Приобщение младших школьников к ценностям здоровогообраза жизни


Статья
Система работы учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни.






Учитель начальных классов
КМОУ «Анненковская средняя школа»
с. Анненкова –
Лесного Майнского района
Тишина Наталья Николаевна









Содержание

Пояснительная записка 3
1. Работа учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни в процессе учебной деятельности...4-7
1.1 Задачи учителя, организующего здоровьесберегающий процесс4-6
1.2 Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся в аспекте сохранения их социально – психологического здоровья..6-7
1.3 Список приложений7
2. Воспитательная работа....8-12
2.1 Список приложений..11
3. Работа с родителями 12-16
3.1 Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников..........................................................................12-14
3.2Формывзаимодействияклассного руководителя с семьёй14
3.3 Методика подготовки и проведения собрания
в начальной школе...........................14-15
3.4 Список приложений......15-16
4. Выводы.... 17
5. Список приложений.........18
6.Библиография..19-21

Пояснительная записка.
На современном этапе с особой остротой встаёт проблема внедрения в образование современных здоровьесберегающих технологий. Она достаточно часто поднимается и педагогами, и психологами. Практика показывает, что проблема должна рассматриваться не только с точки зрения физического здоровья. Нельзя оставлять без внимания заботу о психическом и социально-психологическом здоровье детей.
В школе важно с первого класса заниматься психологическим здоровьем учащихся, так как именно психологическое здоровье является важной предпосылкой сохранения здоровья не только физического, но и социального. Кроме того, психологическое здоровье – важнейшее условие сохранения высокой учебной мотивации учащихся, позволяющее добиться усвоения учебного материала на максимуме познавательных ресурсов ребёнка.
Система работы учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни имеет свои особенности. В МКОУ «Анненковская СШ» с. Анненкова – Лесногов начальной школе четыре классаю Четыре классных руководителя. Им помогают осуществлять работу по здоровьесбережению завуч – организатор, школьный и сельский библиотекари. В школе нет психолога. Включение учителя в психолгическую проблематику позволяет не только понять детей, но и узнать их с незнакомой ранее стороны. Учитель выходит с учеником на иной уровень контактов.
Система работы учителя по данной теме включает в себя урочную деятельность, внеклассную работу, работу с родителями.
В учебной деятельности реализуется образовательная программа «Школа России».
Во внеклассной работе представлен опыт работы по внедрению авторской программы Артемихиной Т.В. учителя начальных классов МОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Кирс Верхнекамского района, лауреата Кировского областного конкурса «Педагог года » - «Школа здоровья и радости».
В работе с родителями представлен опыт работы по проведению родительских собраний.
1. Работа учителя по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни в процессе учебной деятельности.

