в группах:
Слайд 10
- Сделайте вывод: почему Маугли не такой, как мы с вами? Что его отличает от нас?

(учащиеся получают карточки с наводящими вопросами):
Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?
Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?
Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке?)
(ответы обучающихся)
.Вывод. Человек всё время решает простые и сложные задачи,
преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия.
Всё это возможно потому, что человек умеет думать (мыслить).



Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла...
И вот остался тигром тигр,
И слон слоном остался
А человек, меняя мир,
Сам в мире изменялся
-Как вы понимаете данные строчки? (ответы детей)
Слайд 11
--Примите на заметку.

Слайд 12
6.Подведение итогов:
-Вернёмся к высказыванию Ожегова. Что мы добавим к нему и почему.
- (Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью, умеет мыслить.)

Слайд 13
7. Рефлексия
Давайте подведём итог нашей работы. Попробуйте продолжить фразу.
Сегодня на уроке:
- я научился
- было интересно
- было трудно
- мои ощущения
- больше всего понравилось
8. Оценки
9 Домашнее задание
Составить рассказ «Чем человек отличается от животного?»
Большое спасибо за работу на уроке!



ђ Заголовок 1[ђ Заголовок 315