1.1 Задачи учителя, организующего здоровьесберегающий учебный процесс.
- Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.
-Отслеживание соответствия санитарно – гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно – теплового режимов и др. Необходимо проветривание класса (кабинета): частичного – на переменах, сквозного – до и после занятий.
-Обеспечение сильной, оперативной и надёжной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика, передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку.
-Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.)
- Обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне.
-Учёт естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.
-Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности.
-Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объёмами урока без информационной перегрузки учащихся.
-обеспечение на уроке правильного темпо – ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учётом физического состояния и настроя учащихся.
-Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа к другому, чередования труда и отдыха, смены одних форм другими, с учётом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся, устойчивого снижения работоспособности.
-Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального здоровьесберегающего воздействия.
-Постоянное внимание по охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно – координаторных тренажей) и др.
-Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке.
-Соблюдение норм объёма домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
-Обоснованность с точки зрения сохранения здоровья учащихся применяемых психолого – педагогических приёмов и методов. Приоритет методов самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения.
-Реализация на практике индивидуально- личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным и т. д., что является одним из главных показателей профессионализма учителя.
- Максимально возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности (слушанье, объяснение, диктовка, ответы на вопросы). Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество.
-Использование всего многообразия приёмов мотивации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать, радость от достижения, стремление поделиться знаниями).
-Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, стиля сотрудничества с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности.
-Обеспечение дифференцированного подхода к детям группы риска и больным.
- Контроль состояния учеников (особенно групп риска) после урока как индикатор влияния урока на здоровье.
1. 2 Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся в аспекте сохранения их социально-психологического здоровья.
«Всё в учителе оказывает то или иное воздействие
на класс».
Тезис из учебника педагогики.
1. Способность учителя к сочувствию, сопереживанию (эмпатии) способствует снижению стрессогенной атмосферы, нередко возникающей на уроке, благоприятно отражается на психологическом здоровье школьников, позволяет учителю с большей эффективностью реализовать индивидуальный подход к учащимся.
2. Способность к рефлексии как умение и регулярно тренитуемый навык выхода за пределы своего «Я», возможность посмотреть на себя и ситуацию со стороны. Для учителя это один из индикаторов педагогического профессионализма. Поддаётся развитию благодаря участию в психологических тренингах и индивидуальной работе с психологом.
3. Умение владеть своими эмоциями, быстро и результативно приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние, преодолевать дистресс и подобные ему деструктивные проявления.
4. Умение эффективно слушать, включая качество слушания, управление диалогом, поддержание обратной связи с партнёром. Таким образом, происходит воздействие на ученика и обучение коммуникативным навыкам на примере собственной работы.
5. Проявление поисковой активности, лежащее в основе личностного развития и профессионального самосовершенствования, тесно связанные с уровнем креативности и адаптационных возможностей. Это качество учителя оказывает многофакторное влияние на результативность учебной работы (её творческую составляющую), психологическое состояние школьников, достигаемые показатели их воспитания (модель поведения, система ценностей, комплекс навыков)
6. Толерантность, способность терпимо относится к разным проявлениям жизни, даже если это не очень нравится, но не ущемляет ничьих прав и свобод, в том числе собственных. Этот осознанное и мудрое принятие реалей жизни, предоставление другим людям мыслить и поступать по- своему. Одна из самых дискутируемых проблем современной школы во многих странах мира. Определение границ допустимости индивидуального самовыражения, оптимального уровня авторитарности, требовательности т. д.
7. Способность в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты, представлять «как слово наше отзовётся» в будущей жизни ребёнка, что вырастет из семечка, посаженного на обычном уроке.
1.3 Список приложений:
1. Фотовыставка на экологическую тему «По знакомым местам».
Работа с учащимися 2-го, 4-го классов.
2. Нетрадиционные уроки (в электронном виде):
а) Единицы времени, соотношение между ними (фрагмент)
б) Квадрат (фрагмент)
в) Устный счёт. Многозначные числа (фрагмент)
г) Угол. Виды углов (фрагмент)
3. Интегрированный урок по литературному чтению. Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане ».



2.Воспитательная работа.
Воспитательная работа с младшими школьниками имеет следующие направления деятельности:
Познавательная деятельность.
Коммуникативная деятельность.
Художественно-эстетическая деятельность.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Индивидуальная работа с учащимися.
Вся деятельность согласуется с планом воспитательной работы школы с программой «Школа здоровья и радости», которая внедрялась в практику работы несколько лет. Программа адаптирована к условиям сельской школы. Практика показывает, что детям, учителям и родителям программа интересна, увлекательна.
Особенно хочется подчеркнуть следующее. Реализация программы «Школа здоровья и радости» может быть успешной в том случае, если она является целостной системой; охватывает и учебный процесс, и воспитательную работу с детьми, и просветительскую работу с родителями. Данная программа рассчитана на четыре года.
Некоторые моменты программы успешно интегрируются со школьными уроками физической культуры.
Существует необходимая человеку культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства.
Что же нужно ребёнку для сохранения и укрепления здоровья?
1. Двигательная активность. Во многих лабораториях мира учёные проводили опыты на животных, сравнивая здоровье и продолжительность жизни детёнышей из одного помёта, получавших одинаковое, необходимое для жизни питание. Только животные одной группы много двигались, а других резко ограничивали в движениях. Им не приходилось играть или прикладывать усилий для добывания пищи. Итог оказался ошеломляющим - крысы в нормальных условиях прожили 529 дней, а их малоподвижные братья всего лишь 82 дня, т. е. в 6, 5 раз меньше! Недостаток работы мышц привёл не только к ослаблению и атрофии самих мышц, но и к ухудшению состояния нервной системы, работы сердца, лёгких, печени, накоплению лишнего жира и другим изменениям, характерным для глубокой старости.
2.Питание. Оно имеет несколько функций: обеспечение человека энергией строительная – доставка материала для построения тела, наполнение организма биологически активными веществами, регулирующими процесс жизнедеятельности, основная часть которых – витамины.
Питание должно быть достаточным по количеству и полноценным. Оно должно содержать необходимые для строительства белки (мясо, рыба, молоко, яйца), жиры (животные и растительные), углеводы (крупы, хлеб, сахар), минеральные вещества и витамины, содержащиеся в овощах и фруктах. С другой стороны, пища не должна быть избыточной, слишком калорийной и рафинированной, очищенной от естественных грубых волооко клетчатки и других веществ. Питаться надо регулярно, распределяя общее количество пищи в течение дня.
3.Влияние внешней среды. Это на самом деле не только экологическая обстановка в том районе или городе, где вы живёте, которая очень сильно может влиять на здоровье, вернее на частоту возникновения определённых заболеваний у взрослых и детей.
4. Соблюдение правил здорового быта, гигиена вашего дома, личная гигиена. Ребёнок, готовящий уроки на уголке высокого стола, сидя боком на табуретке или спящий на раскладушке может заработать искривление позвоночника. Каждое утро нужно находить 10 минут, чтобы сделать несколько несложных упражнений для тренировки разных групп мышц. И это должно войти в полезную привычку.
5.И ещё очень важно – «Погода в доме». Нервные стрессы, недостаток положительных эмоций - это то, из-за чего бессильны помочь детям врачи и педагоги. Очень часто нервные стрессы становятся «спусковым механизмом» не только нарушений психики, но и простудных заболеваний. Нервная система тесно связана с иммунитетом организма, предохраняющим нас от вредных вирусов и бактерий.
6. Закаливание. Большую роль в поддержании и укреплении иммунитета играет закаливание. Чем моложе организм, тем беззащитнее он к действию внешних факторов: жары, холода, перепадов атмосферного давления, сырости, солнечной радиации и инфекционным заражениям. Причём действуют эти факторы на организм, дополняя друг друга. Как бы мы не оберегали ребёнка, мы не можем быть всегда рядом.
Тепличные и стерильные условия жизни не могут длиться бесконечно, лучше как можно раньше научить ребёнка и его организм защищаться от разных невзгод самостоятельно. Тот, кому в три - пять лет не страшна открытая форточка и холодная вода, став старше, сам справится с другими проблемами.
7.Отутствие разных форм наркотизации – курения, алкагольной зависимости и др. Каждое из этих веществ – яд! Яд, отравляющий весь организм и в первую очередь нервную систему, яд, подрывающий здоровье и тормозящий рост и развитие. Их объединяет не только вредное воздействие на здоровье, но и затягивающее всё глубже и глубже привыкание, которое формируется тем быстрее, чем моложе ребёнок.
Вот несколько составляющих физической культуры, которые красной нитью проходит в программе здоровьесбережения.











2.1 Список приложений:
1. Программа «Школа здоровья и радости» Артемихиной Т. В. МОУ СОШ №3 г. Кирс Верхнекамского района Кировской области.
2. Опыт работы учителя МОУ СОШ с. Анненкова-Лесного Майнского района Ульяновской области Тишиной Н. Н. по внедрению программы Артемихиной Т. В.
3. Разработки внеклассных мероприятий по здоровьесбережению:
«Суд Никотину»
«В гостях у Айболита» (по мотивам сказок К.Чуковского)
Внеклассное занятие на экологическую тему: «Мир вокруг нас»
4. Теоретическая часть для бесед на уроках физической культуры, для «Страничек здоровья» в начальной школе.
5. План-сетка воспитательной работы.














3. Работа с родителями.
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно объединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей»
Л. Н. Толстой
3.1 Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества.
Главным направлением сотрудничества является просвещение по вопросам психологии и педагогики.
К психолого-педагогическому просвещению привлекаются специалисты различных направлений: врачи, юристы, психологи, представители общественных организаций, социальные педагоги, учителя предметники.
Причём оно должно носить ярко выраженный опережающий характер. Причём следует отметить, что классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
Приглашая специалистов, для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит в будущем степень доверия родителей классному руководителю.
Демонстрация видеоматериалов, слайдов, различного рода статистический материал сделают просвещение родителей более наглядным, убедительным, достоверным.
Любой аспект просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по их запросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей.
Психолого-педагогическое просвещение необходимо ещё и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к её решению и сделать соответствующие выводы.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа.
Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учеников с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней.
Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.
Для того, чтобы позже не разочароваться в родителях своих учеников, классный руководитель с первых дней работы в детском коллективе должен познакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность быть активными участниками классных дел.
Чтобы снять напряжение и тревогу родителей в ожидании перехода ребёнка на старшую ступень обучения, классный руководитель уже в начальной школе должен уделить большое внимание знакомству родителей класса с администрацией школы и педагогическим коллективом.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика. Диагностика в работе классного коллектива может быть предварительной, оперативной и итоговой в зависимости от тех ситуаций, которые требуют её применения.
Использование педагогом диагностики предполагает чёткое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, и что может измениться в лучшую сторону, если диагностика будет проведена.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа..
Назначение коррекционной работы: оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания.
3.2 Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.
Наиболее распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Важной формой групповой работы с родителями является конференция.
Интересной формой работы являются родительские клубы-объединения по интересам.
К индивидуальным формам работы можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дом.
Одной из важнейших нетрадиционных форм классного руководителя с семьёй является индивидуальная консультация. Такая консультация может происходить и дистанционно.
3.3 Методика подготовки и проведения собрания в начальной школе.
1 этап. Подготовка родительского собрания.
При подготовке собрания важно продумать организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить материалы, освещающие внеклассную жизнь детей; приготовить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах.
Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения, где будет проводиться собрание.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Здесь можно выделить пять основных этапов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
3.Психолого-педагогическое просвещение.
4. Обсуждение организационных вопросов.
5.Личные беседы с родителями.
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Информация об итогах собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
3.4 Список приложений:
Родительские собрания по программе «Школа здоровья и радости»:
1.«Ваш ребёнок пошёл в школу».
2.«Между двух огней».
3.«Телевизор в жизни семьи первоклассника».
4.«Трудности адаптации первоклассников в школе».
5.«Режим дня в жизни школьника».
6.«Эмоциональное состояние взрослого и ребёнка. Что стоит за ним?»
7.«Поговорим о дружбе».
8.«Родителям о внимании и внимательности».
9.«Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и для взрослых».
10.«Вот мы и стали на год взрослей».
11.«Мой ребёнок становится трудным».























4.Выводы
Создавая систему работы по приобщению младших школьников к ценностям здорового образа жизни, я обнаружила, что моих знаний по психологии недостаточно. Пришлось заниматься самообразованием. Считаю, что и в сельской школе должны работать психологи . Ведь помощь нужна не только учащимся, но и самим педагогам. Это позволило бы улучшить психологическое здоровье учащихся, педагогов, родителей.
В сельскую школу привлекается ещё недостаточно средств на приобретение необходимого спортивного оборудования, ярких таблиц, которые бы соответствовали нормам СанПиН т.д.
В этом трудности в работе.
Хочется отметить, что на мою работу в данном направлении откликнулись родители разных социальных групп. Все дети с интересом принимают участие во всех моих начинаниях, доводят дело до конца.
Отдельно нужно сказать о детях, которые стоят на внутришкольном контроле и входят в группу риска. Значительные результаты с этими детьми даёт работа учителя в системе приобщения младших школьников к ценностям здорового образа жизни.





5.Список приложений:
1. «Фото выставка»
2. «Грамоты»
3. «Сертификат»




















6. Библиография
1. Богачкина Н. А., Инусилова Т. К., Щербакова Ю.В. Настольная книга завуча начальной школы. – М.: Глобус, 2009.
2. Газета «Начальная школа», № 4, февраль, 2009.
3. Газета «Школьный психолог», № 3, №4, февраль, 2009.
4.Горбылёва А.Я. Педагогические технологии в условиях модернизации начального образования. – Ульяновск: ИКПК ПРО. 2003.
5. Женило М.Ю. Серия «Школа радости». Сценарии школьных праздников, викторины, игры для учащихся. – Ростов - на –Дону. : Феникс, 2002 .
6. Завьялова Н. А. Справочник завуча по начальной школе. – Волгоград : Учитель, 2006.
7.Калинина Н. В. Повышение результативности начального образования – Ульяновск: УИКП ПРО, 2003.
8.Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии.- М : ВАКО, 2004.
9. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. – М.: ВАКО, 2005.
10. Кучма В.Р. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и ЗОЖ//Вестник образования.-2004.-№18.-С. 35-40.
11. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.: ВАКО, 2004.
12. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М. : ВАКО, 2005.
13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы.- М. : АРКТИ, 2003.
14. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии.- М. : ВАКО, 2004.
15. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. – М. : ВАКО, 2005.
16. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья. – М. : ВАКО. 200
17. Калинина Н.В., Прохорова С.Ю. Организация деятельности по охране и укреплению здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. -88с. – (Модернизация начального образования)
18. Киреева Е. Ю. День здоровья в начальной школе /Практика административной работы в школе. -2004. -№3. – с.75.
19. Кудрявцев В. Т. Учение: движение, фантазия, здоровье ( двигательно-оздоровительные моменты на занятиях в дошкольных учреждениях и на уроках в начальной школе) //Образование в современной школе. – 200. - №8. – с. 18-19
20. Лукьянова М. И. Реализация междисциплинарной программы «Обучение здоровью»: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования. – Ульяновск: 200
21. Прохорова С.Ю. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методические рекомендации. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2005. – 22с.
22. Романов К.Ю. Особенности физического воспитания с оздоровительной направленностью в начальной школе. // Образование в современной школе. – 2005. - №5. – с. 17 – 23
23. Степанова М. Первый раз в первый класс. Рекомендации гигиениста. «Народное образование». – 2003. – 7, - с. 201
24. Соловьёва Н.И. Конспекты занятий, физические упражнения, подвижные игры/Н.И. Соловьёва, И. А. Чаленко. – М. : Школьная Пресса, 2007. – 96 с.
(Приложение к журналу «Начальная школа»; вып. 80)Дошкольное воспитание и обучение.
25. Сталбовская Л. А. Физкультминутки в начальной школе /Практика адмистративной работы в школе/. – 2006. - №6. – с.51-55
26. Соловьёва Н.И, И. А. Чаленко. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: программа и методические рекомендации. – М. : Школьная Пресса. 2005 – 64 с. – (Приложение к журналу «Воспитание школьников»; вып. 94) (Дошкольное воспитание и обучение)
27. www bookseller/ru/book/p hp
28. Sch415/uvuo/ ru / /124htmi
30. www/ako/kiroy/ru/tea chers/hhp
29.wwwAkipkro . ru/celinnoe/htm
31. /spor/bibio-gloslus? ru/it em/ shtml
32. www/ specialschool. ru/health/
33. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. shtmt










13 PAGE 14115